ШКАЛА КУЗЬМИЧЕВА. ПЯТОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ГУЛЛИВЕТА – 12 БАЛЛОВ. ДЕНЬГИ, СОБСТВЕННОСТЬ И КОРКУРЕНЦИЯ – ЭТИ ТРИ ВЕРХОВНЫХ БОЖЕСТВА ПЕКУНЬЯРСКОГО ПАНТЕОНА — ЖЕСТОКО ЦАРЯТ НАД ЛЮДЬМ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Библиоклип, Новости КЛИП

fantacrik 78Среди множества книг Андрея Аникина (9 сентября 1927 года, Томск — 29 августа 2001) выдающегося ученого второй половины минувшего века, как-то затерялась повесть Пятое путешествие Гулливера. Точнее, она сперва не затерялась в сборнике Фантастика 78 (М., Молодая гвардия, 1978, стр. 334), где отмечалось, что в антологию вошли произведения как известных, так и молодых фантастов из России, Литвы, Украины, Молдавии, Грузии, Узбекистана и других республик. И не должна затеряться среди множества литературной халтуры, изданной в последние годы. Почему я делаю такой вывод? Потому что слог автора хорош необычайно, потому что повесть проглатывается за полтора часа в любом возрасте, потому, наконец, что она отвечает на вопрос, что за государство строится в России.

Конечно, в повести эпохи брежневского застоя, речь шла в основном о США и Китае. Уж очень много в ней примеров, которые отражали суть исторических тектонических процессов, одно из описанных государств напоминает режим красных кхмеров, унесший миллионы жизней. Но сегодня Китай, и там отправляли неугодных на сельскохозяйственные работы «для очищения сознания», вышибает США по всему фронту мирового хозяйства, а вот Россия никак не найдет точку опоры – куда идти. Аникин как ученый, как никак ИМЭМО РАН и экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, поступает просто – показывает два полюса государственного строительства. Название первой страны – Пекуньярии – пронизано жаждой наживы, Аникин напоминает, что оно возводится к латинскому слову «пекуниа», что означает «деньги». «Эквигомия тоже слово латинского корня и может означать «страна равных людей»», — пишет Аникин. Да, Деньги, Собственность и Конкуренция — эти три верховных божества пекуньярского пантеона, но напомню читателю, что именно в США больше всего долларовых миллионеров, и именно они цементируют общество, а в России растет неравенство между бедными и богатыми. Но и среди богатых, как в Эквигомии, у нас множатся сверхравные, близкие к верхушке власти, и, следуя логике Аникина, есть свой четырехкратно-сверхравный.

Читатель сам решит, что за государство возникает на обломках Советского Союза, какие ценности тиражируется СМИ, какие нынешние «герои» затмевают героев Отечественных войн и гражданской жизни – на страницах книги «Писатели сочиняют лживые похвалы товарам, которые становятся все бесполезнее. Исчезла чистая наука, ибо за нее никто не хочет платить». Но лично мне мил герой советского времени и советской науки – академик Абел Аганбегян. Вот и в свежей публикации Где взять деньги? (АиФ, № 15 13/04/2016), он напоминает о том, что «Экономика России задыхается без денег. А поток инвестиций в 2013-2016 гг. усыхает до 16%. Самое удивительное, что в первую очередь перекрывают его не частники, а государство». По его мнению, а с ним согласится большинство, Россия остро нуждается в технологическом обновлении, создании современной транспортной инфраструктуры, увеличении жилищного строительства, развитии «экономики знаний», коренной перестройке экономики. Всё это необходимо, чтобы слезть с нефтяной иглы, но невозможно без финансовых вливаний — инвестиций. И в первую очередь из-за того, что в последние годы резко снизились инвестиции по государственной линии, тогда как частные даже немного выросли.

О меньшинстве, которое живет своим умом и в ус не дует, так же написано в статье: «Странно, что правительство и ЦБ полностью проигнорировали указ Президента РФ В. Путина «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. В нём было дано задание увеличить долю инвестиций в ВВП к 2015 г. до 25%, что предполагало их ежегодный рост на 10%. Именно в такой политике форсированных финансовых вложений в основные фонды и в человеческий капитал (это главные факторы роста экономики) — спасение России». А дальше просто аргументы и факты: «Сокращают инвестиции РЖД, «Ростех» и другие компании. Ещё хуже ведут себя банки — главный денежный мешок страны. Их активы составляют 78 трлн руб. — в 5 раз больше федерального бюджета. Но лишь 1,5% от этих огромных сумм составил в 2015 г. инвестиционный кредит — на душу населения это в 9-12 раз меньше, чем в США и Германии, в 4-6 раз меньше, чем в Китае и в других развивающихся странах». Так что в попытке совместить два разных подхода к строительству государства, если вернуться к Аникину, в России пока не всё ладно. В этой связи уместно напомнить экономистам и всем чиновникам высказывание Василия Ключевского: Только в математике две половины составляют одно целое. В жизни совсем не так: например, полоумный муж и полоумная жена — несомненно две половины, но в сложности они дают двух сумасшедших и никогда не составят одного полного умного.

ЦЕННЫЕ МЫСЛИ

три верховных божества пекуньярского пантеона

Деньги, Собственность и Конкуренция — эти три верховных божества пекуньярского пантеона — жестоко царят над людьми. В этой стране никто ничего не делает даром. Ничто не предпринимается, если не обещает прибыли. Гулливер познакомился с системой управления страной, где парламент носит название Палаты Собственников и состоит из людей, которые могут и хотят доказать, что их состояние превышает определенную сумму.

О жизни пекуньярцев

Он долго не мог привыкнуть к дурной оригинальности, нелепой экстравагантности и расточительности пекуньярцев в одежде и убранстве домов. Потом он понял: на этом покоилось хозяйственное благосостояние страны, и собственники всеми средствами поощряли эту манию.

О высоком и низком

Искусство стало в Пекуньярии рабом торговли. Художники давно бросили писать картины и придумывают лишь новые модели женского белья и причесок. Писатели сочиняют лживые похвалы товарам, которые становятся все бесполезнее. Исчезла чистая наука, ибо за нее никто не хочет платить.

Гулливер рассказывает о странной бухгалтерии в отношениях между родителями и детьми. С самого рождения ребенка родители заводят особую книгу, в которую вносят все свои расходы на него. Он описывает другой чудовищный обычай — так называемый «аукцион невинности». Девушки из приличных, но небогатых семей публично продают себя любому, кто даст самую высокую цену.

О тюрьме

Горькая судьба приводит Гулливера в долговую тюрьму, которая, кстати сказать, принадлежит частной компании и действует как коммерческое предприятие. Только в тюрьме встречает он порядочного и относительно бескорыстного человека, и тот своим советом помогает ему выбраться оттуда.

О равенстве в Эквигомии

Пока врач делал мне перевязку, я присмотрелся к эквигомам. Все четверо были одеты совершенно одинаково: в длинные рубахи из какой-то ткани, похожей на мешковину, и штаны до колен. На ногах были грубые башмаки с деревянными подметками. Скоро я убедился, что все жители этой страны, мужчины и женщины, носят одну и ту же одежду. Равенство здесь включало стремление к тому, чтобы женщина внешне как можно меньше отличалась от мужчины.

Об очищении сознания и ответственности за управленческие решения

Меня наконец вызвал сверхравный и через переводчика объявил мне, что меня отправляют на сельскохозяйственные работы «для очищения сознания». Осмелев, я решился спросить, исходит ли это распоряжение от его начальника в столице. Сверхравный пристально посмотрел на меня и что-то ответил. Переводчик как-то странно засуетился и пролепетал, что в столице занимаются более важными делами, а им приказано самим распорядиться моей персоной. Гораздо позже я узнал, что именно в эти дни четырехкратно-сверхравный, ведавший подобными делами, впал в немилость, был обвинен в нарушении заветов Оана и потерял свой пост. Поэтому никто в столице не хотел брать на себя ответственность за мое дело.

О заветах Оана

Основу составляли тринадцать фраз, которые назывались «заветами Оана». Они так часто повторялись, что я запомнил бы их, даже если бы не хотел этого. Вы можете разбудить меня в любой час ночи, и я, еще не проснувшись, повторю их в любом порядке.

  1. Чем меньше ешь, тем лучше можешь работать.
  2. Приглядевшись внимательно, увидишь: что кажется столь необходимым, на самом деле излишне.
  3. Бык нужен изредка, вол нужен всегда. Поэтому вол полезнее быка.
  4. Человек отличается от животного тем, что он подчиняется сознательно.
  5. Все изменяется: вчера — друг, сегодня — враг; сегодня — враг, завтра — друг.
  6. Если ты не разобьешь голову врагу, то он останется жив. Если он останется жив, он разобьет голову тебе.
  7. В сущности, бедность есть самое большое богатство.
  8. Хороший беспорядок лучше плохого порядка..
  9. Сначала сломай старый дом, тогда лишь думай о постройке нового.
  10. Коси луг чаще, новая трава будет лучше старой.
  11. Когда человек один, ему приходят в голову дурные мысли, но люди помогут ему разоблачить и исправить себя.
  12. Первый равен второму, второй равен третьему. Но первый может быть сверхравен третьему, если так хотят люди [Отсюда пошло само выражение «сверхравный». (Примеч. авт.)] .
  13. Не думай, что ты умнее других равных. Но не думай также, что другие равные умнее тебя.

О часе клятвы Оану

Раз в неделю проводился «час клятв Оану». Время от времени каждый давал какую-нибудь клятву, для которой была особая формула. Вставал, скажем, свинопас и говорил: «Руководствуясь третьим заветом Оана, а также притчей о благодарной свинье, я даю клятву, что все свиньи, доверенные мне, уменьшат время ношения плода до двух месяцев. Слава Оану». Все громко повторяли «славу», причем сверхравный внимательно смотрел на рты. Давались самые несусветные клятвы, весьма странным образом связанные с текстами Оана. Руководствуясь шестым, заветом (о вратах и разбитых головах), кто-нибудь давал клятву истребить за неделю не меньше сотни постельных клопов, которые действительно доставляли нам много мучений.

О часе caмoразоблачений

Еще одна удивительная процедура называлась «час caмoразоблачений». Надо было возможно искуснее наговаривать на себя, выдумывая грехи и проступки. В ходу было такое простое саморазоблачение: «Я вчера за весь день ни разу не вспомнил о великом Оане». Можно было раскаяться в обжорстве или сладострастных снах, в забвении равенства или плохом отношении к скоту.

О собственности в Эквигомии

Если человек умирал (а это случалось часто), сверхравные решали, что из имущества, которым он пользовался, перейдет к детям, а что будет изъято.

В ходу было такое рассуждение. Человек родится голый и ложится в землю голый. На земле он как бы гость равных, среди которых живет. Они дают ему взаймы или в аренду орудия труда и предметы пользования. Умирая, он возвращает все, что получил, все, что осталось неиспользованным.

В Эквигомии нет ни денег, ни банков, ни сбережений. Считается, что каждый получает столько потребительских благ, сколько ему нужно как равному среди равных. Считается также, что сверхравные имеют столько же, как все остальные.

Теги:, , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности