ШКАЛА КУЗЬМИЧЁВА. КВАНТЫ — 9 БАЛЛОВ. ФИНАНСОВЫЕ ИНЖЕНЕРЫ & ИНЖЕНЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Библиоклип, Новости КЛИП

Талантливый журналист Скотт Паттерсон, автор книги Кванты. Как волшебники от математики заработали миллиарды и чуть не обрушили фондовый рынок (М., МИФ, 2014), где описана история взлета и падения руководителей крупнейших мировых алогритмических фондов, пишет в финале: «Кванты наступают». Признаюсь, у меня сложилось иное мнение как о самой книге, так и о том, что кванты – финансовые инженеры – куда-то наступают. На мой взгляд, они заняли свое место в мире финансов, точнее, всевластный рынок поставил их на место, а заодно и тех, кто заварил кашу последнего мирового кризиса. А вот те, кто действительно вывез мировую экономику из трясины, опять оказываются вне поля зрения наших издателей. 

Интересный сюжет, сотканный из историй о гениях финансовой математики, в тех местах, где речь идет о серьезных материях, заставляет смутно подозревать, что и у переводчика, и у научного редактора (Ольга Свитова – прекрасный литературный редактор), что то не так с головой. Вот только один фрагмент из книги:

Если один инвестор покупает закладную по субстандартному кредиту на сумму 250 тысяч долларов, он берет на себя весь риск, если кредит не будет выплачен (это весьма вероятно, так как субстандартные кредиты обычно даются наименее кредитоспособным заемщикам). Но если тысяча закладных по субстандартным кредитам, каждая на сумму 250 тысяч долларов, объединены и превращены в одну ценную бумагу общей стоимостью 250 миллионов долларов, то эта бумага может быть разделена на несколько долей. Потенциальные убытки от невыплаты кредита будут компенсироваться тем, что он представлял собой только небольшую часть от общей стоимости ценной бумаги.

Всем, кто хочет серьезно подковать себя по данной тематике, советую прочитать все книги Елены Чирковой, написанные ей или изданные в издательстве Кейс.

Во всем остальном книга Паттерсона – захватывающее повествование о совершенно новом явлении в мире бизнеса: появлении квантов, создавших новые финансовые модели. Во всем, по версии автора, у них проявлялись крайности: «Для квантов бета – плохо, а альфа – хорошо». «Дух альфы, суливший несметные богатства, в мире квантов витал повсюду, — продолжает он, — Самый популярный среди трейдеров тематический журнал назывался Alpha. Популярный среди сотрудников хедж-фондов онлайн-ресурс именовался «В поисках Альфы». Не удивительно, что этот дух вызвал появление во всех крупных университетах страны, от Колумбийского и Принстона до Стэнфорда и Беркли, новых курсов по подготовке инженеров-финансистов. И вот уже ведущие банки вербуют талантливых математиков со всего мира, и вот одна за другой появляются новые финансовые модели. Например, в декабре 1997 года нью-йоркский отдел работы с деривативами  J.P. Morgan продемонстрировал общественности свое чудо финансовой мысли: названный звали Bistro – от Broad Index Secured Trust Offering. «Bistro был мощнейшим пылесосом, засасывающим кредитные вложения банка, продвинутым инструментом для управления рисками», — уверяет Паттерсон. А потом главы наполняются дорогими машинами и картинами, переживаниями, и, конечно, нереально большими зарплатами и бонусами едва оперившихся квантов. А потом наступает кризис, который они не замечали. Не читали, наверное, труды блестящего ученого Бенуа Мандельброта, на которого ссылается автор. И вот финал: «Фишки домино начали падать, задевая другие алгоритмические хедж-фонды и заставляя их тоже закрывать всевозможные позиции – от фьючерских контрактов до опционов – на рынках по всему земному шару… Триллионы долларов были потеряны, рушились гигантские банки».

Мне не хватило в книге указателей, где я мог бы более внимательно посмотреть на картину кризиса, точнее, на его действующих лиц, ведь кванты – исполнители. А вот заказчиков обнаружить было куда сложнее: лишь в конце книги появился министр финансов Хэнк Поулсон (так в книге), бывший СЕО  Goldman  Sachs, который сообщил банкирам о намерении влить 700 миллиардов долларов в финансовую систему…И вот тут мне на помощь пришло исследование, проведенное тремя учеными-теоретиками комплексных систем в швейцарском федеральном технологическом институте в Цюрихе. В нем впервые названы суперорганизации, контролирующие мировую экономику. Когда я стал просто отмечать в списке  ТОП-50 из 147 «суперорганизаций», составляющих сеть глобального корпоративного контроля, который авторы исследования приводят в своей статье, то получилась такая картина: Barclays plc., JP Morgan Chase & Co., UBS AG., Merrill Lynch & Co Inc.; Deutsche Bank AG., Credit Suisse Group., Goldman Sachs Group Inc., T Rowe Price Group Inc., Morgan Stanley, Mitsubishi UFJ Financial Group Inc. , BNP Paribas. Вполне возможно, что я кого-то пропустил, но и так список показывает тех, кто заказывал финансовую музыку. А ведь есть и те, что им отчаянно подыгрывал: я имею в виду рейтинговые агентства. После спокойной фразы о том, что «Доли ценных бумаг – они обычно были младшими в пищевой цепочке – часто объединяли в еще более эзотерические субстанции, называемые облигациями, обеспеченными долговыми обязательствами (сollateralized debt obligations, сокращенно CDO)», следует в книге пассаж о том, что в «2004-2007 годах миллиарды субстандартных ипотечных кредитов были «упакованы» в CDO. Далее они нарезались на транши. Были лакомые куски. Их рейтинговые агентства вроде Standard & Poor’s маркировали знаком ААА… Удивительно, но рейтинги не опирались на изначальное качество основного кредита».

Еще более удивительно то, что рейтинги подрывали промышленность США. Вот только один пример из газеты Ведомости (28.11.2006, №224 (1751)): Столкнувшись с угрозой банкротства, американский автомобильный  концерн Ford решился на отчаянный шаг. Вчера компания объявила, что ради кредита в $18 млрд готова заложить свои заводы, интеллектуальную собственность и акции дочерних компаний…. Привлечением финансирования будут заниматься Citigroup,  Goldman Sachs и J. P. Morgan Securities. …Заложить имущество Ford решился не от хорошей жизни. Кредитный  рейтинг компании полгода назад опустился до спекулятивного уровня и с тех пор только снижался. “Им стало очень дорого привлекать  кредиты, поэтому они и решили прибегнуть к этой форме  финансирования”, — объясняет Грег Лемос-Стейн, аналитик Standard & Poor’s.

В это же время гендиректором компании стал Алан Малалли, чуть ранее спасший компанию Boeing Commercial Airplanes (BCA). Выпускник Канзасского университета по специальности инженер аэрокосмической промышленности и Массачусетского технологического института, где он получил диплом магистра управления, вернул жизнь одной из самых известных компаний мира и стал легендой американского бизнеса: в 2012 году из под пера Брайса Хоффмана вышла книга «Американская икона: Алан Малалли — бороться, чтобы спасти Ford Motor Company» (An American Icon: Alan Mulally and the Fight to Save Ford Motor Company» by Bryce G. Hoffman published in 2012). Кстати, и в нашем окружении есть схожий герой – Дмитрий Батурин, реанимировавший несколько крупных промышленных предприятий.

Теги:, , , , , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности