О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОПК НА МАКС 2015

Опубликовал Григорий Баев от . Опубликованно в Мероприятия

20150828_124523

В рамках XII Международного авиационно-космического салона «МАКС – 2015» по инициативе молодежных объединений Союза машиностроителей России, Российского Союз Молодёжи, АО «Российские космические системы» и ОАО «Авиасалон» состоялась панельная дискуссия «Молодежь – стратегический ресурс ОПК. Кадровые решения для нового рывка». Как сообщает портал И-маш, в ней приняли участие более 200 участников Международного авиационно-космического салона МАКС – 2015, среди которых были представители вузов, учреждений среднего и начального профессионального образования, предприятий и объединений работодателей, а также студенты и выпускники технических вузов.  Обращаясь к участникам дискуссии, заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев рассказал о мерах, которые предпринимаются в России для развития и укрепления кадрового потенциала ОПК, в том числе о проекте «Новые кадры ОПК». Он отметил: «Без кадрового наполнения военной науки, кадрового обновления предприятий оборонно-промышленного комплекса задачи, которые стоят в рамках Госпрограммы вооружения, не могут быть решены».И я задал вежливый вопрос Олегу Бочкареву: в официальных публикациях и документах ВПК и Союза машиностроителей немало внимания уделяется подготовке инженерных кадров: есть профориентационные, образовательные программы, форумы, например, WorldSkills. Они имеют под собой цель подготовить образованного, мотивированного и квалифицированного инженера, но как исполнителя-инженера, а не инженера-менеджера или предпринимателя. Есть ли планы у Союзмаша поддерживать инициативы, направленные на продвижение инженерного предпринимательства? Ведь мы сможем получить не только подготовленных инженеров, а целые мотивированные команды инженеров с опытом проектной работы, а возможно — и целые бизнесы — производственные стартапы?

Бочкарев отметил, что инженерное предпринимательство — крайне актуальная тема для ВПК и Союза машиностроителей, любые инициативы в этом направлении однозначно будут поддержаны. Ведь важно подготовить не только квалифицированного инженера, но и самостоятельного и инициативного, который точно знает что он хочет, может собирать коллектив, решать проблемы и обеспечивать себя. «Подскажите нам, где эти проекты, мы их поддержим!»

На эти слова я поднял руку, сказал, что у нас уже несколько лет подряд проводится Летняя школа инженерного бизнеса КЛИППЕР. В перерыве я подарил Олегу Ивановичу наш сборник Школы.

РАБОТАЙ В РОССИИ

Затем слово взял модератор дискуссии, координатор молодежных проектов Союза машиностроителей России, заместитель генерального директора АО «Росэлектроника» Арсений Брыкин. Он представил проект «Работай в России», посвященный профориентации молодежи, «который объединяет разрозненные молодежные инициативы единой идеологией, ориентированной на работу в России и повышение престижа рабочих и инженерных профессий».

Так что же там внутри? А там всё темы наши, которым занимается профессиональное сообщество Клуб инженерных предпринимателей. Среди главных тем профессиональная ориентация, подготовка инженерных кадров и профессиональное развитие, удержание молодых специалистов на предприятиях. Среди мероприятий — конкурсы УМНИК, Worldskills, форумы Форсаж, Инженеры будущего. Пока в общей программе нет нашей Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР и других мероприятий — надеюсь, что это вопрос времени.

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ РЕШЕНИЕ

Какие основные проблемы кадрового обеспечения выделили участники дискуссии? Текучесть молодых (не пожилых) кадров в ВПК, низкий уровень профориентации — школьники и даже студенты плохо  представляют, чем они могут заниматься на предприятиях ВПК. А как они могут узнать об этом? Другая проблема — иллюзия, что в ОПК платят всегда мало и однозначно меньше, чем в коммерческих секторах экономики. Об этом говорила Светлана Крайчинская, вице-президент по персоналу ОАК. Хотя многие оборонные предприятия уже молодым специалистам платят от 50 тысяч рублей в месяц, предлагают льготные условия ипотеки и другие бонусы, денежное довольствие — не самая большая проблема закрепления кадров. Часто бывает ситуация, когда выпускники попадают в отдел без серьезной и интересной работы, где могут целыми днями сидеть без дела. А это крайне демотивирует молодых ребят. Другая проблема — «стеклянный потолок», что означает слабые возможности карьерного роста. У пожилых сотрудников низкая ротация, они всеми силами держатся за свои места, молодым приходится ждать повышений по многу лет. Я в своей презентации добавил проблемы слабого взаимодействия вузов с предприятиями, что студенты не умеют и их не учат работать в командах, у них отсутствуют навыки проектной работы.

Экспозиция Алмаз-Антей

Экспозиция Алмаз-Антей

И как решать поставленные проблемы? Например, Игорь Артемьев, директор Московского государственного образовательного комплекса, представил информацию о программе непрерывного образования «От школы до рабочего места». Елена Крылова из Московского государственного индустриального университета описала совместную работу вуза и предприятий по подготовке специалистов — аналог базовых кафедр и отраслевых факультетов МГТУ им. Н.Э.Баумана. Руководитель учебного центра «ОКБ им. Люльки» контр-адмирал Святослав Мосцеев описал работу научно-образовательного центра предприятия, который активно взаимодействует с ведущими техническими университетами.

Я же в своей презентации рассказал, как Летняя школа КЛИППЕР объединяет производственный бизнес, профессиональное сообщество производственных предпринимателей и образование. Перед участниками школы в первый день выступают руководители предприятий со своими проблемными кейсами. Далее команды решают их при поддержке представителей предприятий и экспертов школы. В ходе занятий предусмотрены лекции и мастер-классы, экскурсии на заводы. По итогам школы проходит презентация решений проблем, где присутствуют руководители и собственники предприятий и наши эксперты, которые отбирают победителей. Таким образом, ребята получают опыт погружения в проектную командную работу над серьезной инженерной проблемой, предприятия получают обратную связь в виде решенных кейсов, лучше определяют свои узкие места.

«Для нас важно не только отладить систему ранней профессиональной профориентации, но и создать условия для реализации экономического, социального, интеллектуального и культурного потенциала старшеклассников, студентов и молодых специалистов, привлечь их к решению актуальных задач, стоящих перед экономикой страны», — подвел итоги дискуссии Арсений Брыкин.

ОБ АВИАСАЛОНЕ МАКС 2015

Насколько отлажена работа с предприятиями Роскосмоса, можно было оценить на стенде МГТУ им. Н.Э. Баумана, пообщавшись с профессором Новиковым Юрием Михайловичем с факультета Энергомашиностроения. «Старт прошел успешно! 14-44, Протон-М успешно запущен!» — сообщила Галина Колючкина, начальник отдела выставок МГТУ. И не просто так. Ведь в ракете-носителе использованы топливные фильтры Юрия Новикова из комбинированных пористых сетчатых материалов (КПСМ). В частности, в Протоне-М использована торовая проницаемая конструкция. Что приятно, коллектив отдела «НПО КПСМ-фильтр» НИИ Энергомашиностроения самостоятельно занимается производством своих изделий в Нижегородской области. Мы договорились о том, что пригласим Юрия Михайловича в наше сообщество производственных предпринимателей КЛИП.

С Ю.М. Новиковым и изделиями из комбинированных пористых сетчатых материалов (КПСМ)

С Ю.М. Новиковым и изделиями из комбинированных пористых сетчатых материалов (КПСМ) на стенде МГТУ им. Н.Э. Баумана

Насколько отлаженной была система подготовки и проведения, и какие были созданы условия посещения салона МАКС 2015, могли оценить его гости, ведь пятница 28 августа была первым днем массового посещения. Из плюсов — масштабность, можно было увидеть стратегические бомбардировщики ТУ 160 и советский сверхзвуковой самолет ТУ 144, радиолокационные станции производства Алмаз-Антей, показательные полеты новейшего истребителя пятого поколения Т-50. На стендах была представлена практически вся современная авиационная техника и авионика, как отечественная, так и от зарубежных изготовителей.

Сверхзвуковой Ту 144

Сверхзвуковой Ту 144

Количество стендов и представленных компаний сложно обойти за целый день. Но сложно это сделать не только из-за количества. Например, организаторы салона не удосужились с запасом напечатать буклетов с описанием участников выставки и их расположением, а также с программой. Другой прокол — место проведения дискуссии — павильон С5, которого ни на одной вывешенной схеме не существовало. Я потратил 40 минут в его поисках. Ни в одном из павильонов не было ни единого информационного стенда с информацией. Логистика заслуживает отдельного описания. Дискуссия начиналась в 12-30. И я приехал заранее в г. Жуковский на перехватывающую парковку Быково в 10-30, чтобы было время познакомиться с выставкой и возможность вовремя попасть на мероприятие. Но не тут-то было. Автобуса до салона мы ждали 20 минут, к моменту прибытия его штурмовала толпа из нескольких сотен человек — всем места не хватило. Набившись, как селедка в бочке, мы поехали через Жуковский, перекрытый на время МАКСА для въезда автомобилей, кроме аккредитованных. Но почему-то эта мера не спасла город от пробок. В итоге автобус преодолевал несколько километров до аэродрома в течение целого часа. Но на этом испытания не прекратились. Из Быково автобусы ехали только до проходной №3, а пропуска для участников дискуссии находились на проходной №1. Попасть на №1 из №3, как ни странно, было невозможно. В итоге я решил отстоять огромную очередь (на 20 мин) и просто купить билет на МАКС за свой счет. Обратная дорога из МАКСа также «порадовала» — выходил из салона я 20 минут. Затем 25 минут ждал автобуса, затем целый час в автобусе ехал до парковки, 20 минут выезжал из парковки. Причем основная пробка была на выезд из аэродрома — организаторы не удосужились расширить выезд, дорога из аэродрома была в одну нитку, которая упиралась в нерегулируемый перекресток на ул. Туполева, которую почему-то не могли перекрыть. Зато организаторы подумали о выделенной полосе для VIP автомобилей. ИТОГО: я был в Жуковском с 10-30 до 19-00 (8,5 часов), из которых на самой выставке я был только 4 часа. Хорошо ли это? Прямо скажем, неэффективно, времени у меня осталось мало, и посетить я смог мало стендов, потому что бродил наугад.

11888030_1215552235137062_7015346650408249104_n

Что положительного в сухом остатке? Все проблемы в нас самих, и в первую очередь, в организации. Поэтому помощь извне не нужна, все можно наладить самим, если к вопросам организации относится серьезно. Как к организации подготовки кадров и управления человеческими ресурсами, так к организации крупных мероприятий. А предмет «организация производства» и модное направление бережливого производства, которое мы развиваем, только поможет в этом. Организационные проблемы МАКС меркнут по сравнению с масштабом мероприятия. Ведь есть что улучшать, а не разрушать. Как тут не вспомнить выпускника Бауманки Сергея Королева, который однажды сказал: «Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества».

Теги:, , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Григорий Баев

к.э.н., преподаватель кафедры "Экономика и организация производства" МГТУ им. Н.Э. Баумана

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности