КОРОЛЬКИ ОТХОДОВ И КОПЕЕЧНЫЙ БИЗНЕС

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП

Анна Лобанова + чудо-очкиПриятно, что тема, давно изученная вдоль и поперек Павлом Курбацким, опять интересует журналистов. Вот в свежей публикации РГ от 13.08.2015 Зрение на ультразвуке. В Астрахани изобрели «умные» очки для слепых, Марина Бровкина пишет: Астраханские ученые сконструировали очки-навигатор, которые помогут незрячим людям успешно ориентироваться на местности и, как следствие, спокойно обходить препятствия. Разработка уникальна, так как позволяет синхронизировать очки с любым электронным гаджетом. Вместе с тем изобретатели обещают, что внешне они не будут отличаться от обычных. А далее сообщает об открытии один из разработчиков:

Специальные датчики, установленные на очках, испускают ультразвуковой сигнал, который, сталкиваясь с препятствием, отражается от него и возвращается обратно, — поделился в разговоре с корреспондентом «Российской газеты» кандидат физико-математических наук Алексей Рыбаков. — Примерно так получают информацию всем известные летучие мыши». Зачем он рассказывает о том, что знают школьники, не совсем понятно. Важно другое — мимо журналистов проходят действительно серьезные темы, требующие настоятельного освещения. Конечно, они не возьмутся за чтение скучной научной работы СПОСОБ И ТЕХНОЛОГИЯ УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНОЙ ВАТЫ — В.А. Лотов, Н.С. Крашенинникова, И.Н. Нефедова Томский политехнический университет, Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307. № 6, СС. 89-92. А между тем в ней описывается решение важной проблемы: в качестве объекта исследования использовались отходы производства минеральной ваты ОАО «Термостепс» (г. Кемерово), запасы которых на сегодняшний день составляют свыше 600 тыс. т. Именно в них , пишут ученые, наряду с минеральным волокном образуются «корольки» застывшего расплава сферической, вытянутой и осколочной формы». Далее описан технологический процесс создания из них готовых брикетов, точнее, «способ  утилизации  «корольков», позволяющий использовать их в качестве вторичного сырья в технологии производства». 

Дмитрий КошечкинТема деловых отходов, поднятая на Третьей Летней школе инженерного бизнеса КЛИППЕР 2015 МГТУ им. Н.Э. Баумана, и частично решенная на ней в кейсе компании Связь инжиниринг КБ в предпоследний день, в наше время остра как никогда. Вчитайтесь, пожалуйста, в строки публикации Отходы промышленного производства: 9 идей, как на них заработать:

По статистике Всемирного банка, треть всех продуктов в мире не потребляется и попадает в мусор. В России отходы промышленного производства ежегодно растут на 14%, что выше темпов их потребления. Более 40% всех бытовых отходов – упаковка. …При этом наиболее распространенным видом утилизации отходов промышленного производства в России остается захоронение на полигонах.

В публикации Ирины Печневой Шлам ужаса (Эксперт-Урал, 23 июня 2014), дается пусть немного старая, но точная картина деловых отходов России:

По данным Минприроды РФ за 2012 год (статистики свежее еще нет), российские предприятия различных сфер промышленности образовали в общей сложности 5 млрд тонн отходов, причем этот показатель постоянно растет. С одной стороны, это объективно: чем больше выпуск продукции, тем значительней объемы отходов. Однако гонит негативную динамику недостаточное внимание к проблеме переработки техногена. Использовать в качестве вторичного сырья или хотя бы обезвреживать его удается в среднем только 46%, тогда как в развитых странах промышленники научились перерабатывать до 80%. Наибольший объем отходов в 2012 году — 4,6 млрд тонн (92,6%) — дали предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Для металлургического Уральского региона проблема более чем остра. Вот статистика только по субъектам с преобладающей долей этой отрасли в структуре экономики: в Свердловской области ежегодно образуется 190 — 195 млн тонн отходов, при этом переработать или обезвредить удается только 50%, в Оренбургской — 50 млн тонн и 21%, в Башкирии — 47 млн тонн и 16% соответственно.

Далее Ирина Печнева совершенно справедливо пишет о том, что отвалы содержат массу полезных компонентов и при наличии технологий извлечения способны стать источником сырья. Она приводит и примеры: в Свердловской области Высокогорский горно-обогатительный комбинат занялся переработкой отходов обогащения железных руд Ивановского шламохранилища и научился доизвлекать железо, компания «Святогор» разработала технологию выщелачивания шламов сернокислотного производства и получает дополнительно черновую медь. На Северском трубном заводе (СТЗ), входящем в ТМК, в прошлом году завершился масштабный проект по переработке шлаков с извлечением металлического железа и получением шлаковой продукции. Но это – капля в океане отходов.

В вот конкретный пример решения проблемы. Но сначала опять её описание, взятое из публикации Прибыльные отходы («Эксперт-ТВ» 28 июня 2012):

Тридцать лет назад (в 1983 году), на востоке США, загорелась свалка изношенных шин — облако черного едкого дыма накрыло площадь в 80 квадратных километров. Пожар длился девять месяцев. Через некоторое время новый шинный пожар пришлось тушить уже на западе страны. Потоки токсичных отходов залили все коммуникации и фермерские угодья. Остановить возгорание удалось за 30 дней. Американцы урок усвоили. Незамедлительно в стране был принят закон, запрещающий складировать использованные покрышки. Вслед за США подобные законы были приняты в Европе, Японии и ряде других стран … В России ежегодно образуется более 1 миллиона тонн изношенных покрышек. При этом действующие заводы по их утилизации, позволяют перерабатывать только до 100 тысяч тонн. Но даже они загружены не полностью. В итоге 95% отработанной резины попадает на свалки.

Но ведь есть решения, которые, увы, не масштабируются. Одно из них описано в публикации Австралийские технологии (Expert Online» 28 дек 2011). Анастасия Якорева описывает как компания «Мастерфайбр»  производит резиновые безопасные покрытия для детских и спортивных площадок, стадионов, кортов и бассейнов. Технологию Валерий Митякин, один из соучредителей «Мастерфайбр», привез в 2001 году из Австралии. Укладка такого покрытия – не рулонная, а наливная: это позволяет приспособить их почти к любому ландшафту. Плюс к этому они пропускают воду, не скользят, для детских площадок удобны тем, что исключают травмы и, в отличие от песка, не скрывают битое стекло, иглы от шприцев и другие неприятные вещи. «Мой компаньон случайно увидел, как покрывали детскую площадку в Австралии, познакомился, купил франшизу, – рассказывает генеральный директор „Мастерфайбра” Игорь Устюжанин. – Австралийские партнеры очень искренне отнеслись к нам – технологию отдали фактически даром. Мы заключили одно, по сути, джентльменское соглашение, по которому выплатили им потом небольшую фиксированную сумму». Инвестиции в проект давно окупились, но проблема не решена: по словам Устюжанина, ситуация, когда шиномонтажи не знают, куда деть горы старых покрышек, и платят за их вывоз на мусорку и одновременно заводы остро нуждаются в простом сырье, объясняется отсутствием заинтересованных посредников. «Заводам не нужен КамАЗ с шинами, – поясняет он. – Им нужны составы с шинами. Но это копеечный бизнес, заниматься им никто не хочет».

Копеечный бизнес на самом деле крайне важен для решения самых значимых экологических мировых проблем. Их описание в В итоговом обзоре 2014 года «Вести.Наука» занимает несколько страниц убористого теста. Среди них, в порядке очередности, загрязнение океана пластиком, (испанские студенты изобрели замену пластиковым бутылкам ― съедобные шары из водорослей, причём рецепт приготовления инновационной упаковки настолько прост, что её можно изготовить даже в домашних условиях); загрязнения воздуха (анализ спутниковых данных показал, что сельскохозяйственный скот в США испускает больше метана в атмосферу, чем это сделала нефтяная и газовая промышленности вместе взятые); глобальное потепление и климатические изменения; сокращение природных ресурсов; вредные продукты.

В публикации есть приятная новость для чиновников, которые зимой борются с гололедом: оказывается, бабочки-монархи нашли пользу в солях, используемых на зимних дорогах. Дорожная соль поднимает в 30 раз уровень натрия в тканях некоторых растений по сравнению с нормой. Благодаря этому самцы бабочек приобретают большую мышечную силу для полёта, в то время как самки – больший размер мозга. Правда, ученые пока не стали изучать влияние этой соли на бабочек: вдруг окажется, что в результате мутации появятся монстры размером с коптер, которые будут пикировать на другие продукты, созданные человеком для человека. В этой связи предложение: что если совместно с кафедрой экологии и промышленной безопасности МГТУ им. Н.Э. Баумана замахнуться на поиск «копеечных бизнесов», которые реально спасут природу?

Фото Юлии Котиевой

Теги:, ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности