ВЗЛЕТ ЛИХТАРЕВА. СТАРТ ФОРМУЛЫ СТУДЕНТ В РОССИИ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП, Отчеты о встречах КЛИП

Дмитрий Князев25 февраля 1836 года Сэмюэл Кольт (Samuel Colt) получил в США первый патент на автоматический револьвер, став вскоре символом американской истории: и поныне там говорят «Эб Линкольн освободил всех людей, а Сэм Кольт сделал их равными». Станет ли символом новой России проект Формула студент, который, как объявил Дмитрий Князев, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, стартует 4 сентября на подмосковном автодроме «Мячково»? В нем участвует команда МГТУ им. Н.Э. Баумана,  и Михаил Мараханов представил версию ответа на этот вопрос. Лев Лихтарев, руководитель компании «Взлёт Медиа», недавно, после поездки в США, подтвердил свою догадку в отношении другого вопроса: что является главным секретом в бизнесе? В Силиконовой долине он встречался с владельцами венчурных фондов, — это такие гиганты, в активе которых находятся миллиарды долларов, они говорили: самое главное в нашей жизни – networking (общение, коммуникации). Это главный, по моему мнению, секрет в бизнесе. 

Романтик бизнеса Лев ЛихтаревМне очень нравится фраза – этот мир делают фанатики, те люди, которые днем и ночью думают о том, что они делают, люди, которые делают это не для того, чтобы получить деньги, это, скорее, следствие вовлеченности, интереса к тому, что делаешь, — так ответил Лихтарев на один из семи традиционных вопросов, и я тут же вспомнил легенду американского бизнеса Эндрю Гроува, основателя компании Intel, автора книги Выживают только параноики. Рассуждая об изменениях в своей компании, он делает важное уточнение о том, что в стратегии компании иногда появляется десятикратная сила. «Когда изменения в том, как воплощается один из элементов бизнеса, становятся на порядок значительнее привычного для компании уровня, ситуация выходит из под контроля, — пишет он и поясняет, — ... Я называю подобное значительное изменение …десятикратным» изменением». Искренне советую Льву прочитать эту книгу, тем более, что он как раз и рассказывал, а все ответы будут обязательно опубликованы, как строил свою компанию практически с нуля.

Из всех его откровений меня зацепила такая фраза: … дело не к том, сколько денег в твоем кармане, а в том, кто тебя воспитывал, в каком обществе ты живешь, какие ценности ты несешь… Деньги – это возможности. Когда у человека появляются возможности, он может еще лучше реализовывать свои потребности, желания. А вот еще замечательный ответ на вопрос о том, какие в себе черты нужно развивать? Обязательно нужно развивать уверенность в том, что ты делаешь. Никогда не знаешь, правильно ли ты все делаешь, выбрал ли ты тот путь. На самое деле это известно кому-то сверху. – сказал он и добавил, — Находиться в постоянном состоянии неизвестности нельзя ни в коем случае. Для себя я это решил так: раз в полгода в компании проводится стратегическая сессия, определяем вектора развития, считаем, что нам нужно для того, чтобы идти к той точке… и на полгода я забываю о том, туда ли я иду, не туда я иду. Через полгода посмотрим на результат. Наверное, уверенность в том, что ты делаешь – это очень важно, потому что на пути, когда ты делаешь и, скорее всего делаешь правильно, найдется миллион людей, который тебя будет разубеждать, которые будут говорить, что ты делаешь не то, что нужно. И только вера в свою идею может привести к результату. Причем, как это говорится, когда результат уже совсем близок, это самая сложная точка, в которой тебе кажется, что… и потом эта вспышка, этот рывок обязательно происходит.

Михаил МарахановО том, какой рывок так же с нуля совершила команда Формула студент МГТУ им. Н.Э. Баумана со знанием нюансов дела рассказал Михаил Мараханов, один из её руководителей, не забывший рассказать о главном застрельщике проекта – Дмитрии Онищенко. По  мнению Михаила, одним из главных достоинство проекта стало то, что он объединил студентов разных кафедр: у его истоков стояли кафедры СМ10 (колесные машины) и Э2 (поршневые двигатели), позже к студентам кафедр присоединились студенты-аэродинамики, студенты-теплофизики, студенты-электронщики. Я более чем уверен, что в процессе нашего развития, одаренных ребят будет становиться в команде всё больше и локальная география наших кадров будет расширяться, — отметил Мараханов. Все студенты входят в два отдела проекта, технический и организационный, которые работают сегодня на одну цель – подготовить команду к выступлению и победить! И вот в Италии, как отметил Мараханов, команда проявила себя героически. В итоге бауманцы стали лучшими российскими дебютантами за всю историю соревнований Формула студент.

Сам болид первоначально стоял в виде деревянного макета на кафедре Э2, а уж потом началась его постройка: сначала шло 3D моделирование, потом уже изготавливался сам автомобиль. Одна деталь двигателя — ресивер – была изготовлена на 3D принтере методом прототипирования. В процессе создания машины активно помогал не только сам университет: отличные отношения были установлены с НАМИ, где, иду по выступлению Михаила, команде помогли в сжатые сроки изготовить вновь разработанные детали. И притом бесплатно! Холдинговая компания КОМПОЗИТ предоставила нам углеволокно для создания обвеса автомобиля. На создание машины команда потратила — немного округленные цифры – 4 400 000 рублей. Реально было потрачено 2 400 000 рублей. По факту. В эту сумму включено непосредственное участие в этапе соревнований – пояснил Мараханов и добавил, что 2 000 000 по трудозатратам на постройку – это в некотором роде расчетная величина. Дело в том, что студенты участвуют в соревнованиях добровольно. Но вот участие в работе  Научно-образовательного центра Формула студент иное, ведь, как отметил Михаил, его направления развития как в рамках государственных контрактов, так и по реализации коммерческих проектов.

Как приятно было слышать финал выступления Мараханова: Сейчас мы уже работаем над коммерческими проектами и в этом видим монетизацию интеллектуального потенциала, который у нас есть в рамках Формулы студент. Кстати, советую так же посмотреть январское видео с его интервью, где он рассказывает о проекте.

Не менее приятно было выслушать мнения  о проекте экспертов – Михаила Брыкина, руководителя проекта ООО «ЛЛК-Интернешнл», дочки ОАО ЛУКОЙЛ, Павла Клюкина, управляющего партнера Инжинирингового научно-образовательного центра СМАРТ (SMART Engineering Center).

Михаил БрыкинВот что отметил Михаил Брыкин:

Достижения несомненны. Возник у меня вопрос – вы как-то не осветили конкурентов, против которых работали. Нужно анализировать, почему они лучше. Видно, что методика приложения своих сил к данному изделию верная.

Павел КлюкинА вот что отметил Павел Клюкин:

Мне понравилось выступление Михаила. Конечно, хотелось бы поподробнее узнать о российских командах. Понравилась идея, ради которой собираются молодые ребята и зажигают дух соревнований. Это коллективный дух. Какое бы место не было в гонках, это всегда движение вперед… мне эта идея близка. Как автомобилист, я очень рад, что оказался здесь.

Лев Лихтарев был краток: Большие молодцы и это, наверное, продолжение того, о чем я сегодня говорил – это результат фанатичной, увлеченной деятельности команды.

И тут на месте экспертов оказался Дмитрий Князев, который, пока я его не пригласил, «твиттерил потихонечку». И вот что он, побывавший в Германии на соревнованиях Формула студент, отметил:

Я смотрел как это происходит. Не помню откуда, кажется из Голландии, приезжает огромный трейлер со станками и любой желающий может прийти туда и пользоваться этим оборудованием. Я пошел туда посмотреть и увидел: это гильотина, это фрезерное оборудование. Рядом стояла машина с материалами. Что особенно меня поразило и захотелось сделать здесь так же? При открытии этого этапа организаторы долго и интересно рассказывали, как они готовились к встрече, для них это не первое мероприятие, на сцену ведущий пригласил представителей 10 местных команд. На слайде показали, как у одной из команд произошла авария – залило всю мастерскую, машина была убита. И, в итоге, 9 команд, которых пригласили, скинулись и помогли этой команде восстановит автомобиль – своему конкуренту. Вот это тот дух отношений, который царит на этих соревнованиях.

Посмотрел пост и увидел, что слово ДУХ явно перевешивает всё, что написано. Наверное, в аудитории Слободского дворца витает дух инженерного творчества —  ведь именно на кафедре Э2 более 100 лет назад сформировалась научная школа «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС), у истоков которой стоял профессор Василий Гриневецкий, по инициативе которого в 1906-1907 учебном году в механической лаборатории училища были созданы первые экспериментальные установки с двигателями внутреннего сгорания. Став в 1914 году директором училища, он подготовил и представил в Министерство Народного образования «Проект развития Императорского московского технического училища в школу политехнического типа». В нем есть строки о том, что обязательной частью инженерного образования должно быть экономическое, что жизнь должна вносить в эту схему (политехническую школу) новые подразделения, а также новые соединения, комбинирующие разные специальности. Кстати, лекции Гриневецкого собирали полные аудитории, на них часто приходили студенты других отделений, а дисциплина «Тепловые силовые станции», например, состояла из двух частей: технической и экономической. В экономической части студентам излагались сведения о стоимости эксплуатации и коммерческой экономичности; расчеты расходов на топливо и содержание, расходов капитализационных; студенты знакомились с оценками стоимости установок, с диаграммами технической и коммерческой экономичности, с методами получения и обработки экономических данных (запросы, сметы, оценки, гарантии).

Общее фотоПроект КЛИП пока еще не собирает полные аудитории, но мы объединяем хороших людей, верящих в инженерное предпринимательство. Как тут не сослаться на мнение легендарного выпускника университета Андрея Туполева, однажды обронившего фразу: Хорошо летают только красивые самолеты.

Больше фото в наших сообществах:

Теги:, , , , , , , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности