ДМИТРИЙ ЗИМИН: ИНЖЕНЕР – ЭТО ЧЕЛОВЕК ДУМАЮЩИЙ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Отчеты об открытых лекциях

Начало лекцииВ конце февраля 1935 года при участии Роберта Александера Уотсона-Уатта,  состоявшего в родстве с Джеймсом Уаттом — изобретателем паровой машины, изобретателя установки под названием «радиоопределитель направления»,  в условиях строгой секретности прошли успешные испытания первого в мире радара: на расстоянии 13 км удалось надёжно обнаруживать летящий бомбардировщик. В конце февраля нынешнего года в условиях абсолютной публичности прошла открытая лекция Дмитрия Зимина, военного инженера, одного из главных разработчиков систем противоракетной обороны Советского Союза. В аудитории 433 главного учебного конкурса он успешно обнаружил и  поразил цель – аудиторию, которая более двух часов подряд сначала слушала интереснейшие истории из уст легенды российского инженерного бизнеса, а потом атаковала его вопросами. 

Экскурсия в музееНо сначала основатель и Почетный Президент компании ВымпелКом (бренд Билайн), создатель фонда «Династия» посетил музей, где прослушал обзорную экскурсию об истории училища, его научных школах, познакомился с уникальными экспонатами из коллекции музея, которым могут позавидовать ведущие политехнические музейные площадки мира. Галина Базанчук, директор музея, познакомила его с выпускниками-однофамильцами и показала уникальное издание, посвященное проблемам воспитания инженеров начала минувшего века. Показывая страницы издания, она обратила внимание на деяния Николая Зимина, выдающегося ученого-гидротехника, спроектировавшего и построившего водопроводы в Москве и других городах России. Его сыновья, так же выпускники училища, основали Фонд Зимина для поддержки студентов. В финале экскурсии Дмитрий Зимин обратился к участникам Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР 2014, которая пройдет в июле в Тверском государственном университете. В своем напутствии он призвал инженеров, опираясь на знания и компетенции, полученные за время обучения, применять их на практике в реальном бизнесе.

у станкаДалее, Зимин познакомился с внушительным Слободским дворцом, где раньше располагалось училище, и где преподавал его отец, посетил знаменитую лабораторию Владимира Шухова. Там Валерий Есов — директор инжинирингового научно-образовательного центра МГТУ «Центр модернизации машиностроения» и доцент кафедры МТ 13, показал гостю токарно-винторезный станок, прошедший модернизацию. На вопрос о том, как обстоят дела с трудоустройством выпускников, Есов ответил, что за старшекурсников не стоит беспокоится – все уже, как правило, работают в хороших компаниях.

Какой азартНе менее хорошая компания ждала Дмитрия Зимина в главном учебном корпусе. С чего он начал лекцию? С пояснения того, как он будет выступать:

Чтобы быть интересным, нужно, чтобы самому было интересно. Я выбрал несколько эпизодов из своей бизнес-жизни. А у меня жизнь такая была: 30 лет я проработал в военно-промышленном комплексе, в Радиотехническом институте им. А. Минца, занимался противоракетной обороной. Это не презентация – я набрал фотографий из своего архива, так что покажу фотографии и начну вокруг них балагурить. Так будет веселее.

)

Надо сразу сказать, что балагур, точнее рассказчик, не хуже Ираклия Андронникова, был такой знаменитый на весь СССР мастер художественного рассказа, вышел из Дмитрия Зимина отменный. Он мастерки подкидывал в аудиторию Еще один эпизодик, описывая послевоенное детство:

Дело в том, что я себя не к ремонту телевизоров готовил. Это было радиолюбительство. В те времена, я даже не знаю, с чем это сейчас можно сравнить, послевоенные годы. 47-й. 48-й год. Ведь ничего же не было, промышленность ничего не выпускала, были в основном трофейные приемники. И вот это захватывающее радиолюбительство. Когда появились приемники, ремонтировал приемники, меня звали. Страшно стеснялся брать деньги сперва. Потом телевизоры пошли – КВН 49. Кстати, схему монтажную КВН 49 почти наизусть знал, до сих пор помню. Захватывающее было дело. Мне еще очень повезло – у меня с 8 по 10 классы учитель физики – Сергей Макарович Алексеев сам был заядлым радиолюбителем. Я же в школе был начальник радиоузла.

Начальником Зимин был всегда:

в МАИ создал из студентов «колхоз», где вскладчину ребята купили машину:

У «москвичей» не было печки. Мы самодельную печку собрали. Дворников не было. Тогда было правило: левую руку вытаскиваешь вверх – это у тебя поворот направо. Там было много правил всяческих забавных. С какой скоростью надо было ехать? Со скоростью, обеспечивающей безопасность движения.

в РТИ был начальником крупнейшего отдела, зам. главного конструктора. Тогда был очень модным термин конверсия. Я в силу прыткости характера был даже назначен ответственным за конверсию в РТИ.

Многие сюжеты этих историй отражены в книжке от 2 до 72-х,

Но многие другие сюжеты лекции наверняка могут затмить кейсы ведущих школ бизнеса и крайне необходимы тем, кто получает образование в сфере менеджмента. В меру скромный магистр университета Дмитрий Сидов задал простой вопрос: Советский человек, который не занимался предпринимательством, пришел в бизнес. С какими мыслями вы это делали? А в ответ получил цельный кейс о природе предпринимательства. Судите сами:

Хороший вопрос и постараюсь на него ответить. Наверное, основной движущей силой был азарт – ребята, всё можем. Представьте себе ситуацию: РТИ, элитное предприятие, режимное, зарплату уже перестали платить. Деньги? Конечно, деньги! Ребята, неужели мы не можем заработать? В начале мы занимались всякой чепухой, не понимая, что есть маркетинг, кабельным телевидением, спутниковым телевидением. Сотовой связью мы стали заниматься сперва как инженеры. Мы думали не об операторской деятельности, а о прохождении радиоволн в условиях городских агломераций. Как интересно! Потом очень быстро пришло понимание, что наши знания о проектировании сотовых систем никому не нужны, об этом думать должен оператор. В итоге сами становились операторами …. А дальше, когда бизнес стал более регулярным, мы столкнулись с правилами поведения приличных людей на приличном рынке, о котором мы не имели представления.

Давайте приведу пример. Билайн. Биржа. Я не только генеральный директор, но и владелец этой компании, контракты на десятки миллионов долларов. И вот ко мне вламывается Лиза Шварц, юрист: Дмитрий Борисович, что вы наделали! Вы себя опозорили, вы фирму опозорили!

Я говорю: Лиза, скажи, в чем дело?

Вы подписали контракт на 10 000 долларов, с фирмой … это фирма вашего сына. Это же сделка с заинтересованностью. Это позор! Такие сделки вы должны были проводить через совет директоров. На этом совете директоров вы не имеете права голосовать. Я обалдел! Контракт я разорвал, между прочим.

Понимаете, что для простого советского человека всё было в новость.

Гигантская компания, у нее гигантская инженерная часть. Кто должен быть техническим директором? Молчание. Так вот, сколь это ни удивительно, в ряде ситуаций на эту должность нельзя приглашать
инженера. Инженер – это человек думающий, изобретающий. У него есть свои идеи. У тебя есть свои идеи? Тогда отойди в сторонку и делай собственный бизнес. А в такой компании ты должен не быть самым умным инженером, а ты должен, если надо, привлекать любых специалистов, если ты самый умный, то тебе никакие советы не нужны. Ты должен проводить тендер по проведению закупки оборудования. Изобретательный инженер здесь может быть опасен. В отличие от малой фирмы, которая занята реализацией какой-то одной идеи. Так же как в маленькой фирме муж занимается бизнесом, жена сидит на кассе. Если в гигантской фирме у тебя жена становится финансовым директором, это чистой воды криминал.

Кирилл Киселёв, кафедра ИУ 7, поинтересовался: Раз речь зашла о людях, какова роль людей, которые были вокруг вас  в том, что вы смогли достичь? И вот какой получил ответ:

Боюсь, что на этот вопрос однозначно ответить нельзя. На разных этапах бизнеса подходы к себе, к окружению совершенно различны. Я могу похвастаться — на протяжении 10 лет, с нуля до компании мирового уровня, мы сейчас иногда собираемся – старая гвардия, в целом у нас нет врагов! Мне кажется, что даже по отношению к тем, кого надо было увольнять, мы себя вели достаточно порядочно, остались друзьями на всю жизнь.

Об окружении. Если говорить о первом лице, то его главная задача – создать обстановку азарта в фирме, обстановку увлечения. То, что буду говорить, можно воспринимать как хвастовство, но я, например, раздарил приличный пакет своих собственных акций своему ближайшему окружению, чтобы они себя чувствовали не только наемными работниками, но и акционерами. А это в высшей степени важно. Дело в том, что стимул работника просто – получать большую зарплату, а стимул акционера в том, чтобы стоимость его акций росла, капитализация компании росла. Чтобы капитализация росла, надо до предела зажимать административо-ходяйственные расходы, в том числе и зарплату. У меня был вот какой эпизод: в какие-то годы я установил себе зарплату порядка миллиона долларов в год. Сейчас она, кстати, очень не большая, сейчас получают десятки миллионов долларов. Но тогда тоже было прилично… Ко мне Оги Фабела приходит и говорит: слушай, если ты снизишь эти расходы на столько-то процентов, то по всем расчетам капитализация компании вырастет на столько-то раз. И стоимость твоих акций прибавит не миллион, а 5-7 миллионов. Нужно ли тебе тратить на зарплату миллион долларов?  Акционер – великое изобретение! Акционер устремлен в будущее. Капитализация – это оценка будущего.

Есть еще одна вещь из разряда «как повезет»: мне повезло, что это было начало, это был новый бизнес в новой стране, принципиально новый. Не было в России совкового наследства, никого не надо было приватизировать. Повезло, это не всегда возможно. Когда бизнес становится традиционным, это одна из причин моего ухода: что ты делаешь, отец родной! Я уходил в отставку из-за того, что  я пытался себя правильно оценить. Начало бизнеса, когда вся компания умещалась за одним столом, шашки в руки – всё могём! И когда это стала гигантская компания, когда первое лицо следит за процедурой принятия решений.

Маслов Артем, студент по профилю радиотехнических систем, задал простой вопрос:  Компания в данный момент имеет лаборатории или научно-исследовательские центры? И ответ прозвучал откровенный:

Есть целое направление, которое занимается развитием бизнеса. Но всё-таки развитие бизнеса операторского в достаточно тесном контакте с изготовителем аппаратуры. Когда начинался бизнес, я сделал несколько попыток абсолютно глупых, безграмотных, приведших к довольно большим убыткам в компании. Мы же инженеры! Как же так, мы всё будем закупать! И мы в РТИ еще сидели, еще лаборатории были рядом с нами. Кое-что делали сами: шкафы питания, заставляли Эриссон у нас закупать, чтобы вставлять свою аппаратуру. Антенны пытались делать сами. Пока и очень быстро не поняли, что производитель и оператор должны быть разнесены стеной. Это нельзя совмещать. А мы это пытались сделать. Объясняю почему: если ты оператор, то ты должен иметь возможность закупать лучшую аппаратуру в мире по самой выгодной цене. Если ты привязан к своему производителю, то это плохо и для тебя, и для него. Такие примеры были: Моторола в свое время решила, что она будет заниматься собственной операторской деятельностью. Важен в любом виде деятельности аутсорсинг, чего не было в советское время: я же помню, каждый завод метизы себе делал, разъемы…

Полина Волкова, факультет ИБМ, задала такой вопрос: Тяжело ли вам далось принятие решение вовремя уйти из компании? И ответ оказался кратким:

Всевышний помог! Сошлось  очень много факторов. Это был шаг, которым я до сих пор горжусь. Там сошлось очень много чего: сошлось то, что я пережил трех министров, поскольку надо было идти в регионы, где нужны были колоссальные деньги; это сделка по привлечению инвестора, который, с одной стороны дал массу региональных представительств, сражаться мог более успешно, чем я, а я уже при этом терял контрольный пакет.

Лев Лихтарев, получивший диплом кандидата наук в университете, задал такой вопрос: Откуда взялись первые деньги? И тут Дмитрий Зимин не стушевался:

Отвечаю как на духу: самое начало деятельности, надо представлять обстановку: мы все сотрудники РТИ, часовые на входе. В нем начинают появляться иностранцы. За электричество мы не платим, иногда какую-то зарплату выдают, но самый главный источник – миллионное вложение, — это был ничем не подкрепленный товарный кредит поставщика на оборудование. Это была невероятная смелость. Один раз такой кредит дал Оги Фабела, у нас небольшая сеть была создана на его аппаратуре, стоимостью около миллиона долларов. Так что сначала был кредит поставщика под обязательство, что когда-нибудь заплатим. Мы заплатили, он стал акционером — миллионером. Не прогадал… То, что я буду говорить, вновь может напоминать хвастовство, но это были реальные ответы: два фактора почему пошли такие ничем не обеспеченные кредиты – это вера в страну, в Россию, где происходит что-то невероятное и на этот рынок надо входить. Надо столбить. И команда. Потом уже говорили: мы видели людей с горящими глазами. Мы в вас поверили, и в Россию.

В бизнесе, чтобы достичь успеха, важно знать чем заниматься, но не менее важно знать чем не надо заниматься – эту цитату Зимина Григорий Баев, руководитель Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР, предлагает повесть на самом видном месте в университете. Для Павла Быкова с кафедры МТ 1 ценной мыслью оказалась фраза о том, что необходимо разделять бизнес оператора и производителя оборудования, для того, чтобы иметь возможность выбирать наилучшие решения на рынке.

Дмитрий Зимин не просто читал лекцию: он попутно проверял в области математики у аудитории. Причем ссылался на такого признанного авторитета как Владимир Игоревич Арнольд. Фонд Династия издал его несколько книг, в том числе сборник «Задачи для детей oт 5 до 15 лeт». Вот задачка для пятилетних, которую озвучил Зимин: Кирпич весит фунт и полкирпича. Сколько фунтов весит кирпич? Правильный ответ от взрослой аудитории появился только через минуту. Фонд занимается просветительством, его основатель так пояснил цель его создания: Я все свое состояние вложил в фонд Династия, чтобы людям интереснее жилось. Замечательные слова, ничуть не хуже фразы Эндрю Гроува, основателя Intel: Не оплакивайте старый порядок вещей. Он никогда не вернется. Используйте всю вашу энергию до последней капли на приспособление к новому миру, на приобретение навыков, которые понадобятся вам, чтобы процветать в нем и придать ему нужную форму.  

на парадной лекции

Теги:, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности