НУЖНА МАСШТАБНАЯ ПРОПАГАНДА БИЗНЕСА, ПОТОМУ ЧТО ТОЛЬКО БИЗНЕС СОЗДАЕТ ДОБАВОЧНУЮ СТОИМОСТЬ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Отчеты об открытых лекциях

«Для инновационной системы необходимо создавать великие частные компании. Опыт создания частного инновационного сектора при содействии государства в других странах имеется», — поясняет директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Дан Медовников в статье Нам нужны великие частные компании . Далее он говорит: «В Китае государство решило, что рынок телекоммуникаций особо важен. Поставили задачу, чтобы были частные китайские компании, обеспечили условия честной конкуренции. В итоге Huawei, частная компания, забила как минимум две государственные. И теперь у Китая есть свой глобальный чемпион». Вполне возможно, и у нас в стране идут схожие процессы, так Анатолий Дабагов, президент ЗАО “Медицинские технологии Лтд” (МТЛ), компании, ставшей национальным чемпионов в России, выступая 24 марта 2018 года в родном вузе, заявил: «Наша компания – крупнейший на сегодня отечественный разработчик и производитель медицинского диагностического и рентгеновского оборудования. Мы по многим сегментам рынка занимаем ведущие позиции, конкурируя при этом с теми транснациональными корпорациями, такими как Дженерал Электрик, Сименс и Филипс».

Правда, в его выступлении не было «перламутровых пуговиц», так Анатолий Дабагов в статье Правила томографии, опубликованной в 2017 году в Российской газете, назвал присутствующие в техническом задании на закупку «мелкие и не имеющие диагностической ценности детали» (а ТЗ составляют чиновники), «которые есть только у иностранцев, и бороться с этим отечественному производителю сложно». Вместо них Дабагов обосновал три причины, ввязавшие его в борьбу за бизнес.

Причина первая

Мне, как и любому нормальному человеку, небезразлично, что происходит у нас в стране вообще и в бизнесе в частности. Я достаточно давно сделал для себя выбор: занимаюсь общественной деятельностью, связанной с пропагандой бизнеса. Начал заниматься давно, лет 15 назад, потому что встретил Сергея Ренатовича Борисова, это зав кафедрой инновационного менеджмента, мы с ним вместе учились. Он мне говорит: ты почему еще не с нами? Он организовал организацию, которая называется ОПОРА РОССИИ — организация поддержки малого и среднего бизнеса. Она и сейчас существует, является одним из столпов реальной поддержки бизнеса. Он и говорит: пойдем к нам, будем с тобой цивилизованно лоббировать бизнес. Здесь ключевое словосочетание «цивилизованно лоббировать». Вы люди молодые, а те, кто постарше, хорошо помнят, 90-е годы были самые настоящие бандитские, когда лоббирование бизнеса зачастую осуществлялось через отстрел тех, кто не соглашался быть лоббированным. В начале двухтысячных стрелять вроде бы перестали, но коррупция процветала. В том момент говорить о цивилизованном лоббировании было необычно. Мне понравилось и я согласился. С тех пор в меру своих сил этой работой занимаюсь. Конечно, я лоббирую при этом, понимая интересы своей компании, не вижу в этом ничего зазорного, ведь если будет хорошо заниматься бизнесом в нашей стране, то это будет на руку всем.

Причина вторая

Меня очень сильно беспокоит, что количество молодых людей, в первую очередь, которые хотят заниматься бизнесом, в нашей стране немного. Их гораздо меньше, чем в Соединенных Штатах в процентном соотношении. К сожалению, согласно опросам общественного мнения молодые люди после окончания высших учебных заведений зачастую предпочитают работать либо в госструктурах, либо в крупных корпорациях, получать там приличные деньги, непонятно, честно говоря, за что. Мне никогда не нравилось и не нравится категорически то, что в средствах массовой информации наших, раньше вообще оголтело, сейчас в меньшей степени, но всё равно, бизнес представляют всегда в одном и том же черном цвете. Кто такие бизнесмены? Воры! Делают паленую водку, разваливают стройки и так далее. Это делается намеренно. Это категорически плохо. Я считаю, что нужна масштабная пропаганда бизнеса, потому что только бизнес создает добавочную стоимость. В советские времена было совсем наоборот: тогда каждый день рассказывали об ударниках коммунистического труда. Сейчас совсем другой крен. Я хочу сделать всё, что в моих силах, чтобы показать, что бизнес – это не только воры и бандиты, в бизнесе абсолютно нормальные люди, которые действительно делают очень важное дело.

Причина третья

Я закончил училище, чем горжусь, и аспирантуру – кандидат технических наук. Закончил Академию народного хозяйства, имею магистерскую степень МВА. После училища попал в научно-исследовательский институт. Там был недолго, перешел на опытный завод, где очень быстро сделал карьеру: в 30 лет я был уже главным инженером завода, на котором работало две с половиной тысячи людей. Это был по советским меркам не очень большой завод – были заводы с десятками тысяч людей. Я там прошел колоссальную школу – организационную, инновационную, хотя слова такого не было, но инновации были, соответствующие тому времени, школу качества – это то, что сейчас называется система менеджмента качества, у нас тогда называлось военной приемкой. Когда в 1988 году вышел первый в Советском Союзе закон о кооперации, который позволил заниматься предпринимательской деятельностью, с тех самых пор я самым что ни на есть активным образом занимаюсь бизнесом. Через 10 лет, в 1997 году по стечению обстоятельство, во многом вынуждено, я оставил хорошо работающее предприятие на фоне полной разрухи, которая была тогда в стране, и основал компанию Медицинские технологии вместе со своим другом, с которым мы до сих пор работаем.

Приятная реплика

У меня трое детей, пять внучат. Я себя считаю счастливым человеком, потому что всю жизнь занимаюсь той деятельностью, которая мне нравится. Наша компания приносит серьезную пользу обществу и это позволяет мне достаточно хорошо зарабатывать.

А далее пошла речь о том, что компания сегодня – крупнейший отечественный разработчик и производитель медицинского диагностического и рентгеновского оборудования. «Мы по многим сегментам рынка занимаем ведущие позиции, конкурируя при этом с теми транснациональными корпорациями, такими как Дженерал Электрик, Сименс и Филипс. – пояснил Дабагов и добавил. — У нас 250 человек народу. Порядка 17 тысяч [кв.м.-А.К.] производственных площадей. Мы порядка пяти с половиной тысяч единиц оборудования поставляем во все лечебные заведения: практически каждое третье учреждение снабжено нашим оборудованием».

Если посмотреть на цифру 250, то получается интересная картина: «70 человек разработчиков – это самая высокооплачиваемая категория наших сотрудников, 15 из них кандидаты технических наук»; рядом с ними тоже 70 человек «в блоке, который занимается коммерциализацией: это продавцы, маркетологи, те, кто управляет продуктом на рынке, те, кто работает с клиентами и занимается сервисом».

Полностью лекцию Анатолия Дабагова можно посмотреть на нашем канале YouTube, остановлюсь лишь на тех местах, что больше всего запомнились:

О программе «национальные чемпионы»

Мы считаем, что просто так программа не заработает – помощь должна быть более существенной, если государство хочет, чтобы был действительно взрывной рост тех компаний, которые являются членами этого проекта.

О Дженерал Электрик

Несколько слов про Дженерал Электрик. Мы с ними начали сотрудничество в 2009 году. Когда этот мировой гигант решил локализовать свое производство у нас в России, они объявили большой конкурс. Мы стали победителем. Они сказали: мы с вами будем работать, ребята. Мы очень сильно обрадовались. Но выяснилось, что это только начало наших мучений, потому что дальше они сказали: если вы хотите, ччтобы мы вам дали разрешение на производство, внедрите нашу систему менеджмента качества. Мы подумали, подумаешь, у нас уже было внедрено ИСО, но оказалось, что это почти как небо и земля. Тем не менее, мы за девять месяцев зарегистрировали новые томографы, внедрили эту систему менеджмента качества и получили от них разрешение. С тех пор они нас мучают дважды в год своими проверками, поверьте, это не для галочки. Приезжает команда международных спецов, которые никому не подчиняются и закрывают заводы компании просто так – в США они закрыли завод, и он два года стоял, свой же завод, пока не выполнили все их требования. Нас два месяца до и после трясет, но мы проходим проверки нормально. Они каждый раз повышают уровень требований. 

О своем технопарке

В прошлом году мы построили свой технопарк площадью 17 тысяч квадратных метров в Малаховке. Долго строили – как были деньги, строили, не было – нет. Кредиты не брали намеренно, потому что попадать в кабалу к банку и ставить под удар основной бизнес мы не хотели. Строили лет восемь, но, тем не менее, построили и ввели в эксплуатацию. Сейчас всё наше производство распложено там. И все наши научно-технические службы.

О детях

Вот смотрите, у меня трое детей. Две дочки старшие и младший сын. Дочки занимаются бизнесом. Другим совсем. Старшая живет в Голландии – вышла замуж за голландца, уехала туда давно и моему старшему внуку десять лет. Она занимается, особенно в нынешней международной обстановке, бизнесом – ввозит в Голландию и страны Бенилюкса классическое русское искусство. Недавно прошли гастроли Кремлевского балета в Амстердаме, она их организовала. Это очень сложный бизнес и огромная миссия. Зарабатывает ли она деньги? Пока небольшие. Но, еще раз повторяю, деньги придут, если бизнес настоящий.

Об инновациях в России

Почему в России с инновациями плоховато? Идеи есть, инженеры есть, финансирование есть! Институты развития есть, а развития нет! Разработки делаются, даже иногда дело доходит до продукта! А дальше всё совсем плохо, потому что этот продукт не выходит на рынок. Не выходит потому, что нет запроса на инновации. Нашему рынку не нужны инновации. Должна быть развитая промышленность! Промышленные предприятия должны конкурировать между собой и тогда, чтобы выжить в этой конкуренции, они ищут везде инновации.

О подвижках

Подвижки есть. Определенные надежды вселяет послание нашего президента Федеральному собранию РФ, которое было в марте. Впервые он реально озвучил, до него, похоже, донесли, пробились сквозь его друзей из экономического блока, промышленники и он их услышал. Президент реально показал, какими методами мы будем это делать! Я считаю, что надо у нас в стране поставить памятник Бараку Обаме, потому что он ввел санкции против нас. Санкции – огромная польза для нашей страны. Это мое глубочайшее мнение.

В финале лекции пошли традиционные вопросы. Дабагов хорошо отвечал, приводил остроумные примеры для дней нынешних: например, рассказал о том, как у него как главного инженера предприятия и у директора «был один мобильный телефон вот такого размера (разводит руки), стоил он порядка трех тысяч долларов. По тем временам – безумные деньги, совсем не то, что сейчас, но завод был успешным, и мы могли одну на двоих приобрести». Слово «безумные» Дабагов применил к цене мобильного телефона, но ведь были и «безумные» акционерные компании, называвшиеся в далекие времена «мыльными пузырями». Вот только некоторые называния: «Предприятие по сушке солода горячим воздухом». «Компания по извлечению серебра из свинца». «Компания по страхованию всех господ и дам от убытков, которые могут понести по вине прислуги». Историки не знают точного количества компаний, среди которых была и «Компания по изготовлению пушек, стреляющих прямоугольными ядрами». Правда, добавочную стоимость такие компании не создавали, а все живые деньги пылесосом отправлялись основателям-мошенникам.

Фото Дмитрия Каргопольцева

Теги:, , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности