ПУЩАТЬ ЕЁ В ДЕЙСТВО, ПО ИЗОБИЛИЮ В ЗДЕШНЕМ ЗАВОДЕ ВОДЫ, ЗА НУЖНО НЕ ПРИЗНАВАЕТСЯ
ШКАЛА КУЗЬМИЧЁВА. ПУЩАТЬ ЕЁ В ДЕЙСТВО. — 10 БАЛЛОВ. 100 российских инженеров, изменивших наш образ жизни
Истомин Сергей Витальевич , автор сценариев документальных фильмов и многих научно-популярных книг, среди которых «Изобретатели России», при написании последней не мудрствовал лукаво — перелицевал хорошую книгу От махин до роботов (части первая и вторая). Светлана Метелёва, автор книги 100 российских инженеров, изменивших наш образ жизни (Издательство Agey Tomesh. 2014), попыталась изложить свою версию инженерного творчества России за последние 300 лет. Кстати, тираж фундаментального труда От машин до роботов составил 75 000 экземпляров. И с иллюстрациями в нем тоже неплохо: в их подборе участвовали Политехнический музей в Москве, Государственный Эрмитаж в Ленинграде, Музей Нижегородской радиолаборатории в Нижнем Новгороде, Музей связи в Санкт-Петербурге, Институт истории естествознания и техники. Но иллюстрации 100 российских инженеров, изменивших наш образ жизни, безусловно, куда богаче. Зато тираж гораздо скромнее, хотя книга есть, по уверению издателей, в библиотеках ведущих университетов страны.
Есть в этой книге четкий формат, определяющий объем и подачу. Есть замечательные фото, отражающие дух времени. Светлане Метелёвой удалось выжать из жизни героев занятные факты: так, Иван Кулибин, вышедший в 1801 году отставку, получил пенсию в 3000 рублей годовых и вернулся в Нижний Новгород. Там изобретатель осуществил несколько новых проектов, начал строить вечный двигатель. В возрасте 70 лет он третий раз женился, и от этого брака родилось три дочери; всего же детей у инженера было 11.
Но детали инженерного творчества не всегда подаются аккуратно. О чудо-машине Ползунова написано так: 7 августа машина подала первое дутье и работала с небольшими перерывами до ноября. За три месяца работы агрегат не только полностью окупил все расходы на постройку, но и дал прибыль почти в 100 %. Представить себе такое в современном бизнесе невозможно, да и тогда такими терминами старались не злоупотреблять. Но и при запуске было не все гладко, оказывается, герою-инженеру запустить машину помог Козьма Фролов, построивший знаменитую Змеиногорскую водную систему. Как пишет Станислав Сазонов, автор публикации Машина из будущего. Какая участь постигла гениальное изобретение Ползунова?, Машину допустили к эксплуатации 7 августа. Через три дня ее снова остановили (за это время удалось проплавить около 400 пудов руды). А потом она работала с небольшими остановками до 10 ноября, когда погорел котел и Андрей Порошин, начальник Колывано-Воскресенских заводов, подписал такое решение: «Пущать ее в действо, по изобилию в здешнем заводе воды, за нужно не признавается».
А еще одна деталь, обозначенная в книге, – инженеров в России императорской не жаловали ни власти, ни бизнес. Вот Игнатий (Огнеслав) Костович много лет самостоятельно конструировал почти все устройства дирижабля «Россия», механизмы и приборы, многие из которых создавались впервые. И погорел – военное ведомство, когда дирижабль был почти готов, прекратило финансирование. Но вот что интересно – остатки дирижабля много лет пролежали на заводе Костовича, где изготавливался уникальный материал арборит – фанера высокой прочности. Из нее, кстати, инженер-предприниматель в 1880 году построил моторную лодку (для лодки изобрел и построил первый в мире двухцилиндровый бензиновый мотор), а в 1881 году сконструировал автономный скафандр, позволявший находиться под водой в течение 6 часов.
Густав Васильевич Тринклер и вовсе оказался не нужен России: его Тринклер-мотор запретили производить на Путиловском заводе, зато на заводе «Братьев Кертинг» в Ганновере их начали выпускать! Зато как повезло Владимиру Шухову – сразу после окончания училища он оказался на всемирной выставке в Филадельфии, где познакомился с Александром Бари, одним из её организаторов. Союз великого инженера и выдающегося предпринимателя оказался успешным, хотя завистники называли строительную контору Бари «конторой по эксплуатации изобретений Шухова». На её счету нефтепроводы и нефтеналивные баржи, газгольдеры, водонапорные башни и водотрубные паровые котлы, шпалопропиточные заводы, доменные печи, комплексы зерновых элеваторов, более четырехсот железнодорожных мостов (!), полторы сотни гиперболоидных сетчатых башен, свыше 400 000 кв. метров металлических сетчатых перекрытий, воздушно-канатные дороги, маяки, заводы-холодильники, дебаркадеры, водопроводы, вагоностроительные заводы.
В советское время многие герои книги жили под чужими фамилиями: например, во всех официальных документах патриарх отечественной космонавтики Борис Черток значился профессором Евсеевым. Да и об их делах умалчивали: о запуске спутника Молния 1 Черток написал: Без преувеличения можно считать, что ни одно из достижений космонавтики не имеет в современном постиндустриальном обществе такого экономического, политического и культурного значения, как системы спутниковой связи. По прогнозам футурологов, наша цивилизация вскоре превратится из «постиндустриальной» в «информационную». Каждый житель планеты получит неограниченные возможности общения с любым другим. Принцип аудио и видеосвязи «каждый с каждым» будет реализован космическими системами ближайшего будущего.
Неограниченные возможности общения, о которых писал Черток, стали явью. Но что для общения читатель может взять из увесистого фолианта, изданного на роскошной бумаге? Что кроме неистовой тяги к изобретательству можно взять у героев? На мой взгляд, в ней, в книге, не хватает умения инженеров быстро и решительно решать проблемы. Например, когда наш великий ученый Петр Капица после Великой отечественной оказался в изгнании, он, как пишет Ф. Кедров (Капица. Жизнь и открытия. М.,: Московский рабочий, 1984), устроил домашнюю лабораторию у себя на даче. Все делалось им самим – он был и токарем по металлу, и фрезеровщиком, и столяром, и электротехником. А еще Капица умел правильно обращаться с деньгами, и его напутствие — Я верю в то, что деньги должны оборачиваться. Чем больше тратишь, тем больше получаешь – вот мой девиз! – полезно не только инженерам.
Теги:Александр Бари, Борис Черток, Владимир Шухов, Густав Васильевич Тринклер, Иван Ползунов, Игнатий (Огнеслав) Костович, Козьма Фролов, Петр Капица, Светлана Метелёва
Обратную ссылку с вашего сайта.