МЫ СЕЙЧАС ИЩЕМ ПАРТНЕРОВ, КОТОРЫЕ ПРЕДЛАГАЮТ ИНТЕРЕСНЫЕ ВЕЩИ
… всё, что я хотела здесь получить, я получила: это и новые знакомства, и опыт, и кейсы, и великолепные эксперты, — вырвалось у Валерии Чечиной из Томского политеха в финале Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР, когда она получила диплом победителя. Всё, о чем мечталось долгие годы, изучая предпринимателей, особенно в сфере производства, теперь модно/можно узнать из проекта Сделано в России , запущенного 16 июня в РИА Новости, где появился скромный анонс: РИА Новости начинает цикл публикаций о людях, которые организовали производство в России и из отечественных материалов. Герои публикаций не стали участниками проектов федерального размаха Startup Village и GenerationS, где надо биться за гранты и венчурные денежки, доказывать свою нужнось экспертам. Они просто организовали производство, а это, в свою очередь, ой как непросто! и выпускают нужные людям продукты, которые покупают.
В последний вторник сентября на Клубе инженерных предпринимателей будут выступать те, кто создавал бизнесы и те, кто пытается это делать: Алексей Фоменко и Павел Беликов, Иван Кречетов и Павел Курбацкий и иже с ними. Уверен, что не только дня них ценен опыт тех, о ком здорово написала Виктория Сальникова.
Алексей Власов, основатель бренда «ВОЛАН», герой публикации Родом из СССР: как москвич запустил советские станки по всей России. Он выпускает спортивную одежду и обувь, «ездит по заводам, разбросанным по всей России, листает архивные каталоги и запускает в работу станки, которые простаивают со времен распада СССР». Алексей, как пишет Виктория, «создал свою марку без посторонней помощи и почти без денежных вложений». А потом идет прямая речь предпринимателя: «Я, честно говоря, даже не считал, сколько денег потратил на начальном этапе. Это минимальная сумма. Если вложить силы и энергию, ставить задачи по существу и не разбрасываться, то производство можно запустить за небольшие деньги – для человека с любой зарплатой. Главное – это идея. У нас часто подходят к делу с позиции русского бизнесмена — все куплю, много заплачу, найму дорогого дизайнера. Мне же, например, логотип бесплатно сделали друзья. Рисунки тоже они делают. Я однажды хотел заказать плакат у девушки-дизайнера, так она попросила за работу 20 тысяч рублей». Но есть еще одна проблема — предприятия отказываются сотрудничать по банальной причине: «это невыгодно – он заказывает небольшие партии, при этом просит изменить дизайн». «Я много сил потратил на работу с заводом в Кимрах, это Тверская область, — привел пример Власов. — Раньше там выпускали кроссовки Adidas Gazelle для поставок во Францию и Голландию. Я почти выехал на завод, но выяснилось, что станков уже нет. Они теперь производят кирзовые сапоги». Много сил потратил на организацию бизнеса Дмитрий Даньшов, основатель и совладелец компании Механика, курорта «Казачий берег» и компании Termal. Выступая 17 мая 2016 с открытой лекцией в Клубе инженерных предпринимателей, он рассказывал о том, что в начале пути собирал станки для своего производства, а теперь сам выпускает собственные хонинговальные станки!
Герои публикации Оловянный солдатик: как превратить ватник в тренд не сразу пришли к производству. Но зато теперь основатели бренда OLOVO Яков Теплицкий и Александр Маланин создают модели по лекалам советской военной формы и хотят заняться производством обуви. Определившись с концепцией бренда, основатели создали экспериментальный цех, где разрабатывали модельный ряд. «Мы добивались эталонного образца. Мы не сразу определились с материалами, на первом этапе использовали плащевые ткани, подбирали, как они будут утепляться, какая должна быть плотность. Материал по-разному себя вел, — пояснил Виктории Яков. Она уточняет, что на за запуск бизнеса потребовалось полтора года: «Элементы первой коллекции OLOVO шьются на нескольких фабриках. Верхняя одежда – в Приднестровье, изделия из пуха – в Белоруссии, рюкзаки и трикотажные изделия – в Москве».
Из всех публикаций, а их уже шесть, остановимся на публикации Сделано в России: как дети вдохновили отцов на создание бизнеса. И не только потому, что продукция предназначена для детей, не только потому, что основатели успешно конкурируют с IKEA. Публикация подробно описывает совместный проект друзей, один из которых закончил Бауманку.
В производстве мебели сразу возникли проблемы: «Подрядчики часто подводили и косячили. Собственное производство было тяжело организовать, но так можно контролировать качество и сроки. Мы запустили его в 2012-м. Год назад мы стали задумываться о том, что нужно искать новое направление производства – так и пришли к детской мебели», — пояснил один из основателей. В компании уже есть несколько линеек мебели, стандартные модели изготавливаются за 10 рабочих дней, а индивидуальные проекты – за 20.
«Основная наша фишка – это сочетание яркого, стильного, современного дизайна ивысокого качества. Аналогов в России пока нет», — считает один из основателей. Фишка, скорее в том, что предприниматели создали полный цикл производства и особое внимание уделяют экологической безопасности: например, «краски, которые используются в создании взрослой мебели, здесь не подходят». Еще одна фишка – работа по индивидуальным заказам: в компанию часто обращаются с просьбой сделать дизайн-проект детской комнаты, но пока такая услуга не оказывается. Зато предприниматели, как пишет Виктория, планируют расширение ассортимента, они хотят продавать не только мебель, но и текстиль, аксессуары, свет, напольные и настенные покрытия. «Мы сейчас ищем партнеров, которые предлагают интересные вещи, — пояснил ей один из основателей. — Например, человек покупает мебель, ему сразу нужен текстиль. Наша конечная точка – обеспечить покупателям возможность полностью укомплектовать детскую комнату в одном месте. Это как IKEA для детской, но ярче, интереснее и с возможностью подгонки под индивидуальные требования».
Точка безубыточности такой идеи, скорее всего, уйдет в бесконечность: ведь модель бизнеса IKEA создавалась несколько десятилетий. О моделях производственных стартапов шла речь на сессии «СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО», проходившей в рамках Чарновских чтений 2014 года. На ней Алексей Фоменко, генеральный директор компании «Изобреталь», по сути, рассказывал о тех же проблемах, которые решали герои публикации Виктории Сальниковой. Он пояснил, что в компании больше десятка поставщиков и очень трудно отвечать за качество: «В России крайне сложно налаживать кооперацию, очень низкая культура производства, крайне сложно найти нормальных производителей металла. Какие-то стандартные элементы, типа розеток и проводов, можно покупать и не бояться. Но когда касается изделия на заказ, по своим чертежам, там очень много брака у поставщиков».
В 2012 году он поведал еще об одной проблеме (Интервью с Алексеем Фоменко, третьим КЛИПОДЕЛОМ, опубликовал Григорий Баев от 09.01.2013), управленческой. «Когда я начал заниматься бизнесом, на меня свалилось очень много управленческой работы, — заметил Алексей. — Соответственно, я не так быстро развиваюсь как инженер. Вот, если бы я работал наемным работником, получая стабильную зарплату, то я бы совершенствовался как инженер и, наверное, создавал классные вещи. Когда я стал предпринимателем, мой уровень как инженера немного упал. Если инженеры не хотят быть предпринимателями, то это их выбор. Стране очень нужны не только предприниматели, а капитаны производства».
Стоит добавить, что обществу нужны и те и другие! Вот еще один герой со страниц газеты РБК daily (№ 139 (2395) ). Валерия Житкова в публикации Крафтовый первач. Как заработать на производстве самогонных аппаратов описывает путь в бизнес основателя компании по производству самогонных систем, пивоварен и сыроварен «Доктор Губер» Никиты Малыхина. «Первый самогонный аппарат я сделал, можно сказать, из типографского станка», — вспоминает основатель. Оказывается, десять лет назад предприниматель работал техническим директором в компании по производству полиграфического оборудования, а про самогоноварение ничего не знал. Сегодня главной проблемой он считает дефицит кадров. Для того, чтобы найти управляющих и работников производства, ему пришлось построить лабораторию на территории университета ИТМО: на 40 кв. м расположились пивоварня, бродильные танки, установка для дистилляции и ректификации. «Я сам страдал от отсутствия практики, и однокурсники жаловались — на теоретических лекциях далеко не уедешь», — объясняет Малыхин. Эту площадку предприниматель воспринимает как кузницу кадров для «Доктора Губера»: несколько специалистов из 75 человек, работающих на производстве, пришли в компанию после практики в лаборатории. Возможно, такой путь преодоления кадрового голода применим во многих университетах страны. Возможно, многие руководители учебных заведений пойдут на то, чтобы решить эту проблему, в некоторых из них крупные предприятия решают её, создавая в базовые кафедры. Например, кафедру «Производственные системы в машиностроении» в 2011 году создала «Управляющая Компания “Группа ГАЗ”» Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева. В научном труде Опыт работы технического университета с базовыми кафедрами (Высшее образование в России, № 2, 2014, СС. 73-81), авторы особо отмечают, что важнейший результат деятельности кафедры — развитие и внедрение в производство новой системы организации труда, получившей название «Производственная система “ГАЗ”» и основанной на применении инструментов «бережливого производства». Кроме того, за 2012–2013 годы в Группу ГАЗ только с одной кафедры трудоустроено 115 молодых специалистов. Возможно, с легкой руки Виктории Сальниковой, появятся не только публикации о людях, которые организовали производство в России и из отечественных материалов, но и исследования. Возможно, такой исследовательский проект можно будет анонсировать 2 декабря 2016 года на очередных Чарновских чтениях в Буманском университете. Ведь хорошим людям даже на панельной дискуссии всегда есть о чем поговорить, да и поговорка об этом славная – Сядем рядком да потолкуем ладком.
Теги:Александр Маланин, Алексей Власов, Алексей Фоменко, Валерия Житкова, Валерия Чечина, Виктория Сальникова, Иван Кречетов, Никита Малыхин, Павел Беликов, Павел Курбацкий, проект Сделано в России, Чарновские Чтения, Яков Теплицкий
Обратную ссылку с вашего сайта.