КАК ДОЙТИ ДО СВОЕЙ ФОРМУЛЫ СЧАСТЬЯ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Интервью с Клиподелом

Пономарев у экранаВиталий Пономарев, немного уставший после жаркой презентации своего проекта, спокойно отвечал на мои вопросы. И вот что получилось:

Скажите, пожалуйста, несколько слов о себе

Я из Москвы, но мое детство проходило в поездках по бывшему Советскому Союзу – родители были военнослужащими. Я пожил и в Мурманске, и в Североморске, и на Дальнем Востоке. Учился в 160 школе в Баку – эту школу заканчивал Гусман и другие. Прекрасный город, прекрасные люди! Потом опять вернулся в Москву.

Я очень хорошее образование получил в этой школе – до сих помню все дисциплины, весь курс физики… все предметы, которые изучал в школе, помню и понимаю, насколько важно это было. Обычно говорят: зачем это учить в школе, если в повседневной жизни не используется? Я использую, я реально нахожу интересные применения своим знаниям – то, чем я сейчас занимаюсь, это квинтэссенция моих талантов, но, в большей степени, наверное, знаний. Этот багаж полезен и в повседневной жизни, и в бизнесе.

Какова роль родителей в вашем воспитании?

У меня было довольно тяжелое детство. Но я очень благодарен родителям за то, что они дали мне возможность быть самостоятельным – принимать решение и брать на себя ответственность, быть ответственным за свои поступки. Урок жизни и в том, что я довольно рано ушел из дома – мне было 14 лет. Это было то время, когда я понял, что в состоянии зарабатывать деньги сам. Я ушел отчасти потому, что не хотел быть обузой для родителей, отчасти потому, что мне было тяжело с ним жить. Но теплые чувства постоянно остаются к ним.

Если задать вопрос о том, каким должно быть детство, то я считаю, что родители должны относиться к детям как ко взрослым и давать им возможность самостоятельно принимать решения без каких-либо принуждений к профессиям. Самое главное, что в современное общество навязывает нам чужие мечты, чужие представления о счастье. Надо, чтобы ребенок научился сам хотеть! Чтобы сам научился мечтать, сам научился добиваться своих целей, а не каких-то мнимых представлений о счастье – работа, машина, жена и так далее. Это же шаблон. Человеку надо дать возможность самостоятельно дойти до своей формулы счастья. Я считаю, что родители должны давать возможность детям, конечно, поддерживая их, давать возможность им быть самостоятельными. Пусть это покажется тяжело родителям – их чадо в этом океане потонет! Но это надо, на мой взгляд.

Какая роль чтению отводится в вашей жизни?

После школы я художественную литературу практически не читал, но читаю знаменитые вещи, такие как Айн Рэнд, что-то из классиков перечитываю, в основном это профессиональная техническая литература, ежедневно я прочитываю, например, больше тысячи заголовков статей, чтобы из них отсеять то, что мне интересно. Это статьи из всех мировых изданий по той тематике, которая мне интересна. Я каждый день трачу порядка часа на то, чтобы быть в курсе того, что происходит в мире. Поэтому, может быть, я очень ожесточенно вошел сегодня в дискуссию с экспертами, потому что я обладаю этими знаниями, понимаю примерно, куда будут двигаться технологии.

Как можно «разложить» по шагам историю вашей компании, которую вы сегодня так блестяще представляли?

Сначала были ошибки, которые совершают все предприниматели. Их надо обязательно пройти самостоятельно. От идеи до первого прототипа – я поменял техническую команду полностью, т.е. я ошибся в выборе людей, был уверен в том, что я смогу подобрать людей. В первую очередь следует заниматься построением команды и не просто команды людей, которые готовы исполнять твои требования. Нужны верные люди и твоей идее, и твоим мыслям. Я считаюсь единственным основателем, но в какой-то степени те люди, которые сейчас со мною работают, это сооснователи. Вот вы спросили, какие этапы? Этап осмысления стиля управления, максимально подходящего к моей разработке. Очень сложный процесс привлечения денег, который, к несчастью, занимает большую часть времени современного стартапера. Несмотря на то, что я уже обладал деньгами, несмотря на то, что у меня было доброе имя на рынке, но, тем не менее, это очень сложный процесс и надо смириться с тем, что многие люди боятся говорить «нет», и это отнимает время. Это еще одни ошибки, через которые пришлось пройти. Наверно, это непрерывный процесс обучения на своих и на чужих ошибках. Научиться учиться на чужих ошибках – это очень сложный навык. Прочтя советы от гуру, надо научиться это применять, но часто сам наступаешь на эти грабли.

Поэтапно, это сбор команды, проверка теорий, доведение до опытного образца, потом до прототипа, потом идет предпромышленый образец и затем промышленный образец. Самое страшное, что в моем продукте – оптика, электроника и программирование. Приходится совмещать и очень сложно подвести черту, что-то уходит вперед, что-то здесь, что-то там и сложно назвать прототипом, когда софт уже далеко впереди, а оптики мы ждем два месяца. Сложность этой поэтапности заставляет нас придумывать новые способы разработки, т.е. мы более гибки, чтобы не тратить время, чтобы не сидели без дела, а, к примеру, занимались следующей итерацией. Вот здесь мне пришлось поучиться на чужих ошибках и мы действительно с первого раза смогли это сделать – это внедрение системы управления, управление задачами и применение методологии ПЕРТ. Сейчас я придерживаюсь принципа из-за того, что мы делаем действительно революционный продукт, принципа «всё или ничего», второй принцип – неограниченность ресурсов но в здравом смысле, для достижения конкретных задач. Вот эти два принципа отлично работают с методологией ПЕРТ. Это наиболее кратчайший путь и, в нашем, случае, время дороже денег. Рынок кипящий. Через два или три года здесь будут уже гиганты. Здесь нельзя себе позволить быть игроком. Надо быть первым и лучшим.

Как вы расстаетесь с людьми?

Для меня это действительно очень тяжелый процесс. У нас было несколько увольнений. Мы принимаем решение об увольнении только по двум причинам: первая причина в том, что человек просто приходит на работу и получает зарплату, это, кстати, не повод уволить, а повод разъяснить ему, как мы работаем. Если он не придерживается нашего стиля, то тогда мы с ним расстаемся. Это первое. Второе, бывали случаи, когда люди просто… у нас был один американский разработчик Джон, не хочу о нем плохо отзываться, прекрасный специалист, но он постоянно нам рассказывал о том, что в Америке всё здорово, а в России всё так плохо. И постоянно приводил примеры, на наш взгляд, просто ужасные, на самом деле говорящие о том, что он – невоспитанный человек, а не россияне. Но он преподносил это так, что в России люди злые, безответственные и так далее. Я, уводя в сторону мой патриотизм, всё равно не мог принять его философию. Мы, тем не менее, его слушали, были очень вежливы, потому что он действительно выполнял свою работу. Последней каплей оказалось то, что он себя просто неадекватно повел. Начал на всех кричать, обзывать просто потому, что ему показалось, что его не поставили в курс того, о чем его не должны были ставить. Нам пришлось с ним расстаться. Когда он обзывает меня и всех остальных нецензурными словами, хотя к нему все очень добродушно относятся… в этом смысле даже такому сотруднику мне всё равно тяжело объяснить, что он не вписывается в коллектив. Если человек не понимает после двухчасового разговора, что всё идет к его увольнению, то я прошу сотрудниц просто уведомить его об этом.

Как вы расстаетесь с мечтой?

Очень часто в моем детстве такое было: началось всё с того, что я придумал модель вселенной, а потом узнал что Эйнштейн сделал то же самое. Реальный случай произошел совсем недавно. У меня была одна идея, я считал, что она взорвет рынок. У меня много идей, я фонд сейчас организую, чтобы ниши занять. Так вот, была идея делать электрокардиограмму во время движения – с руля и с кресла снимать ЭКГ в реальном времени по трем точкам. Пусть много шумов, но зато можно отслеживать состояние здоровья, предсказывать различные заболевания. Год я жил этой идеей, зная, что никто сейчас этим не занимается, вот я чуть-чуть освобожусь и займусь. Буквально неделю назад друзья, с которыми я делился, мне высылают ссылку – французы уже делают это. Прямо один в один! Представляете! Я не удивляюсь, но это упущенные возможности – вложив сейчас полмиллиона долларов я мог бы продать технологию за 30 миллионов какому-нибудь автопроизводителю. Вот это меня печалит. Но, с другой стороны, мне нравится, что я могу предсказывать технологические тренды.

Вы молодой и преуспевающий человек, с моей точки зрения, а молодежь пока еще осознает, сколько в ней энергии, силы и всего остального. Как  пробудить эту энергию и направить в нужное русло?

То, что вы делаете, это правильная работа, людям нужны герои. В советское время были конкретные примеры – ты сейчас вкладываешь свой труд, он вознаграждается и приходит успех. Вот если есть понимание в обществе, что это реально, что есть этот лифт от труда к вознаграждению, что не нужно родиться где-нибудь… я привел на выступлении пример исследования про нищих и богатых.  У нас в создании – мы привыкли в России, к сожалению, к нищете, привыкли жить плохо. Это плохая привычка. Нам надо от нее избавляться, нам нужны герои – те люди, которые покажут, что это плохо. Надо стремиться к лучшему. Стремиться не только ради себя, но и ради окружающий, ради общества. У нас общество с богатой историей. Почему мы не занимаемся ей, мы постоянно увядаем, у нас столько плохих событий произошло за последние двадцать с лишним лет!

Кроме историй успеха, ведь не все станут героями, нужны социальные практики. Как сделать так, чтобы общество уважительно относилось к таким как вы?

К сожалению, образ предпринимателя был подпорчен в 90-е. А образа технологического предпринимателя вообще, на мой взгляд, не существует. Есть стартапер, но он тоже не самый хороший. Он дискредитирован людьми, которые не профессионалы и которые, как только у них что-то не получается, бросают дело. Вопрос сложный и, конечно, многое надо менять и начинать с образования. Мы сейчас находимся в социальной демографической яме, что те люди, которые в советское время дали это потомство, мое поколение, они сами еще не знали, что делать в перестроечное время. И они не смогли передать какое-либо устойчивое знание своим детям, устойчивое знание того, как надо жить.

Теги:, , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности