КОГДА ДЕЛАЕТЕ БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ И ВОЗВЫШАЕТЕСЬ НАД БУДНЯМИ, КАПИТАЛИЗИРУЙТЕ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Мнение практика

DorofeevTverКак приятно в дождливую погоду листать записи о том, что хорошего было. Вот открытые лекции Натальи Касперской и Надежды Копытиной, Надия Черкасовой и Гульнары Биккуловой, Дмитрия Зимина и Дмитрий Даньшова, Ивана Бортника и Дмитрия Батурина, Виктора Авдеева и Дмитрия Кузнецова, всех уже не перечислишь. Буквально через месяц с хвостиком начнется очередная Летняя школа инженерного бизнеса КЛИППЕР МГТУ им. Н.Э. Баумана, где по традиции в самом начале будет выступать Владислав Дорофеев из Ъ. Я собрал несколько примечательных, на мой взгляд, мест из его выступлений, где к его таланту журналиста добавляется талант рассказчика. В основном это прямая речь, дополненная комментариями: в ней и герои его книг, и его отношение к предпринимательству как явлению, и, что важно, тема нравственных начал бизнеса в России, истоки которой, по мнению Дорофеева, в труде Серафима Саровского О цели христианской жизни.

Что крайне важно для любого творческого человека? Не только сама работа, но и результаты. Вот как это происходит по версии Дорофеева:

У меня есть такой принцип: я книги пишу те и про тех людей, которые мне самому интересны. Я никогда не правлю книги. Я не под заказ их делаю, а, что называется, по велению сердца и профессии. Помимо всего прочего, поскольку я в деловой журналистке многие годы проработал спецкорром, приобрел огромное количество контактов. Многие контакты просто задействовал. В процессе работы над книгой с кем-то я встречался, причем не всегда специально, потому что эта компания одновременно и либеральна, и, в тоже время, автократична. Поэтому никто из работающих в этой компании людей не позволяет себе сказать лишнего слова без согласия на то Воложа. Не потому, что его боятся. Это глубокое уважение к своему лидеру. Оправданное уважение. Поэтому я даже и не пытался людей искушать, ставить их в неловкое положение. Просто были какие-то беседы. Эти два года я работал без выходных. Много бессонных ночей. Пропущенные отпуска. Моя семья это подтвердит. Они терпели отсутствие отца в буквальном смысле этого слова. Эту книгу я посвятил своим детям.

Все мои герои личностно выше меня. Это слово не очень точное, но Волож самый умный из всех моих героев. Я чувствую сейчас опущение пиетета – человек, который выше меня по своим личностным характеристикам во всех смыслах этого слова. Я говорю не об эмоциональной, не о человеческой стороне, хотя об этом в книге я очень много написал, потому что мне было важно разобраться в нем. Поэтому, это было еще и испытание, для меня это был мужской поступок. Мне надо было закончить книгу в любом случае. Может быть, это нездоровое самолюбие. Иногда было такое опущение, что у меня останавливается сердце. Коллеги из издательства Альпина, Ирина и Сергей Турко, главный редактор, удивительные ребята. У них непосредственная вера в автора. Во многом, благодаря этой вере, я проскакивал очень тяжелые моменты, потому что я не освобожденный литератор. На эти деньги невозможно жить. Я журналист.

Я подумал, что несправедливо людям, пользующимся этой поисковой системой, почтой и многими другими примочками, не знать, что за люди там, внутри этой компании. Мне самому стало интересно. Я захотел раскрыть эту банку консервную и посмотреть, кто там: тараканы или же люди, которые вызывают уважение, там все по-настоящему, или же это какая-то темная история. В буквальном смысле этого слова. Для меня это расследование в чистом виде. Это один из самых моих любимых жанров: все книги у меня построены в жанре расследования.

Как и Дорофеев я пытался по своему изучать и описывать современный бизнес в нашей замечательной стране, где в 90-е население выживало, чиновники выстраивали коридоры власти и плели налоговые и иные сети. Сам Дорофеев пишет об этом так:

Русский бизнес я описываю с первых кооперативов, когда еще Советский Союз существовал. С тех пор запах дубленых шкур, на которых зарабатывали деньги первые кооператоры и будущие олигархи за городом открывали во временных сарайчиках. Я так параллельно с ними и живу эти долгие годы, пишу про них.  

Я для себя вывел универсальный принцип, универсальную формулу и стараюсь ей соответствовать: когда не знаешь, как поступить, поступи так, как максимально трудно для тебя самого и жалеть себя нельзя ни в коем случае. Главное, чтобы сил каждый день не оставалось ни на грош.

Я подметил, когда работаешь над книгой, над большим проектом, ты становишься совершеннее, чем обычный человек. Потому что сама тема, и тот распорядок жизни, в который себя вбиваешь, вписываешь в эти рамки, они тебя поднимают. Делают тебя лучше. Когда делаете большой проект и возвышаетесь над буднями, капитализируйте свои достижения. Пытайтесь зафиксировать их. Потому что когда вы попадаете в яму между проектами, на этом драйве вытащить самого себя к следующему проекту.

В его рассказах есть тема, крайне нужная для всех, не только участников школы – тема появления волшебного экстракта, который связывает воедино волю людей. Школьникам придется трудиться бок о бок в командах, а ведь есть и другие ситуации в бизнесе, описываемые словом ХИМИЯ. Кстати, это, как пишет Дорофеев, — любимое словечко Воложа. Например, в следующем контексте:

В любой отрасли объединение двух компаний — большая проблема. Половина этих объединений не работает из-за разницы культур в компаниях. А тут вообще весь бизнес построен только на том, что “встретились несколько интересных людей”. Давайте объединим, скажем, Театр сатиры и “Ленком”. Оба ведь хорошие, вместе еще лучше будет? Но они разные. Механического соединения недостаточно, химия не заработает. Поэтому “Яндекс” не скрестить с Google или Microsoft.

Фактурно, в деталях, прописал Дорофеев начало его предпринимательской эпопеи: из райкома КПСС (читайте из ячейки Единой России) институт, где работал Волож, получил инструкцию:

…в соответствии с законом о кооперативном движении образовать кооператив. Моего начальника вызвал директор института: видишь, такое вот дело, надо что-то решать. И начальник отдела решил: “Ну что ж, отлично — ты, ты и ты…” — вспоминает Волож. — Так я стал соучредителем одного из первых кооперативов.

Как зарабатывались первые реальные деньги? Дорофеев ссылается на воспоминания Воложа:

… начальника отдела был знакомый, который вывозил тыквенные семечки в арабские страны через Австрию, шли эшелоны с Кубани, через Австрию перечислялась валюта, на которую там же закупались компьютеры». В Австрии семечки жарили и уже продукт с добавочной стоимостью продавали арабам. То есть спустя довольно короткое время группе инициативных научных сотрудников удалось выстроить успешную бартерную торговую схему: компьютеры в обмен на продовольствие, вагон семечек — на вагон персоналок из Австрии. «Отечественные компьютеры были в то время размером с комнату, а первые персоналки легко умещались на столе. Наши гиганты доходили в цене до нескольких миллионов долларов, а западные персоналки стоили, не помню точно, но около 43 000 рублей. Про цены я знаю больше понаслышке — занимался я в кооперативе технической работой, отвечал за заливку и настройку компьютеров, я ведь на персоналках с 1984 г. программировал.

На «семечки» Волож купил свою первую в Москве квартиру, ведя, как пишет Дорофеев, «двойную жизнь: работает над диссертацией в академическом институте, но и, вкусив первых настоящих денег, уже не хочет отказываться от коммерции». Какую жизнь ведет сам Дорофеев можно так же узнать из его выступления:

Я себя считаю журналистом, задачи которого – отражать действительность, т.е. показывать то, что есть на самом деле. Кто то делает хорошее вино, кто-то готовит хорошую еду, кто-то строит хорошие реакторы, моя задача – показывать то, на что нет времени у тех, кто делает реальную жизнь. – так пояснил свое отношение к делу Владислав, — Показывать взаимосвязи, которые не очевидны, показывать события, которые как бы не видны, но они оказываются решающими, показывать людей, которые события эти делают. Вот, собственно, из этой простой внутренней задачи, я в журналистике уже больше четверти века, из этого своего понимания профессии я в свое время и начал эту серию [А.К. – о крупнейших предпринимателях России]. Нельзя сказать, что это серия, просто я решил посмотреть, что же такое наши предприниматели, от которых зависят судьбы сотен тысяч людей.

DorofeevDubnaМожно поспорить с Дорофеевым о том, что от решений пусть даже выдающихся людей зависят судьбы сотен тысяч людей. Есть еще черные лебеди Талеба, меняющие ландшафт бизнеса в мановение ока. Дело не в этом. Дорофеев действительно попытался влезть в шкуру предпринимателей. Наверно, именно поэтому, он сказал:

Мне стало самому интересно, что же это за люди, откуда эти люди взялись, чем они дышат, чем живут, какие у них семьи? Как они выглядят как профессионалы? Как они выглядят как люди, т.е. насколько они нравственны или безнравственны?Так вот, все эти книги были написаны не под заказ, все эти книги не согласовывались с этими героями, все эти книги были написаны по рыночному принципу. Для меня это было главное условие. Я хотел написать книги, которые будут продаваться в том смысле, что их можно будет купить свободно в магазине.

Так вот, судя по тиражам, книги Владислава Дорофеева отлично продаются. Он вспомнил занятный факт своей творческой биографии:

Какие тиражи? Чемпионом был Абрамович. Первая книга вышла в восьмом году. Я помню, пришел в магазин и сам ошалел: люди несли эту книгу к кассе! Просто выстраивались очереди, когда она появилась. Это был прорыв! До этого не было книжек про крупных предпринимателей. Потом они появились и я не могу сказать, что я первопроходец. Итоговый тираж Абрамовича был 25 тысяч. Это довольно много по всем меркам, по российским и западным меркам. Средний тираж деловой литературы, чтобы вы понимали, в России и на Западе – 5 тысяч экземпляров. Если она вышла таким тиражом, значит, она удалась, реально!

Всем героям книг я предлагал поучаствовать, всем героям я говорил, что я автор книги, т.е. они никакие не соавторы, я не предлагаю им соавторство. Потому что я пишу книги для читателей, а не для героев. Российская журналистика одна из лучших в мире. Все ходы этих людей мои коллеги подробно, в том числе и я, описывали. Это события федерального масштаба и все они описывались.

Масштаб творчества Дорофеева солиден: он давно вышел за рамки газетных репортажей, хотя почти четверть века, как скромно заметил, описывает жизнь предпринимателей и деловую жизнь страны.

Почему. Я считаю, что предприниматель – соль мира. Реально, я действительно так считаю до сих пор, несмотря на то, что я многих людей встречал, со многими разговариваю, много гадостей встречал в этом мире – предпринимательском. Но, тем не менее, я остаюсь в этом своем убеждении – предприниматели и бизнес – основание любого общества. Нет предпринимателей, нет вот этого слоя людей, и общество не может существовать по определению.

Чем-то по горячности и порядочности он мне напоминает одного из лучших предпринимателей века позапрошлого, Федора Васильевича Чижова, объединившего московских предпринимателей вокруг журнала Вестник промышленности. А объединил потому, что слыл порядочным человеком. Вот и Дорофеев утверждает:

Предпринимательская среда нуждается в правде, она обязательно нуждается в позитиве и конструктиве. Потому что, например, открытие металлургического комбината – дикий позитив! Это очень большое реальное событие. Об этом нельзя не писать. Поэтому, если открыть газету Коммерсант, там очень много позитива. Получается пропагандистская газета, реально. Потому что много фактов позитивных.

Много фактов позитивных можно выудить из выступления Дорофеева. Ограничусь таким:

Однажды Олега Дерипаску спросили, почему он такой молчаливый, не дает интервью, и он сказал — Станок по печатанию денег должен молчать.

Что происходит, если станок начинает говорить? Дорофеев привел пример Ходорковского, который публично оскорбил Путина.

По мнению Дорофеева, и я за него двумя руками, есть рамки, за которые нельзя переходить:

Михаил Ходорковский просто был выдающийся человек, реально. И его компания была выдающаяся, лучшая в стране. Одна из лучших в мире. Он – выдающийся управленец. Все высшие эпитеты по отношению к нему абсолютно годятся. Но они никак не могли понять, что перед ними другой президент, другая страна. Другая эпоха началась. Они пытались диктовать власти. Бизнес пытался диктовать власти, чего делать нельзя. Вот что получилось, и я верю Геращенко. Он не тот человек, который выдумывает. А посмотрите, что делает сегодня на Украине предприниматель Коломойский? Наверное, тоже выдающийся предприниматель. Человек, который через неделю после избрания говорит президенту, что я тебя не буду слушать и слышать, я буду финансировать свой батальон, который не будет подчиняться перемирию. Это нормально разве? Понимаете, есть некие грани, есть двойная линия, которую не должен переходить бизнес. Вот Коломойский совершенно очевидно перешел на Украине. У нас перешел Ходорковский. Другое дело, какая была реакция. Это совсем другое.

Возвращаясь к теме нравственных начал предпринимательства, Дорофеев сослался на труд Серафима Саровского О цели христианской жизни .Именно в нем, как полагает Станислав, и дается разъяснение тому, что работа предпринимателей – соль земли:

Цель жизни мирских обыкновенных людей есть стяжание или приобретение денег, у дворян, сверх того, получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный…

DorofeevDubna01Фото Юлии Тимофеевой

Теги:, , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности