ПОПОЦЕНТРИЧНОСТЬ В БРАЗИЛИИ И ПРОБЛЕМЫ РЕМОНТА

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Экскурсия на предприятие

2015раритетная техника8 мая, в преддверии праздничных дней, Владимир Сидоренков со своими одногруппниками по факультету инженерный бизнес и менеджмент МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках ознакомительной практики посетил один из ремонтных цехов (техцентр) компании «Механика». На подходе к месту встречи со специалистом, первое, что мы увидели и услышали – была огромных размеров охладительная гидробашня, принадлежащая заводу «Энергопромсервис», написал он в своем посте. — Как впоследствии с улыбкой высказался наш специалист: «У нас тут свой Ниагарский водопад». Дмитрий Даньшов, сооснователь этой компании чуть раньше посетил Бразилию, где почти за неделю проехал не одну сотню километров. И свое первое впечатление о Бразилии, бразильцах и о бразильянках он выразил так: Южная знойная страна. Нервы щекочет потому что безопасность там фрагментарная, лето вечное, люди улыбчивые, но при этом если вечером идешь купить пачку кефира, то часы лучше оставить на ресепшене в гостинице – целее будешь.

Цель поездки, о которой  я взял интервью, — посещение выставки автомехаников, предприятий, занимающихся восстановлением агрегатов для автомобильной, тракторной, сельскохозяйственной и прочей техники, знакомство с ассоциацией ремонтников Бразилии.  И поэтому на первый вопрос о том, все ли намеченные цели визите удалось реализовать, последовал такой ответ:

Впечатлений, информации, контактов получено с избытком. Насколько удастся приобретенный опыт имплантировать на Российскую почву, поживем – увидим.

2015художник на стендеВот Вы оказались на выставке, что Вы увидели и что Вас там заинтересовало?

Бразильские компании и компании из Латинской Америки на выставке в Сан-Паоло представлены шире, чем во Франкфурте и естественно шире, чем в Москве – у нас они почти не представлены. Несколько отличается внешний антураж? Техническая информация на стендах европейских компаний на португальском языке представлена более развернуто, чем они это делают для Европы и для России.

Формат выставки для них сам по себе традиционный?

Да, традиционный и выставка проходит многократно: по четным годам проходит выставка грузового и коммерческого транспорта, по нечетным проходит выставка легковая. Эта тенденция характерна для мира в целом. Выставки потихонечку уменьшаются количественно, часть информации перетекает в интернет, поэтому физические выставки становятся более скромными по масштабам. Тем не менее, линии стендов с буквенными обозначениями идут от «I» до «O» по алфавиту, длинна каждой линии, ну, наверное, метров 500 – 550, так что можете себе представить количество представленных там компаний.

на выставкеЭта выставка какие конкретные результаты дала кроме визиток и улыбок?

Наверное, если во Франкфурте мы – одни из многочисленных непонятных посетителей, то там мы наделены большим вниманием со стороны представленных на выставке бразильских компаний. Скорее всего потому, что русских там не так-то много. Видя, что у нас давние и хорошие отношения с их крупными заказчиками либо конкурентами из Европы, они, наверное, в какой-то момент понимают: да — это не случайные люди, это компания с опытом на рынке, потому что написать об этом в презентации и рассказать – это одно, а другое дело – поздороваться за руку с их главным немецким конкурентом. Это производит на них впечатление и разговор из осторожной рекламной плоскости переходит в конкретную практическую.

В чем это заключается?

Это заключается в надежде получить более адекватные ценовые предложения и в потенциальной готовности к сотрудничеству: «Да, мы видим, сто вы серьезные парни. Давайте попробуем найти «общие точки».

Эти «общие точки» только для выставки или контакты продолжились?

Нет, сейчас будет обработка каталогов,  будет составление предварительных ассортиментных запросов, получение ценовых предложений — это такой коммерческий процесс, связанный с оценкой возможности поставок запчастей из Бразилии.

В чем отличается ранок запчастей в Бразилии от российского рынка?

Отличается, прежде всего тем, что имеет более высокий уровень пошлин:  соответственно многие мировые лидеры перенесли туда производство, чтобы не платить 70%. Есть уникальные собственные бразильские производители.  Отличается и структура и традиции эксплуатации автомобилей и специальной сельскохозяйственной, строительной, генераторной и морской техники.  Рынок отличается существенно от нашего тем, что в Росси предприятиям предлагается замена узла или двигателя в случае поломки или износа, а в Бразилии существует реально мощная индустрия ребилдинга, ремануфактуринга, ремонта, то есть тот самый Стохановский метод эксплуатации техники, который описан в учебнике Решетникова 36-го года, вот он там реализован в полном объеме.

Можно ли у нас запустить протестировать подобный эксперимент по ребилдингу, есть ли площадки в России, есть ли партнеры, на которых можно опираться.

Мы, как компания, пытаемся это делать уже много лет, но ситуация в России следующая: любой поставщик техники и ее серьезный агрегатный ремонтник – это антагонисты, это антиподы: «Мы хотим продавать новые моторы, а ты ремонтируешь старые, ты нам рынок портишь» — такие отношения между ними. В Бразилии это не возможно: «Мы продаем технику, техника нуждается в длительной и надежной эксплуатации, если ты ее ремонтируешь, то мы можем провести аудит качества, обучить твоих специалистов, выдвинуть свои требования и если ты эти требования выполняешь, то получаешь красивый логотип на фасад твоего здания и становишься нашим официальным ремонтником». В России реально работающих примеров такого подхода нет.

2015внутренний дворик  институтаВот Вы посетили ведущий учебный центр, что это такое в реальности?

Это тема для отдельного рассказа, просто у многих серьезных ремонтников мы слышали про то, что «где Вы берете специалистов, как Вы их готовите?» Отправляем в SENAI, забираем из SENAI.  Вы решили эту сложную задачу по электронике, а мы ее считаем в России не решаемой… «Мы отправили парней в SENAI,  парни вернулись и через 3 месяца их задача была решена.» Вопрос к ассоциации бБразильских ремонтников Канарема: «Синьор Рикардо, могли бы Вы для нас организовать знакомство с этим SENAI?» — «Сейчас, ребята, подождите.» Звонок другу, перезвон и через 15 минут ответ: «Да, SENAI в лице проректора по учебной части Вас ждет завтра к 10 утра,  welcome.» Приехали, рассказали нам об истории, о системе работы и финансирования этого предприятия. Я уже описывал эту систему обучения чуть раньше и напомню, что она существует с 42-го года по инициативе бизнеса: по инициативе их торгово-промышленной палаты все промышленные предприятия договорились о том, что они отчисляют 1% от фонда заработной платы на образование. За счет этого создаются и финансируются школы, в этих школах те, кто отчисляет 1% имеют право обучать до 15% их личного состава, но существуют и странные вещи: помимо возможности обучать до 15%, существует обязанность обучать не менее 5%, поэтому если я имею желание бесплатно учиться, я должен устроиться на работу, предварительно оговорив с потенциальным работодателем, что в принципе я иду учиться. «Поэтому если у тебя есть неиспользованная квота, то возьми меня. У тебя будет квота закрыта, а умен будет диплом, что я специалист».  

2015общий зал учебного центраЧто является занятным, учат специалистов иностранцев в первую очередь из  португало и испаноговорящих стран, хотя говорят: «Если Вам это нужно, давайте подумаем как обучить русских.»

В Бразилии реально учат: невозможно представить, чтобы учили невостребованным специальностям, если взяли на механика с такой специализацией, значит его будут учить на механика именно с такой специализацией, а не на механика вообще и не на базе двигателя ГАЗ53, а на базе моторов, узлов, коробок, которые реально сейчас работают на рынке. Там же, например, проводят занятия специалисты General Electric, DuPont, BMW, Mercedes и так далее, которые обучают и мастеров производственного обучения, и студентов старших курсов. Те же компании партнеры, они представлены в презентации (Mitsubishi, Mercedes, Ford и т.д.), поставляют учебные пособия и помогают составлять учебные программы бесплатно: например BMW наставило в зале на миллион с лишним евро мотоциклетной техники и мальчишки могут разобрать дотла мотоцикл BMW GS1200 и собрать его потом, иногда после этого он заводится.

2015мотоциклы для учебыЕсть вечерняя форма обучения, есть краткосрочные курсы по повышению квалификации. Есть лаборатории и курсы, посвященые топливам и смазкам, поскольку у них одним из видов топлива является спирт, то и спирт туда включен в полном объеме, и солярка, и био-дизель. Если нам по маслам предлагают учиться по рекламным буклетам, то там по конкретным физическим и химическим параметрам: сколько серы, сколько включений, каким образом фильтруется масло, что в нем осталось, есть ли в нем следы металла, то есть износа, есть ли в нем следы песка, пыли, нужно ли его менять, утилизация масел и так далее. То есть учат не по рекламным буклетам, а по реальному положению вещей.

Какова квалификация персонала, который там работает, не самих учащихся, а персонала?

Предполагаю, что высокая, потому что слышал на производстве, что проблема с подключением к обкаточному стенду каких-то двигателей была решена после того как ребят отправили поучиться в SENAI : то есть получили дополнительное образование, вернулись на производство и решили проблему. Техника, на которой учатся, работоспособная и достаточно современная, неисправности туда вносят совершенно реальные физические и студенты должны найти их и устранить. хочется верить, что уровень подготовки реально высокий, уж точно выше чем у нас, потому что на базе движка ГАЗ51 очень сложно подготовить специалиста по Mercedes.

Какой стиль общения в Бразилии?

Достаточно дружелюбный, наверное потому, что мы — коллеги, а уж никак не конкуренты. Наверное и потому что с некоторыми бразильскими коллегами пересекались в Франкфурте и где-то еще. Два года назад они приезжали к нам, посмотрели на наши успехи. Для того, чтобы достичь успеха и понимания с официантом в кафе не нужно оставлять чаевые, нужно проявить привычное бразильцам неформальное дружелюбие. Я не могу это воспроизвести, это могут воспроизвести только те, кто там живет и понимает нюансы шуток, допустимых и недопустимых интонаций, то есть артистизм – это ключ к успеху в Бразилии. Поэтому лучше в южном полушарии переводчица с португальского в Бразилии выпускница московского ГИТИСа.

А что-нибудь для нашей непонятной русской души взяли?

Атлантика2015Посмотреть на океан, выпить третью по счету чашку кофе на неспешном завтраке …

А там кофе действительно отличается от того, который у нас?

У нас он хороший кое-где, а у них он хороший везде. Местные говорят, что от того в какую пачку он насыпан и сколько он стоит на полке магазина вкус не зависит, покупай любой – он весь хороший. То есть кофе — хороший и все.

А что там еще хорошее кроме кофе?

Наверное хороший камперини – тростниковая водка со льдом и лимоном и каким-то еще наполнителем. Говорят, что еще хорошая обувь, потому что мясо то мы съедим, а кожу надо куда-то девать. Но познакомиться с этой частью бразильской жизни не успели, потому что было два переезда по две фабрики в день, все было достаточно сжато, не до магазинов.

Какие Вы производства ремонтные посетили?

Завод по промышленному ремонту автоматических трансмиссий легковых и грузовых, по ремонту рулевых механизмов, воздушных компрессоров, двигателей.

Эти посещения были как ознакомительная экскурсия или Вы ставили себе какие-то более конкретные цели?

Ставили цели — понять в чем они нас превзошли и чему стоит поучиться. Превзошли они, безусловно, в налаженном, деловом, конструктивном диалоге с производителем. Библиотека в хорошей мастерской – это стена метров двенадцать на шесть и она вся уставлена бумажными томами мануалов, в них можно найти все. Мы, для того чтобы найти недоступную для нас техническую информацию, отправляем письмо в Америку, поскольку мы являемся членами Американской ассоциации ремонтников и говорим, что у нас проблема с двигателем Deutz и просим дать нам по нему регулировочные параметры, а через сутки получаем ответ. И это повезло, что выпускник МАМИ там, в Америке посоветовал поступить именно таким образом, а иначе бы мы не получали просто никакой технической поддержки, ремонтировали бы в слепую  «ответный залп на глаз и наугад». А там в Бразилии доступность и системность технической информации обеспечена очень хорошо и знания не являются монополией иностранного поставщика.  Мы же, наверное, посильнее в поставках запчастей, может это попутная польза от разницы в налоговых системах, там удорожание деталей при пересечении границы от 70 до 100%, а у нас существенно меньше. По первым впечатлениям административные барьеры и монополизация рынка для поставщиков запчастей там выше.

Какие еще впечатления остались от Бразилии? Мы помним выражения: «родина обезьян», «кастет на пляже» …

Обезьянку видел одну и то, это была не совсем обезьянка, а скорее разновидность бразильской белки. Люди улыбчиво расслаблены, ребята в воскресенье пошли в музей футбола — попали на демонстрацию против политики президента Бразилии (президент в Бразилии женщина Дилма Русеф), которая проходила с песнями, с плясками, с мороженным и улыбчивыми полицейскими, поскольку для них тоже праздник. То есть бразильская демонстрация – это филиал карнавала. Озлобленности не прочувствовалось. Бразильские представления о женской красоте достаточно своеобразны, не могу сказать, что их полностью не разделяю, но у них своя эстетика. Попоцентризм присутствует и девушки на стендах одеты соответствующим образом, то есть обтягивающий комбинезон сверху до низу с полосочками, которые позволяют представить 3D модель в динамике.

 

попоцентричностьКстати, о попоцентричности: зоологи из США, авторы статьи в журнале Animal Behaviour недавно сообщили всему миру: оказывается, что вопреки мифу о привлекательности крупного зада, правда для бабуинов, самцы не оказывают особого предпочтения самкам с пышными формами. Но ведь это ученые: вот бы исследовали проблему ширины полосочек, обтягивающих зад бразильянок! И опубликовали в ведущих научных журналах! А потом ведущие модельеры Бразилии стали бы, основываясь на результатах научных достижений, правильно создавать полосочки в зависимости от возраста представительниц слабого пола.

Интервью готовила Татьяна Лапушкина. Фото от Дмитрия Даньшова

 

 

Теги:, , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности