ШКАЛА КУЗЬМИЧЕВА. ГЕР НАШЕГО ВРЕМЕНИ: БАЙДА О БАБЛЕ.11 БАЛЛОВ. ИЛОН МАСК. TESLA, SPACE X И ДОРОГА В БУДУЩЕЕ
Читаю Программу по литературе 10–11-й классы (Допущено Министерством образования и науки РФ), подготовленную под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева и при участии канд. пед. наук. О.В. Чиндиловой. Что сражает наповал, так это то, что теперь у школьников будет «Прочтение классики под новым углом зрения». В этом углу Вечные темы, традиционные проблемы, среди которых Судьба человека в определенных исторических обстоятельствах, «Лишние» и «странные» герои, и даже Теории «сверхчеловека» в истории и литературе, где рядышком сущность героев-одиночек, их незащищенность перед злом. В результате освоения программы, по версии составителей, выпускники многое что должны школе и программе, в том числе писать сочинения в разных жанрах на литературную тему (о героях, проблематике, художественном своеобразии литературных произведений)…
Представим, что в виде эксперимента школьники города N прочитали на каникулах книгу Эшли Вэнса Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее (М., Олимп-Бизнес, 2015), а потом написали сочинение о главном заморском герое. Вот какие бы получились фрагменты.
Иван Бубнов, 17 лет.
Герой книги Эшли Вэнса вызывает уважение: он типичный представитель тех, кто смог реализовать американскую мечту. Детство Илона прошло в Южно-Африканской Республике, где нет зимы. Он рос послушным ребенком и не доставлял хлопот родителям – много читал. Учась в школе, он попытался самостоятельно построить ракету. Потом, вместе с братом Кимбалом, он отправился в Канаду к родственнику, а затем перебрался в США, где поступил в университет… Илон построил два завода в Калифорнии: один выпускает электроавтомобили для богатых – Tesla; на другом строятся ракеты.
Всего за десять лет Маск прошел путь от неприметного юноши с рюкзачком за плечами, шагнувшего на канадскую землю, до 27-летнего мультимиллионера. Став богатым, он переехал из комнаты с тремя соседями в дом площадью почти 200 квадратных метров, купил за миллион долларов спортивный автомобиль McLagen F1, а так же небольшой винтовой самолет – и научился летать.
Петр Завалишин, 18 лет, на понятном школьникам языке в туалете школы.
Гер байды – красава! Всё пучком у него! Ну, ботал в школе, но ведь не бухарь. Зато рубит бабло, а не доит самовар. Ну, чухнул в штаты за гринами! ИМХО, Вэнсик не лечит, вату не катает! Илон же спал на мешке с фасолью полгода! А лузеры просто спят, у них жопа на два базара. Беспрайсовые они…
Эмма Парижева, 17 лет
Илон Маск, увы, не герой нашего времени. Да, он удачлив в бизнесе и в интернете его возносят до небес. Что ни фото – загляденье! Но что у него с личной жизнью? Дети растут без отца, а сам он путается с молоденькой актрисой. Разве это жизнь? Показушный герой – он и машину Tesla проектировал, судя по книге, для большой семьи. А кто в ней катается? И чем он занят целыми днями? Мотается как белка в колесе по своим заводам и заведениям. Ну, купил себе супердорогой автомобиль! И что? Вот Ричард Брэнсон купил себе целый остров. Правда, наши покупают клубы всякие и яхты. Лучше бы университеты покупали. Всё равно у них дети там учатся.
ЦЕННЫЕ МЫСЛИ
О главном здании SpaceX
Это гигантская рабочая площадь совместного использования. С тыльной стороны – массивные платформы, по которым металлические секции поступают к двухъярусным аппаратам. По одну сторону – техники в белых халатах, собирающие материнские платы, радиоприемники и другую электронику. Другие люди работают в особых герметичных стеклянных камерах, где они производят капсулы, которые ракеты доставят на космическую станцию. Татуированные парни в банданах слушают Van Halen и тянут кабели вокруг ракетных двигателей. Там же – готовые корпуса ракет, ожидающие погрузки на грузовики. Еще больше ракет в другой части здания ждут, пока их покрасят белой краской. Нелегко окинуть весь завод одним взглядом. Сотни людей находятся в постоянном движении среди различных машин причудливой формы.
О передвижении
Большинство руководителей высокого ранга имеют сопровождающих. Маск в основном передвигается по своим владениям в одиночку.
О том, почему у нас так мало инноваций
«Я думаю, что люди сегодня как-то слишком увлеклись всяким Интернетом, финансами и правом, — сказал Маск по пути. – Это одна из причин, почему у нас мало инноваций».
О книге Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике».
«Она научила меня тому, как надо задавать вопросы, — говорит Маск. – Если правильно поставить вопрос, ответ находится достаточно легко. Главное – это мыслить шире, тогда станет ясно, какие вопросы следует задавать».
О чтении в школе
«Он мог читать часов по десять в день, — вспоминает Кимбал. – А в выходные он читал по две книги в день». Как-то семья отправилась в поход по магазинам: на середине пути обнаружилось, что Илон потерялся. Мэй и Кимбал бросились на поиски малыша и нашли его в ближайшем книжном магазине: сидя на полу, Илон читал книгу, пребывая в своем обычном состоянии, похожем на транс.
Когда Илон подрос, он уходил в книжный магазин сразу после школы, в два часа дня, и оставался там до шести вечера, пока родители не вернутся с работы. Читал художественную литературу, комиксы, научно-популярные книги. «Иногда меня просто выгоняли из магазина, но обычно всё-таки не трогали», — вспоминает Илон.
О школьных забавах
Илон возглавил деятельность по домашнему производству взрывчатых веществ и ракет. В Южной Африке не было набора ракет с пусковой установкой «Эстес», популярного среди любителей, поэтому пришлось создавать собственные химические соединения и вкладывать их в контейнеры. «Удивительно, как много вещей можно взорвать! – вспоминает эти дни Маск. – Порох делают из селитры, серы и древесного угля, но если соединить сильную кислоту с сильной щелочью, тоже высвободится много энергии. Гранулированный хлор с тормозной жидкостью – очень впечатляюще. Мне повезло, что у меня все пальцы на месте».
Об учебе в Пенсильванском университете
В декабре 1994 года делал доклад «О важности использования солнечной энергии»… в заключении он описывает «электростанцию» будущего, представляющую собой пару гигантских солнечных батарей в космосе – четыре километра в поперечнике каждая, — которые отправляют на Землю энергию в виде микроволн (на антенну-приемник диаметром семь километров). За «очень интересное и хорошо написанное» исследование профессор поставил Маску 98 баллов». Второй доклад был посвящен электронному сканированию научно-исследовательских документов и книг…третья работа касалась еще одной излюбленной темы Маска – ионисторов, или суперконденсаторов. На сорока четырех страницах Маск обстоятельно рассказывает о новой форме хранения энергии…Маск получил 97 баллов и похвалу за «очень тщательный анализ» с «отличными финансовыми расчетами».
О рекрутинге
Рядовыми инженерами SpaceX, как правило, становились юноши-трудоголики. Маск лично обращался на аэрокосмические кафедры лучших университетов и выяснял, кто из студентов лучше всех сдал экзамены. Он даже сам ходил по комнатам в общежитиях и звонил студентам по телефону. … Как только распространились слухи об амбициях SpaceX, лучшие инженеры из Boeing, Lockheed Martin и Orbital Sciences, которые идти на немалый риск, тоже ринулись в новую компанию.
О планировании
Чего Маск не терпел, так это отговорок или отсутствия четкого плана действий. Джереми Холлман оказался одним из многих сотрудников, которые поняли это после фирменного допроса с пристрастием. «Самым неприятным был первый случай, — вспоминал Холлман. – Что-то пошло не так. Илон спросил меня, сколько времени уйдет на исправление неполадок, а мне нечего было ответить. Он сказал: «Это надо знать. Это важно для компании. На этом держится абсолютно всё. Почему у тебя нет ответа?» Он продолжал атаковать меня конкретными, прямыми вопросами. Я думал, надо было скорее сообщить о случившимся, но понял, что гораздо важнее сначала собрать всю информацию».
Еще раз о найме сотрудников
Все потенциальные сотрудники, дошедшие до конца интервью, получают еще одно задание – написать для Маска эссе о том, почему они хотят работать в SpaceX.
О сроках выполнения работ
Менеджерский трюк, который Маск использовал, чтобы добиться выполнения поставленных им сроков. Вот лишь один пример от Брогана: «В то время как обычный менеджер устанавливает сроки для сотрудников, Маск стремится, чтобы его инженеры брали на себя ответственность за озвученные ими же планы. Он не говорит: «Вы должны выполнить работу до двух часов пятницы». Он говорит: «Мне нужно, чтобы к двум часам пятницы было сделано невозможное. Сможете?». Затем, если вы говорите «да», то лезете из кожи вон не по приказу, а для себя. Это разница, которую можно почувствовать. Вы подписались выполнить собственную работу». Нанимая сотни талантливых, целеустремленных специалистов, SpaceX довела до максимума силу индивидуальности. Один человек, отдающий 16 часов в день, в итоге работает более эффективно, чем два человека, работающих по восемь часов.
О стоимости проектов
Общая стоимость Dragon составила 300 миллионов долларов, что в 10-30 раз меньше, чем аналогичные проекты других компаний по разработке космических кораблей. «К нам приходит металл, мы его раскатываем и используем для постройки корабля, — продолжает Дэвис. – Мы делаем сами практически всё».
О принципах работы
Основной принцип SpaceX — труд сотрудников должен быть по достоинству оценен, а работа сделана. Это обескураживает людей, ожидающих, что их будут направлять или предоставят детальные инструкции. Такая же судьба ожидает сотрудников, жаждущих отклика. А самое худшее, что можно сделать, это сказать Маску, что он требует невозможного. Расскажите Маску, что нет ни малейшей возможности снизить стоимость какой-либо детали, например актюатора, до требуемого уровня, или что на создание устройства запланировано недостаточно времени. «Илон ответит: „Хорошо. Ты выходишь из проекта, а руководить работой теперь буду я. Я буду делать твою работу и руководить двумя компаниями. И я сделаю работу в срок“, — говорит Броган. — Что удивительно, Илон так и поступает. Каждый раз, когда он увольнял сотрудников и брал на себя их работу, он добивался необходимых результатов независимо от направления проекта».
О создании автомобиля
Любому крупному автопроизводителю потребовался бы один миллиард долларов и тысячи рабочих, чтобы создать новый автомобиль и вывести его на рынок. У компании Tesla и в помине не было подобных ресурсов, когда она выпустила электромобиль Model S. По словам Ллойда, изначально Tesla планировала выпуск примерно 10 тысяч седанов Model S в год с бюджетом примерно в 130 млн долларов на достижение этой цели, включая проектирование автомобиля и приобретение оборудования для крупносерийного производства, необходимого для штамповки кузовных деталей. «Один из принципов, на котором твердо настаивал Илон, — делать все, что только возможно, силами компании», — отмечал Ллойд. Нехватку средств на исследования и разработки компания Tesla компенсировала тем, что нанимала блестящих специалистов, во всех отношениях превосходивших сторонних подрядчиков, на которых полагались остальные автопроизводители. «Наша мантра гласила, что один первоклассный инженер заменяет трех посредственных», — вспоминал Ллойд.
Сайт Эшли Вэнса (Ashlee Vance) – http://www.ashleevance.com/
Теги:McLagen F1, «Лишние» и «странные» герои, Илон Маск, красава, Менеджерский трюк, не доит самовар, О главном здании SpaceX, О стоимости проектов, О чтении в школе, Олимп-Бизнес, Прочтение классики под новым углом зрения, сущность героев-одиночек, Теории «сверхчеловека», Эшли Вэнс
Обратную ссылку с вашего сайта.