ШКАЛА КУЗЬМИЧЕВА. НИЧЕГО ЛИЧНОГО. 10 БАЛЛОВ. ВСЯ ЭКОНОМИКА ЛИШАЕТСЯ СЕРДЦЕВИНЫ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Библиоклип

Если у вас случайно оказались под рукой ракушки-венерки (вонголе), морской черт и окунь морской, кальмары и креветки, мидии в ракушках и иные морские гады, а так же помидоры, цуккини, чеснок, большой красный болгарский перец, брокколи, луковицы, а еще белое сухое вино, куриный или рыбный бульона, оливковое масло, куркума, соль, острый перец, лавровый лист и тимьян, то вы легко можете приготовить сарсуэлу — блюдо каталонской кухни! Только не забудьте приправить его свежепорезанной петрушкой. При чем тут сарсуэла и книга Эндрю Кина «Ничего личного»  (Альпина Паблишер, 2016)? А при том, что автор намешал в книгу массу сюжетов, перелопачивая возможности сети, подмешал к этому едкие приправы критики Силиконовой долины, разбавил походами/поездками/визитами на медийные площадки, добавил немного выводов и получилась, по его версии, история о том Как социальные сети, поисковые системы и спецслужбы используют наши персональные данные для собственной выгоды.

15 марта 2016 в конференц-зале МГТУ им. Н.Э. Баумана я сначала наблюдал Эндрю Кина и даже Ульви Касимова, они ждали наполнения аудитории. Потом началась небольшая лекция с жгучим названием «Не совершенствование машин, а деградация людей». Краткий отчет о ней начинался так: «Эндрю прилетел в Москву лишь на один день. Главный пункт его программы – выступление в нашем университете». «Перевод названия книги, – начал ее автор, – удивительно отражает менталитет народа. Мне нравится перевод на русский. В русском смысл название получается таким: речь идет о бизнесе, хотя известно и «личное» каждого пользователя». А потом, на мой взгляд, начался краткий пересказ книги для американцев, а не для нас, русских.

Так что мне придется прорываться через черезду кивков и кивочков в сторону США, чтобы выделит главное, на мой взгляд.

Первое. В книге есть цифры. Они о новой экономике и бизнесе. Кин пишет о законе Меткалфа — сформулированном изобретателем сети Ethernet Робертом Меткалфом правиле, «согласно которому каждый новый пользователь увеличивает полезность Сети в геометрической прогрессии». «Этот рост дал импульс буму доткомов — пятилетнему периоду иррационального процветания, породившего Amazon, Yahoo, eBay и тысячи неудачных интернет-стартапов, включая мой собственный — музыкальный онлайновый веб-сайт AudioCafe, созданный при поддержке компаний Intel и SAP. – пишет автор. — Сотни миллионов долларов вливались в якобы «инновационные» веб-бизнесы, пытавшиеся продавать все подряд — от корма для животных до туалетной бумаги». Да действительно, этот этап развития бизнеса в России так же прошел. Но других цифр в книге хоть и хватает, но они не дополняют первую идею…

Второе. В книге есть сведения о том, на что покупаются денежные мешки. Со ссылкой на автора книги «Доткомы-мошенники» (Dot.con) Джона Кэссиди, автор пишет: «модель «победитель получает всё» уже набрала силу еще в доинтернетовской технологической экономике», где потребители стремились сосредотачиваться на одном-двух доминирующих продуктах… О том, как модель зарождалась в России славно написал Игорь Ашманов в бестселлере «Жизнь внутри пузыря: Как менеджеру выжить в инвестируемом проекте» (М., Манн, Иванов и Фебрер, 2008).

Третье. Автор лихо расправляется с соперниками по перу и модной теме и нахваливает тех, кто ему мил. Например, он сначала пишет о том, что в своем бестселлере 2011 года профессор МIT Шерри Тёркл называет состояние общества «одиночеством вместе». «Это блестящее лаконичное определение Интернета, — полагает Кин, — в котором чем более социальными мы становимся, чем чаще соединяемся, общаемся и взаимодействуем, тем более одинокими себя ощущаем». А далее следует величавая максима: «Летом 1996 г. все в Сан-Франциско — за исключением разве что некоторых динозавров «Бизнеса 1.0» наподобие Ларри Кея — верили в будущее сетевой экономики. Никто до конца не понимал, что означали евангелистские термины вроде “Бизнес 2.0”». И тут Кин начинает бодать книгу Криса Андерсона «Бесплатно: Будущее радикальной цены» (Free: The Future of a Radical Price). «Однако, вопреки ее названию, издатель Андерсона, проявив здравый смысл, назначил за книгу цену $26,99. – смакует Кин финансовую сторону дела, — Не говоря уже о том, что сам Андерсон получил солидную компенсацию за сочинение этой обольстительной чепухи — по слухам, $500 000 аванса в счет будущих продаж книги, в которой он призывает коллег-писателей создавать «персональные бренды», бесплатно выкладывая плоды своего творчества в Интернете».

Есть и такое отношение к маститому автору:

Крис Андерсон уже написал книгу с прославлением этой очередной революции, которая, как предполагается, позволит нам «устранить из посредников» промышленное производство и изготавливать свои собственные продукты. В своем манифесте от 2012 г. под названием «Мейкеры» (Makers) Андерсон, извергая жуткую мешанину из либертарианства и марксизма, утверждает, что эта «новая промышленная революция» демократизирует орудия изобретательства и производства. Сегодня, когда цифровая революция «проникла в цех, это прибежище «настоящих вещей»», Андерсон, задыхаясь от восторга, предвещает, что она «еще окажет величайшее воздействие».

Мы уже слышали подобную чушь. Мы читали о ней в первых двух книгах Андерсона «Длинный хвост» и «Бесплатно», представивших совершенно искаженную картину якобы изобильного будущего.

У Гриория Баева другое мнение о книге и её авторе:

Андерсон с удовольствием вспоминает, как он, будучи школьником, проводил каникулы у деда, занимаясь с ним в мастерской. Однажды они собрали четырехтактный бензиновый двигатель из заранее приготовленного набора деталей. «Мы были мини-фабрикой и могли сделать почти что угодно!» — так описывает свои эмоции автор. Он считает, что главной силой новой промышленной революции будет «движение создателей» (Maker Movement) или изобретателей, юных техников, моделистов, кружков «очумелые ручки», «сделай сам», если пользоваться старой доброй терминологией.

Чем хвастается Кин? Своими друзьями. Так, он описывает как в мае 2014 года «я вместе с Алеком Россом, бывшим старшим советником по инновационной политике госсекретаря Хиллари Клинтон и особенно красноречивым апологетом Интернета», выступал в Европейском парламенте в Брюсселе. О своем выступлении он почтительно умалчивает, но пишет, что «Росс изложил свое бинарное видение сетевого общества XXI в.». Что за видение, понять сложновато, ведь бинаризм (англ. binarism) — «это эпистемологическая структуралистская концепция, утверждающая, что структура бинарных оппозиций (верх — низ, добро — зло, гласные — согласные…)» как одна из характеристик человеческого разума.

Чем гордится Кин? Своим «знанием» долины, где рождаются технологические чудеса. «Кремниевая долина фетишизировала идеалы сотрудничества и диалога. – утверждает автор. — Но где нам требуется реальное сотрудничество, так это в диалоге о влиянии Интернета на общество. В таком диалоге должны участвовать все — от цифровых аборигенов и прекариата до миллиардеров Кремниевой долины. И в этом диалоге мы все должны взять на себя ответственность за наше поведение в онлайне — будь то нарциссическая зависимость от социальных медиа, или анонимная жестокость, или пренебрежительное отношение к интеллектуальной собственности, созданной профессионалами. Ответ кроется в сознательном саморегулировании наподобие того, что описал Уильям Пауэрс в своей книге «BlackBerry Гамлета» (Hamlet’s BlackBerry) — великолепном руководстве о том, как построить нормальную жизнь в цифровую эпоху.

Если кому-то понятна эта абракадабра, то он/она уже живет в цифровой эпохе. Я лично почему-то живу в другом мире, где сеть занимает свое место, не мешая другим сторонам жизни человека. И я согласен с мнением Ульви Касимова, который и познакомил меня с автором книи. «Любой бизнес — это бизнес копеечек. Если ты пренебрегаешь копеечками, тебе конец», — рассуждает основатель инвестиционной компании Sferiq Ульви Касимов в интервью Светлане Витковской Овощи и интернет: как бывший зам Ковальчука стал ведущим венчурным инвестором России.

ЦЕННЫЕ МЫСЛИ

О правиле одного процента

Предполагалось, что Веб 2.0 демократизирует медиа и позволит высказаться тем, кто на протяжении истории был лишен такого права. …Но ничто из этого не приносит ни цента доходов для подавляющего большинства молодых авторов, музыкантов, фотографов, журналистов и кинематографистов. Все это по большей части подарочная экономика, где вся прибыль достается крошечной группе монополистических интернет-компаний. Самые серьезные потери цифровая революция нанесла разнообразию. Сегодня «правило одного процента» стало доминирующей экономической характеристикой любого сектора культуры.

Об идеальном шторме

«Больше не будет «моментов Kodak». После 133 лет компания исчерпала себя», — подвел итог в 2013 г. бывший вице-президент Kodak Дон Стрикленд, который неудачно подвигнул компанию войти в бизнес цифровых фотоаппаратов. «Kodak попала в идеальный шторм не только технологических, но и социально-экономических изменений», — добавляет канадский фотограф Роберт Берли, чьи работы увековечили упадок Kodak.

О компания, внушающих ужас

Среди компаний, собирающих онлайн-данные, есть еще одна внушающая ужас — это Acxiom, информационный брокер, который, согласно технологическому обозревателю Сью Халперн, располагает «профилями 75 % американцев, каждый профиль содержал около 5000 знаков и позволял, при применении к нему методов интерпретации», выявлять потенциально подозрительных личностей. Конкуренцию Acxiom за звание самого зловещего государственно-частного партнерства составляет созданный в 2004 г. Питером Тилем разведывательный стартап Palantir, «компания, собирающая большие массивы данных в разведывательных и правоохранительных целях».

Об убойном приложении

Uber — убойное приложение не только для водителей и пешеходов. Не нравится — ходите пешком, заявляет Uber своим клиентам с присущей Каланику тактичностью по поводу сервиса, который использует «скачкообразное» ценообразование, а попросту говоря, обдираловку, из-за чего в праздничные дни и в плохую погоду тарифы на проезд поднимаются на 700–800 % выше нормы. Например, во время сильнейшего снегопада в Нью-Йорке в декабре 2013 г. один из невезучих клиентов Uber вынужден был заплатить $94 за поездку на расстояние три километра, занявшую всего 11 минут.

О самоостаточных техноградах

Google — далеко не единственный технологический левиафан, который пытается превратить современную реальность в феодальный пейзаж, заполненный высокотехнологичными замками, рвами и башнями. Кремниевая долина и сама превращается в живую картину Средневековья — раздражающий пейзаж, где страшно обнищалые города наподобие Восточного Пало-Альто с высокими уровнями преступности и безработицы, с жителями, перебивающимися на продуктовых талонах, чередуются с фантастически богатыми и полностью самодостаточными техноградами, спроектированными такими знаменитыми архитекторами, как Норман Фостер и Фрэнк Гери.

О серцевине экономики

Сегодня уже не один город, а вся экономика лишается своей сердцевины. Несмотря на доносящиеся из Кремниевой долины заявления о том, что Интернет уравнивает возможности и способствует более равномерному распределению богатства, новая экономика на деле напоминает пончик с зияющей дырой посередине — там, где в прежней индустриальной системе миллионы работников производили ценные продукты и получали за это зарплату.

О фабрике данных

Ключевая экономическая ценность фабрики данных состоит во всех тех персональных сведениях, которые она вытягивает из своих бесплатных работников. И, как в фильме ужасов Хичкока, именно вы — невинный свидетель, простой обыватель — становитесь жертвой того, что вам не под силу ни понять, ни взять под контроль. От социальных сетей наподобие Twitter и Facebook до второй по стоимости компании в мире Google — у всех эксплуатация нашей персональной информации служит двигателем экономики «больших данных».

 

Теги:, , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности