ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СТАРТАПА ОТ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ…

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП

первое фотоЧем только не удивляют мир ученые! Вот недавно коллеги из Института воды, окружающей среды и здоровья при ООН обосновали, что экскременты человека могут стать ценным энергетическим ресурсом. Статья под заголовком Мировую энергетику предложили спасти экскрементами человека , опубликованная в начале ноября со ссылкой на «Science News» должна убедить всех в необходимости решения этой сверхзадачи. Логика ученых железна: в мире около миллиарда человек не имеют доступа к туалетам, и если бы их г…но попадало в канализацию, а потом нагревалось в печах для обжига до получения небольших брикетов, то они дали бы людям до 8,5 миллиона тонн углеподобного материала в год. А если бы туда добавлять микробов, вырабатывающих метан, то на выходе получится газ, который будет стоить около 376 миллионов долларов. На форуме «Открытые инновации» таких железных аргументов по поводу нашего будущего не было: зато с первых минут было ясно, на многих стендах стояли экспонаты, которые принесут пользу людям. Но лично я отправился к тому, который был уже мне хорошо знаком с прошлогоднего форума – к электромобилю Константина Артемьева. Отправился, потому что команде КЛИП помогли друзья из ОАО РВК и лично Гульнара Биккулова!

Артемьев у машины конкурента

Константин Артемьев рядом с продуктом конкурента

Перед его машиной зарубежные производители выставили свои экспонаты и Константин Артемьев спокойно объяснил, почему у него пока нет явных конкурентов. Малышка Renault Twizy, пояснил он, производится на заводе Renault в Испании: за три года существования было продано порядка 25 тысяч экземпляров, причем в первый год было продано 10 тысяч экземпляров, часть была продана обычным людям, а часть – в муниципалитеты и организации, в том числе в лизинг организации. В Европе, пояснил Константин, автомобиль продается без аккумуляторной батареи, она сдается в лизинг, а ежемесячный лизинговый платеж составляет порядка 60 евро. «Сам автомобиль в модификации, при которой максимальная скорость достигает 80 миль в час, стоит порядка 9,5 тысяч евро. Его характеристики достаточно похожи на характеристики нашего Bravo eGo, — добавил Артемьев, — но у Bravo eGo есть целый ряд преимуществ. Во-первых, у Twizy нет никаких трансформаций, а у Bravo eGo она есть. Во-вторых, что очень важно для России и Северной Европы, у Twizy нет боковых стекол, а есть только вариант с легкими стеклами-накладками, сделанными из прозрачного брезента, при этом корпус ни в одном из вариантов не герметичен. В дождь или снег такие машины использовать сложно, а у Bravo eGo полностью герметичный кузов, есть полноценный обогреватель и кондиционер! У Twizy есть руль, и у нас тоже есть версия с рулем, но и есть версия с джойстиком». Далее Артемьев стал разделять машины по техническим отличиям:

У них используется один центральный электродвигатель с редуктором-приводом на заднюю ось, у нас используются мотор-колеса, которые располагаются спереди, т.е. переднеприводные. А также мы думаем над выпуском полноприводной версии. Аккумуляторы в общем-то схожие, есть емкость аккумуляторов 6 кВт в час, как и у нас, так и у Renault Twizy.

Конечно, покупатель будет голосовать рублем за лучшую машину, но вновь при встрече с Артемьевым я убедился в том, что он не только детально знает свою любимую машину, но и замечательно научился убеждать собеседника в том, что это – круто!

университет Иннополис

На стенде Иннополиса

Не все стендисты, где выставлялись экспонаты, были так убедительны, более того, на простой вопрос о стоимости образца они просто пожимали плечами. Но зато как было приятно на стенде университета Иннополис увидеть не только картинку о строительстве этого уникального центра, но и встретить хорошего человека — Зураба Отарашвили, советника ректора университета Иннополис. Он не только красочно рассказал, как с первого дома создавалась площадка университета, где сейчас стоят строительные машины. Оказывается, он тоже, как и Артемьев, фанат электромобилей и его встреча с Константином привела к обещанию закупить первые автомобили Bravo eGo.

Марина БулдовскаяПосле осмотра выставки, Марина Булдовская предварительно сфоткалась на фоне Робозагса, команда КЛИП разделилась: довольная барышня пошла на презентацию студенческих проектов, разработанных в ходе курса «Мастерская инноваций Сколтеха», а я с Григорием Баевым оказался рядом за стеклом: в другом помещении проходил круглый стол на тему образования.

По версии Марины, курс входит в учебный план магистратуры Сколтеха и связан с разработкой студентами собственных инновационных проектов. «Представленные работы являются новыми решениями в самых разных областях деятельности человека. Например, устройства для измерения пульса фридайверов, обеспечение безопасности дронов (беспилотных летательных аппаратов), новые способы портативной зарядки мобильных устройств и многие другие, — записала Марина для себя, — Часть проектов нацелена на решение значимых экологических проблем, таких как переработка мусора или экономия потребляемой человеком воды. Также не обошлось без проектов в области IT-технологий, которые в период ускоренного информационного развития имеют широкое распространение».

Занятно, что руководитель курса Илья Дубинский на круглом столе «Обмен опытом и лучшими практиками образования в сфере технологического предпринимательства и инженерных инноваций», не стал занимать руководящее кресло в президиуме, а спустился на «землю» и пригласил всех сесть в кружок. В нем оказались представители ведущих иновационных и технических вузов – MIT, не путайте с Московским технологическим институтом, МГТУ им. Н.Э.Баумана, Сколтеха, Иннополиса, НИУ ИТМО, МФТИ, НИУ ВШЭ, Самарского политеха и других университетов. Григорий для себя отметил, что в ходе дискуссии обсуждались не только проблемы наполнения курсов по технологическому предпринимательству и малого количества описанных российских историй успеха технологических предпринимателей. Ему виднее, рядом с ним Хосе Эстабиль из MIT, протрубивший всем о том, что надо менять формат образования. С ним никто не стал спорить, тем более, что по мнению Баева наибольшее обсуждение вызвали две темы: в чем отличие технологического стартапа от обыкновенного малого бизнеса и отсутствие исследований российских технологических стартапов. Зураб Отарашвили, советник ректора университета Иннополис, он сидел напротив нас, горячо защищал тезис о том, что главное в образовании, а особенно в такой сфере, как технологическое предпринимательство, это среда, атмосфера. В качестве примера он вспомнил свои учебные годы в МФТИ и людей, создававших такую атмосферу. «В основе этой среды должна лежать честность в отношениях с собой, коллегами и студентами; должен быть сильный руководитель, показывающий пример остальным; сильная команда организаторов. – записал Баев для себя.И если такая атмосфера есть, то у студентов появляется стойкое желание тянуться за хорошим, не жалея сил».

на круглом столеТут все стали тянуть руки за микрофонами, и после призыва к созданию профессионального сообщества по обучению технологического предпринимательства микрофон оказался в надежных руках Баева. И вот что он сказал:

Наш Клуб инженерных предпринимателей уже имеет опыт создания таких сообществ, и мы в настоящее время как раз и представляем сообщество производственных предпринимателей. Мы отметили, что основные отличия технологического стартапа от малого бизнеса заключаются в следующем: более длительные фазы жизненного цикла компании; более сложная бизнес-модель, которая включает в себя организацию и освоение производства; более высокие требования к знаниям и навыкам команды основателей. Истории успеха технологических предпринимателей мы описываем и публикуем с 2012 года на сайте КЛИП. 

А потом он скромно заметил, кивнув в сторону профессора из MIT, что в Бауманском университете проведено уже два исследования российских технологических стартапов. Первое было посвящено выявлению профиля технологического стартапа и предпринимателя. Была выдвинута гипотеза типичных управленческих проблем в таких компаниях. Результаты исследования были представлены на Международной форуме «Современное предприятие и будущее России» в декабре 2014 года и доступны по ссылке:  http://czarnowski.bmstu.ru/2015/01/rus-tech-startups/

Результаты второго исследования будут представлены 5 декабря 2015 года на сессии «Современное предприятие и будущее России» Пятых Чарновских чтений: http://czarnowski.bmstu.ru/

на стенде университетаКак лучше представить общее мнение о форуме Открытые инновации 2015? Заглянуть в самые потаенные уголки форума. Именно там, на задворках, оказался стенд нашего университета, зато к нему, как нам рассказала Галина Антоновна Колючкина, куратор выставки, постоянно приходили делегации. И было на что посмотреть! Подводный телеуправляемый необитаемый аппарат для исследования поверхности корабля сначала на плазме погружался в море, лип к судну, как какой-то рачок, а потом мы увидели его вживую, он скромно стоял перед нами. Именно о нем в публикации «Мониторинг технического состояния корпусов судов с использованием телеуправляемого подводного аппарата» от 1 Сентября 2015 года (Авторы: Алёшин Н. П., Григорьев М. В., Вельтищев В. В., Бритвин В. А., Третьяков Е. С., Кульга А. В.), записано:

В настоящее время мониторинг технического состояния корпусов судов осуществляется в сухих доках, либо на рейде с привлечением водолазов. Недостатками данных технологий являются большие временные, трудовые, а следовательно, и материальные затраты. В МГТУ им. Н.Э. Баумана была разработана система мониторинга, которая позволяет осуществлять обследование подводной части корпуса судна без привлечения водолазов и захода судна в сухой док. Система включает следующие основные элементы: телеуправляемый подводный аппарат (ТПА), включающий средства неразрушающего контроля (НК); гидроакустическая навигационная система (ГАНС), программное обеспечение (ПО) и технология диагностирования.

Конечно, такой аппарат стоит немалых денег, но у него нет аналогов! Зато он решает серьезную проблему, связанную с ремонтом морских судов. Не менее серьезную проблему решает проект Labicom. Какую проблему решает проект, писать не могу, его основатель выступает у нас 24 ноября. Добавлю лишь к этому нетленные слова Виктора Черномырдина: Мы всегда можем уметь!

трио Лабиком

Теги:, , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности