ЧУМА СТУЧИТСЯ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП

БатуринВо время первого Лин-Саммита Юга России в марте 2013 года  Валерий Казарин записал интервью с Дмитрием Леонидовичем Батуриным — кризисным менеджером с богатым опытом работы в России и в США. Его выступление на тему «Внедрение инструментов лин в кризисной ситуации на примере корпорации «Домино» (уникальный опыт внедрения лин в процессе забастовки и как следствие, сохранения предприятия)» вызвало большой интерес у участников, и он решил, что читателям сайта будет так же интересно узнать — а насколько полезно бережливое производство в условиях кризиса. Проект КЛИП публикует стенограмму интервью, где как всегда сочно и понятно Батурин говорит о сложных вещах.

 

 

 

 

Насколько инструменты бережливого производства применимы при кризисном управлении.

Бережливое производство для любого предприятия, находящегося в плохом положении,  предбанкротном или убыточном, это как бинты для истекащего кровью — нужно остановить кровотечение.  Без инструментов лин приниматься за дело можно, только имея мешок золота. Соответственно, предприятие умирающее или выходящее из бизнеса не имеет возможности такого финансирования, обычно все резервы финансовые использованы, нет ни кредитов, ни кредитной линии, ничем поддержать оборотку нельзя и тогда наступает момент, когда тело отвозят в реанимацию. Кризис менеджмент отличается от обычного достаточно жестким стилем поведения, его не интересуют ни перспективы компании, ни среднесрочные, ни долгосрочные, его задача – вдохнуть жизнь в это бездыханное тело сейчас, потому что все остальное – чистая теория. Поэтому любой из инструментов лин используется, потому что он не затратный. Очень часто все умирающие компании имеют огромную кредиторку, которая исчисляется миллионами, отсутствие деталей, невозможно выстроить поток и прочие все вещи. Они диктуют свою методику борьбы с этими вещами, раковые опухоли вырезать, Инструменты лин не требуют дофинансирования, и ими можно что-то сделать реально. Это – первая помощь. Поэтому без лин мы никуда.

Достаточно ли инструментов лин для полноценного спасения?

Конечно, нет. Больного не только перевязывают, ставят капельницу, пичкают лекарствами, делают уколы. Остановить кровотечение – это только первый этап. Естественно, нужно делать полный реинжиниринг бизнес-процессов предприятия, которое не оправдала расчетов собственников или акционеров.  Это второй этап, но мы будем думать о выздоровлении позже. Работа кризис-менеджера краткосрочна: если ты не успел за шесть месяцев или год спасти предприятие,  значит, ты не успел. Уже поздно.

Где проходит граница между полноценным применением, долгосрочным применением, когда не стоит задача спасать, и срочным спасением предприятия?

Граница, на мой взгляд, совершенно очевидная: здоровый человек занимается закаливанием, обливается холодной водой, кушает витамины, делает физзарядку для поддержания себя на конкурентном жизнеспособном уровне жизни. Если же я буду есть фаст-фуд, ничего не делать, то печальная участь предрешена. Поэтому лин  — это реальная концепция, это стиль жизни. Кризис – это болезнь, при болезни не помогают обтирания, капли в нос и прочие вещи – нужны жесткие лекарства, антибиотики. Закаливание моржа и раковые опухоли – совершенно разные вещи. Поэтому, подготовка предприятия к выходу из кризиса подразумевает какие-то конкретные жесткие меры в которых нет места эмоциям, сентенциям и прочим вещам. Философия должна быть только одна – умирающий организм должен выжить. Поэтому думать о том, во что ты одет, как это выглядит, прилично или нет, жалко ли своих рабочих и служащих, — нет. Все это вторично. Нас не волнует – выбрит больной или нет. А лин – это структурное поддержание фирмы в таком порядке, в котором, по идее, такая внезапная болезнь лечится. То есть – это методология не скатывания в никуда. Перевод на те рельсы, на которых стоит локомотив, На рельсы Тойоты. Они, между прочим, продолжают развивать лин, продолжают работать в плане использования инструментов для борьбы с потерями, т.е. их место их не удовлетворяет. Они хотят сражаться за первенство в мире, за то, чтобы быть первым брендом. В данном аспекте у кризис-менеджера совершенно другие задачи, задачи кратковременные. Ни стратегии, ни тактики. Есть сиюминутная цель. Чем быстрее ты выкарабкаешься из состояния кризисной комы, тем лучше для тебя. К сожалению, многие меры кризис-менеджмента не могут применяться раньше, носят превентивный характер, скажем, на этапе скатывания предприятия вниз. Легкую болезнь легче предупредить, чем лечить. Обычно родственники, друзья, знакомые и прочие руководители предприятия не профессионалы. Они могут стараться изо всех сил, но отсутствие знаний, отсутствие понимания систем управления все равно приведет к тому, что предприятие уйдет под воду. Хороший парень, к сожалению, не профессия.

Как я понимаю, те инструменты, чтобы остановить, например, финансовое кровотечение, неприменимы.

Абсолютно!

То, что направлено на долгосрочный результат – уважение в к людям, принцип «не увольнять» людей – это не применимо в кризис.

Еще раз повторю: эмоции и сентенции здесь не нужны. Восьмой или иной принцип Кайдзен не применим, некогда думать об усовершенствовании, когда твоя задача сохранить предприятие. Конечно, потом это нужно, но раз это не использовалось, давайте выравниваемся до точки безубыточности хотя бы, а потом начнем думать, что делать дальше. Как у врачей: нужно сначала купровать кризис, перевезти больного  из критического состояния в состояние в средней тяжести, а потом уже работать над восстановлением.

Если брать среднее, среднестатистическое  предприятие российское  численностью от 1000 до 5000 человек, в данный момент времени – 2013 год – что сейчас важнее для компании – бережливое производство или меры о предотвращению кризиса, или, может быть, уже спасение от кризиса?

Моя личная точка зрения, которая может не найти поддержки, чума (ВТО) уже стучится в дверь. Если у вас производственный бизнес, вы производите какой-то товар, не услугу, не сервис, а товар, то с большой долей вероятности ВТО раздавит вас. Мы не готовились к нему 20-30 лет, как готовилась Европа, оттачивая во внутриконкурентной борьбе свои механизмы.  Их шестеренки смазаны давно структурами, регламентами, борьбой за место под солнцем. Вы же, ребята, были закрыты в своей солнечной теплице именуемой внутренний рынок. У вас не было конкуренции, она возникла недавно за счет привозных товаров, которые с помощью правительства с 15-20 % таможенной ставкой сохраняли вашу способность с ними конкурировать. Не за счет качества, за счет цены. Вступление в ВТО – предохранительный барьер до 7 лет исчезнет. Будете вы один на один с быстрым Джо у которого два кольта, а у вас в руках кнут. Давайте соревноваться! Кто выиграет?  Результат заранее известен. Поэтому, если вы считаете, что вам нужна философия для того, чтобы рассказать человеку с кольтом, что он не прав, что его Бог накажет за то, что он вас сметет со своей дороги, попытайтесь его убедить. Шансы по теории вероятности у вас есть. С моей точки зрения – чума стучится. Профилактикой заниматься поздно. Нужно переезжать с места, либо прикрывать дверь тому, кто в нее стучится. Дверь мы уже открыли с помощью ВТО. Административный ресурс кончился.

Теги:, , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Комментарии(1)

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности