Продажа бизнеса: мифы и реальность

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в БИЗНЕС

Алексей Москвич опубликовал интересную статью на тему, которую обычно не «мусолят» эксперты: как продать свое дело. Вот о стартапах есть и сайты, и консультанты, и конференции. А о том, что делать с бизнесом, когда его по каким-то причинам не хочется держать с своих руках, обычно никто не пишет. Спасибо Алексею, что в сети НДС он заполяет этот пробел

За последние семь лет мною приложено немало усилий для формирования у предпринимателей правильных представлений о том, как следует продавать бизнес.   Формирование правильного взгляда начинается с избавления от мифов. Однако эти мифы настолько живучи, что справиться с ними пока не удаётся. Скорее наоборот: стандарты, принципы и алгоритмы активно вытесняются мифами, потому что так легче жить.

Среди владельцев малых и средних компаний наиболее распространены следующие представления:

  • бизнес продаётся легко и просто, «со щелчка», а щелчком служит объявление на БизТорге;
  • подав объявление, можно расслабиться и ждать появления очереди на всё согласных покупателей с увесистыми чемоданами в руках;
  • оценка и предпродажная подготовка — скучное и ненужное занятие; если инвесторам оно надо — пусть сами считают, а данных не дам;
  • мои «хотелки» по цене есть истина в последней инстанции, неоспоримая для готового на всё покупателя;
  • поскольку владельцем истины в последней инстанции являюсь я, то легко могу провести девальвацию своих хотелок;
  • занудные консультанты и прочие брокеры могут идти лесом (или нервно курить в сторонке, пока не запретили).

Развеивать эти мифы не буду, просто приведу примеры из практики последних месяцев.

В настоящее время я занимаюсь поиском мясоперерабатывающих предприятий для одного солидного инвестора. Поскольку для финансирования сделки покупатель планирует привлечь банковское кредитование, одним из требований (кроме подтверждённой доходности) является наличие бизнес-плана со среднесрочным прогнозом и оценкой рисков.

Из четырёх обратившихся предпринимателей трое (!) задали вопрос: «А что такое бизнес-план?», а материалы, представленные четвёртым продавцом, на качественный бизнес-план явно не тянут.

Результат нулевой, инвестор не может вложить деньги неизвестно во что. Получается почти как в сказке про белого бычка: «Приезжайте, смотрите и покупайте» — «Представьте бизнес-план, а встречаться будем после его одобрения кредитным комитетом» — далее по кругу.

Следующий пример: владелей пищевого производства выставляет свою компанию на продажу за 100 млн. руб. Вчера был у него в офисе: первое(впрочем, и второе) впечатление удручающее: пустующее место секретаря, открытые двери кабинетов, трое унылых менеджеров (на как минимум 15 рабочих мест), обзванивающих клиентов с сообщением о том, что цены на продукцию упали на 30%. Плюс визит риэлтора  со словами: «Как можно псмотреть ваш офис на втором этаже?» Через полчаса после назначенного времени встречи вбегает владелец и с радостью сообщает о подаче объявления на БизТорг. Далее выдаёт весь вышеописанный мифологический бред. Понятно, что на проекте продажи этой компании можно ставить крест. Таких «предпринимателей» не жалко, по Сеньке и шапка.

Однако даже владельцы успешных компаний часто западают на возможность «пострелять холостыми», выставляя неподготовленный к продаже бизнес по цене «хотелок».

Мотивами таких действий служит или желание просто «пристреляться» и проверить реальность цены, либо уверенность в том, что цену можно снизить в любой момент. Это самый настоящий фальстарт, и он ведёт в тупик. Вдоволь «настрелявшись», вы убиваете предложение о продаже.

Вдумайтесь: за первые три месяца экспозиции вы столкнётесь как минимум с одной, а то и двумя из ситуаций:

1) вообще нет обращений;

2) обращения есть, но разговор с потенциальными покупателями не клеится из-за цены;

3) после снижения цены у старых интресантов возникает подтверждение смутных сомнений, что в компании не всё в порядке и их пытались обмануть. Сомнения «расползаются» по рынку, новых обращений нет. Товар «протух». Кроме того, есть риск обрести репутацию неадекватного реальности человека.

Кроме того, подобные фальстарты загрязняют рынок купли-продажи бизнеса, и всё труднее становится отделить зёрна от плевел. Компании, обладающие инвестиционно привлекательностью, соответствующие параметрам «цена-качество (для бизнеса это цена, прямо пропорциональная доходу и обратно пропорциональная риску его получения, в итоге реальный для покупателя срок окупаемости), теряются в общем потоке. А привычные доски объявлений приобретают репутацию помоечных. Задумаемся

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности