КОСМИЧЕСКИЕ МАЛЫШИ КОКОРИЧА

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП, Отчеты об открытых лекциях

_MG_8369

Толстенный фолиант Скарлет Хакинг «Тесла против Эдисона. Война великих изобретателей» (М., Издательство: Яуза-Пресс , 2009), где реалистично описана битва за постоянный и переменный токи, я проглотил за пару дней, получив огромное удовольствие. То же могу сказать и об открытой лекции первого частного космического предпринимателя России Михаила Кокорича, где в большой физической аудитории старинного Слободского дворца явно ощущались раскаты битвы за малый и большой космос. Но ведь грозовые раскаты оздоравливают атмосферу и после первой весенней грозы в большом городе легко дышится.

Как дышалось в начале лекции легко понять: на первом слайде во всей красе предстал первый в мире электрический стул. Кто знает, когда появился электрический стул, — спросил Михаил и после моей одинокой руки добавил, — Если знаете, то молчите… После такой подачи темы, связанной с инновациями, — К новой космической технике: подрыв технологий и цепочка создания стоимости – Кокорич полностью овладел вниманием аудитории и стал рассказывать о том, как сегодня формируется совершенно уникальный новый космический рынок, где государство уже давно не лидирует. Если посмотреть все затраты на космос, 75 % — коммерческая составляющая сегодня, т.е. уже частный бизнес — лидер, — пояснил он. Но  пока космический рынок в масштабах планеты очень мал — всего 200 млрд долларов, что меньше годового оборота компании Apple.

[widgetkit id=1127]

Далее он на все лады обыгрывал термин «disruptive technologies», подрывные технологии – по-нашему, и сделал важный вывод: «сегодня в космосе нет бизнеса». Какова стоимость топлива при запуске Союза? – спросил Михаил, но ответа не получил. По его версии стоимость топлива в общих расходах составляет 0, 4 % — 200 000 долларов. Но сам полет стоит уже 50 млн долларов. При таком раскладе билет в Нью-Йорк, если бы самолет был одноразовым,  стоил бы 1 млн. долларов, — пояснил он и добавил: «Пока мы производим покрытые золотом космические аппараты, которые нужно долго строить». Однако, по его мнению, космический рынок ждет рывок: он «может быть в сотни раз больше».  Григорий Баев записал в своем дневнике такие слова Кокорича: «При значительном удешевлении полетов в космос, космических аппаратов и цен на услуги может произойти революция.  Стоимость запуска аппарата в космос в ближайшие годы может упасть в десятки раз. Есть уже подвижки в это направлении: Ракета «Кузнечик» (Grasshopper) Элона Маска уже сейчас способна подлетать на 1 километр и вертикально приземляться. Следовательно, вполне реально создание многоразовых и одновременно дешевых ракет-носителей».  Более того, сославшись на Элона Маска, Кокорич добавил, что стоимость запуска  в космос за 10 лет сократится на порядок. Но пока его маленький аппаратик весом 25 килограммов будет выводить на орбиту Союз.

Потом маленькому космосу Михаила Кокорича досталось на орехи от большого космоса: сначала Валерий Богомолов, начальник лаборатории космической робототехники ЦНИИМАШ, академик Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, эксперт фонда Сколково , усомнился в рыночных перспективах космических малышей и предложил создавать на орбите большие платформы, дескать, места всем хватит. Потом Вячеслав Фатеев, генерал-майор, заместитель начальника по учебной и научной работе Военного инженерно-космического университета им. А. Ф. Можайского, подаривший Кокоричу две свои книги:  «Малые космические аппараты информационного обеспечения» и «Инфраструктура малых космических аппаратов», встал на защиту малышей. А далее эмоционально предложил, заслужив гром аплодисментов после каждой фразы:

Надо запустить вирус малого космоса в бауманку! И еще одно хочу сказать: друзья мои, это новая парадигма! Нельзя забивать, убивать этот росток маленького космоса! Вот он говорит: я на Союзе полечу. Но это старая система, на попутной машине далеко не уедете! Пересесть с одной попутки на другую там нельзя!  Значит, нужна новая система запуска, где предусмотрены разные возможности: это микроракеты и другие системы запуска вплоть до газовой пушки на водороде. Потребитель другой! Уже изобретён нанорадиоприемник размером со спичечную головку! Ждите взрыва! Система образования должна быть иная! Вот в МГТУ им. Н.Э. Баумана нет кафедры с названием малый космос! Я могу прийти с программой создания такой кафедры! Здесь должны быть пацанята и играться в этот космос! Школьники здесь должны быть! Вот такие студенты должны сидеть здесь!

Потом начались вопросы, среди которых один, от студента, звучал так: Вы можете назвать себя инноватором?

Вот как ответил Кокорич:

Я не хочу называть себя инноватором в сфере космоса, потому что считаю это слово ругательным. От инноваций надо держаться подальше, особенно в сфере космоса, где есть вопросы надежности и так далее. Упаси Бог использовать инновационные вещи! Я – бизнес-инноватор и, наверное, это правильно! Бизнес-инноватор – это тот человек, который знает как создать что-то новое, что может устойчиво зарабатывать, получать прибыль в будущем. А что значит прибыль? Это обладание устойчивыми конкурентными преимуществами. А что такое конкурентные преимущества по старичку Портеру? Две вещи – лидерство по издержкам, дифференциация или специализация. Инноватор – тот, кто занимается дифференциацией и за счет нее создает конкурентные преимущества. Лидер по издержкам – это не инноватор.

Потом всплыли вопросы по поводу космического туризма, организации работы в компании Даурия, и вновь студент спросил: Я бы хотел попросить Михаила рассказать о системе мотивации в его компании. Какая у вас мотивационная составляющая в Вашем успехе?

И вот как ответил Кокорич, выскочив за рамки вопроса:

Бинарная. Либо с нами, либо не с нами. Революция систем мотивации происходила давно: премии от количества часов и так далее, это все от лукавого. Любая система мотивации несет две функции: первая – воздай каждому по заслугам; вторая – чтобы все было справедливо. Чувство справедливости — это то, что зарплата должна соответствовать рыночному уровню и так далее… По заслугам вот что: если человек пришел в компанию, когда рискованно, в тот момент, когда компания создается, он получает по заслугам. Все, кто у нас в первый год начал работать, и проработают у нас больше пяти лет, получат после IPO свою долю компании. Я считаю, что сейчас лучшего места для работы в российской космической индустрии кроме нашей компании нет. Это связано и с количеством новых интересных проектов, и с быстротой принятий решений. На каждое место у нас 20 – 30 человек желающих. В последний раз, когда подбирали людей, конкурс был 100 человек на одно место, это первый уровень, 10 на втором. В финале оказалось несколько человек. Сейчас такое необычное ощущение, ведь я впервые за 10 лет работаю с коллективом меньше 100 человек, —  хочется с каждым пообщаться, а времени не хватает. Валентности у человека не хватает. У меня есть такое правило: избегай людей, которые забирают чересчур много твоих валентностей. Есть такие сложные люди, хорошие, пообщался с ним, месяц прошел, он приходит и  у него опять кризис жанра. Я предпочитаю людей предсказуемых. Что значит предсказуемый человек? У него и у тебя одна система ценностей. Вы думаете одинаково, что для тебя хорошо, то и для него хорошо, что для тебя плохо, то и для него плохо. Так что надо подбирать людей одинаковых по ценностям, по компетенциям.

В финале лекции я задал вопросы, которыми озадачил Михаила еще в январе : какими качествами должен обладать человек, который создает свое дело?

И вот как обстоятельно ответил Кокорич:

На самом деле предпринимателями могут быть не многие, достаточно узко горнило, через которое нужно проходить. Если говорить о личных качествах, то первое – честность. Если ты не будешь честен со своей командой, то издержки будут высокими. Ты должен быть честным! Второе – ты должен быть цельным! В чем отличие честности от целости?  Кто такой честный человек? Это тот, что говорит, то и думает. Что такое цельный человек? На самом деле цельный человек – это подмножество людей честных. Не может быть человек цельным, но не честным. Цельный человек это тот, кто думает, говорит и делает одно и то же. Но все не идеальные! Дальше, третье качество – зрелый. Что такое зрелый человек? Какое определение зрелости? Зрелость – это не функция возраста.  Человек в 70 лет может быть абсолютно незрелым. Вот у меня дочка в 7 лет очень зрелый человек. Как я это определяю? Я смотрю, как она смотрит на мир. Она очень адекватно оценивает себя, свои поступки и поступки других. Зрелый человек – это отношение человека к своим поступкам и поступкам других, это умение посмотреть на себя со стороны. Могу я сказать – здесь я хороший или плохой! Вот что значит зрелый! Поколение более взрослое испорчено советской системой – это лицемерие, подозрительность, нечестность. Есть исключения. В России зрелых людей среди людей зрелого возраста гораздо меньше, чем зрелых людей среди молодых. Чем моложе, тем более зрелый. Чаще так – за 40 лет, человек незрелый. Еще одно качество – энтузиазм! Ты не должен видеть плохое, ты должен всегда видеть хорошее и к этому хорошему идти. Есть такая аллегория: существуют люди двух типов – люди персики и люди грецкие орехи. Грецкий орех тверд снаружи, чтобы к нему в нутро пробиться, нужно попасть туда и ты попадаешь внутрь этого человека. Это правильная модель менеджера. Менеджер должен быть грецким орехом, он должен выстраивать вокруг себя жесткую систему, его доверие нужно заслужить, он в свой круг людей впускает.  А предприниматель – это персик. Он снаружи мягкий, принимает любую форму, он всех в свой круг впускает, а потом людей выкидывает. Он ко всем относится хорошо, он иначе не может ловить идеи. А потом отпускает идею, когда она реализовывается, вместе с человеком. Не может грецкий орех стать предпринимателем. Не может!  Перехода быть не может!

Последний вопрос от студента звучал так: какая у вас была самая крупная ошибка и как вы её преодолели? 

И вот что сказал Кокорич:

Крупная ошибка – я с физфака ушел на третьем курсе, ушел бизнесом заниматься.  С точки зрения бизнеса? Я не помню своих ошибок! Я о них забываю. Твою доходность в жизни определяет не наличие успеха, а сколько рамок ты можешь отсечь неуспеха. Плохие свои проекты я отрезал в самом начале. Из моих 7-8 проектов реально успешными стали два проекта. Предпринимателя отличает готовность к неудачам. Он должен быстро принимать решения – не получилось, отсёк. Жизнь устроена так. Наша единственная возможность – меняться. Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто умеет быстрее всех приспосабливаться о окружающей среде.  И в бизнесе так же, и в жизни. Надо быть готовым к неудачам, к потерям среди людей, идей. Единственное, что нельзя терять – это свои ценности. 

Королев бауманкаПосле лекции народ растекался по площади перед дворцом, а Михаил Кокорич подошел к памятной доске Сергея Королева. Для чего он это сделал, доставая свой гаджет? В чем-то они неуловимо похожи даже внешне и Михаилу, уверен, придутся по душе слова главного строителя космоса нашей великой державы: Кто хочет работать — ищет средства, кто не хочет — причины.

DYOR6336

Теги:, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности