ШПИНДЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ – ЭТО ДОСТАТОЧНО МАРЖИНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Отчеты об открытых лекциях

Вот замечательный артист Владимир Меньшов недавно выдал такую фразу: (Еженедельник «Аргументы и Факты» № 49 05/12/2018): «…лично меня не просто волнует, а озлобляет, когда нас пытаются приучить к мысли, что честным капиталистическим трудом можно заработать себе миллиарды долларов на десяток яхт, на футбольные клубы. Ну это ж чушь собачья! И почему, кстати, эти «трудяги» срываются за границу? Что это за образ жизни такой? Конечно, это вызывает у народа агрессию». Максим Кандлин, выпускник кафедры МТ 13, хоть и ударник капиталистического труда, но, выступая в родном вузе, даже не заикнулся о покупке острова в теплом море или о мегаяхте, круче чем у Мельниченко или Абрамовича. Он просто и доходчиво рассказал всем, как он дошел до жизни такой, где «шпиндельная история – это достаточно маржинальный бизнес».

Увы, в России таких бизнесов крайне мало: Дмитрий Титов, автор публикации Где самый маржинальный бизнес в России (Экономика и жизнь» №41 (9757) 2018), ссылаясь на специальный доклад «Инвестиционный рейтинг» журнала «Эксперт», пишет: «Самый «шоколадный» бизнес в России — высокомаржинальный как по выручке, так и по инвестициям, по оценке авторов специального доклада, находится в инфраструктурном секторе. Большинство компаний, которые показывают высокую (свыше 50%) рентабельность к выручке и такую же большую (тоже более 50%) рентабельность к вложениям, относится к логистической и транспортной инфраструктуре». Инженер Максим Кандлин работает не в этих бизнесах, его удел – промышленное производство, где с финансами пока туго. А как он зарабатывает деньги? И какие? Такие вопросы ему задавали.

Но начал он лекцию так:

Меня зовут Кандлин Максим. Я инженер и заместитель генерального директора в компании ШПИНДЕЛЬ-СЕРВИС – это сервисный центр и команда инженеров, которая осуществляет ремонт шпиндельных узлов, поворотных столов, серводвигателей промышленного оборудования. Наша компания состоит из механиков, из технических специалистов, которые взаимодействуют с поставщиками, составляющих отчеты, собирающих базы знаний; из   менеджеров, которые продвигают сервис. У нас даже есть бренд-менеджер, который занимается нашим фирменным стилем, который собирает контент и доносит бренд до клиента. ШПИНДЕЛЬ-СЕРВИС не всегда был таким: всё началось с открытия сервисного центра и в нем был один мастер, который занимался ремонтом. И там был я, выполняющий всю остальную работу, необходимую для того, чтобы сервисный центр мог существовать.

Далее Максим поведал о том, кто помог ему понять, что шпиндельная история – его собственная:

Мне повезло, что на моем жизненном пути были люди, к которым я мог прислушиваться. Я слушал их советы, слушал их жизненные истории. Вот моя история о том, как всё началось. Я сам родом из небольшого города. Это город Железногорск Курской области с населением 100 тыс. человек. это, наверное, даже меньше, чем любой район Москвы по населению и примерно такой же по площади. Так как город маленький, у выпускников не стоит выбор куда ехать учиться: процентов 80-90 выпускников уезжают в Москву. У нас был хороший преподаватель физики Овчаров Виктор Иванович, который рассказывал нам об университетах, в которые можно поступить – рассказывал про Бауманку, МИФИ, МФТИ. Говорил, что это топовые вузы, если вы туда поступите, то после того, как их закончите, все работодатели будут жаждать вас принять. Сейчас я понимаю, что это не совсем так. Когда я поступал, то зимой сдал экзамены в Станкин. Это был аналог весеннего тестирования в Бауманку, которое я не сдал. Но оставалось три месяца и я решил усердно подготовиться к поступлению. Я готовился и сдал на весьма средний бал – это было 7 с половиной. Это был полупроходной балл. Можно было не рисковать и пойти учиться в Станкин, или рискнуть и подать документы в Бауманку. Это был, наверное, мой серьезный выбор в жизни. Все знают, что когда сталкиваешься со сложным выбором, хочется переложить его на плечи другого человека. Я позвонил родителям и спросил что мне делать. Мне сказали: ты взрослый уже, принимай решение сам. И я пошел и отдал оригиналы документов в Бауманку. Два месяца ждал, пока будут результаты приемной комиссии. Увидел свою фамилию – напротив моей фамилии была аббревиатура МТ 13. Когда я подавал документы, то подавал на тройку, на шестерку и на тринадцать. Я ничего не знал, когда поступал. Имел смутное представление о специальности. И началась моя учеба на факультете машиностроительных технологий.

Вот здесь стоит сделать паузу: студенты, как и преподаватели, бывают разными – одни с упоением грызут гранит науки и щелкают задачки одну за другой; другие, не забывая про голову, работаю в мастерских и лабораториях, овладевают мастерством инженера. Вот и Максиму, по его словам:

Учеба давалась не всегда просто – сложности были с теоретическими курсами. Зато практические дисциплины давались хорошо. Мне было интересно и я старался узнать больше, чем это было в рамках определенных курсов. В университете были замечательные преподаватели, которые говорили очень правильные вещи, я их постоянно вспоминаю в своей жизни. Первый такой человек – Головин Александр Александрович, преподаватель кафедры ТММ. Это первый человек, доверивший мне самостоятельный проект – у меня был проект по теории механизмов и механики машин. По сути я сам придумывал себе работу, согласовывал её с преподавателем и потом её реализовывал и сдавал.

А еще в студенческой жизни Максима были проекты, пусть пока не с большой буквы:

Вместе с Головиным на кафедре РК 10, а мы делали проект совместно с этой кафедрой, работал Сергей Анатольевич Воротников. Он рассказал очень интересную историю: после того как был проект выполнен, я периодически обращался к Воротникову за помощью, потому что на РК 10 была хорошая лаборатория и можно было придти и попользоваться осциллографом, какими-то диагностическими приборами. Я знал, что у них на кафедре ведется разработка по распознаванию видео – они распознавали видео на движущихся вагонах, которые перевозили топливо. Это своего рода сканер, который считывал картинку загрязненную на вагоне. А у меня была идея сделать софт, который мог бы распознавать мимику человека. Идея была следующая – на работе работоспособность сильно зависит от настроения человека. Для того, чтобы работодателю понимать, в каком настроении он на работе, интересно поставить на рабочие места камеры, смотреть за мимикой и по определенным мимическим движениям понимать, какое общее состояние у сотрудников. Я пришел и рассказал об этой системе Воротникову. Воротников спросил: ты сам это придумал? Я говорю: сам придумал. Он говорит: идея критически очень крутая, мы работаем над схожей идеей, но работаем в другом ключе – помощи слабослышащим людям. в конце от так подытожил: а у тебя идея с гнильцой, не этично наблюдать за людьми и я расскажу тебе такую вещь: великие режиссеры никогда не начинали с порнографии. Я запомнил эту фразу и она мне очень помогает, когда у меня появляются какие-то мысли, это как индикаторная бумага. Я пропускаю их через эту призму, вспоминаю слова, и если проект имеет какую-то подоплеку, то я вспоминаю слова Воротникова и отказываюсь от него.

Коллега Воротников, когда я напомнил ему о Кандлине, тут же откликнулся:

Конечно, я помню Максима. Его и еще одну девочку — его одногруппницу, привел ко мне в Роботоцентр профессор ТММ Сан Саныч Головин — человек очень яркой судьбы. Это было лет 9-10 назад. Ребята были совсем «зеленые», наверное — второкурсники, но открытые ко всяким новым вещам, а именно это, на мой взгляд, и хотел подчеркнуть Сан Саныч, когда нас знакомил. Надо сказать, что потом это для меня уже стало доброй традицией — вести нетиповые проекты по ТММ среди студентов 2-3 курсов. Сейчас, после ухода Сан Саныча, эту традицию продолжает молодой ученик Головина — Денис Сащенко…Учитывая то, что ребята учились на самом промышленном факультете — МТ, мы решили сделать что-то производственное и  автоматизированное. Это был, насколько я помню, макет конвейера с погрузочным манипулятором на основе нового на тот момент набора Lego, который мне подарили наши выпускники. В техническом плане в дуэте лидером был Максим. Мне он запомнился забавными вопросами и большими удивленными глазами. Мне кажется, что тогда они впервые познакомились с двигателями, контроллерами и прочей незамысловатой электроникой Lego. В рамках проекта они научились программировать приводы, синхронизировать их работу в составе макета производственной ячейки.  Насколько я помню Сан Саныч был доволен результатом. Потом еще несколько раз мы общались с Максимом, он приезжал в РЦ, а также мы пересекались в ГЗ. Общения были кратковременные, но я помню, как он «матерел», рука становилась все крепче, вопросы становились все серьезнее, в том числе — касающиеся и близких Вам вопросов предпринимательства, в которых я, увы, никогда не был силен… Но заинтересованность и настойчивость этого парня, а также его доброе отношение к жизни — мне кажется, должны принести результат…

Вот так – «большие удивленные глаза» и «матерел»! Как мои коллеги-преподаватели хорошо воспитывают студентов, тут же вспоминаю, как Воротников познакомил меня с Дмитрием Суворовым – тогда еще студентом РК10, тогда он был в мятом свитере, но тоже с «большими удивленными глазами», а ныне Дмитрий генеральный директор «ЛЕКСИ». Кстати, инвестором компании стал Ашманов Игорь Станиславович , управляющий партнер группы компаний «Ашманов и партнеры», муж Натальи Касперской….

Хорошо, что Максим вспомнил об учителях, но он таки здорово рассказал о поисках первой работы:

На втором курсе меня начали посещать мысли о поиске работы. Работу я искал разную: мы занимались с друзьями разными делами, продавали китайский чай, я даже два дня работал курьером – развозил строительную технику, перфораторы и дрели. Мы на дизайн-заводе Флакон открывали галерею. Но потом я понял, что все эти идеи от голода, потому что хотелось заработать денег. Но постепенно приходило понимание о том, что нужно нарабатывать еще и опыт. И я решил сходить на собеседование на машиностроительный завод. Сходил на ЗИЛ и завод ЗНАМЯ. Прошел собеседование, но вся история заканчивалась отделом кадров, когда говорили, что месячная зарплата составляет полторы тысячи рублей. Я не мог смириться с такой оплатой и не шел.

И правильно делал, что не шел! Зато потом совершил ошибку, понадеявшись на авось:

В свое время мне нравилось программирование и я решил попробовать свои силы в нем. У нашей семьи есть друг – он совладелец крупного интегратора в России. Я позвонил ему в говорю: дядя Саша, хочется устроиться на работу, можно с вами как-нибудь поговорить. Он говорит: приезжай. Я приехал. Он меня спросил: а делать что хочешь? На что я сказал: программировать хочу. Он спросил: а что умеешь? Я ответил: Паскаль знаю, на Дельфи умею программировать. Он прервался, взял телефон, позвонил ведущему программисту, я уже потом узнал, и сказал: парнишка пришел, работать хочет, — там что-то на трубке сказали, а он ответил: не, он стерильный. Меня тогда это немножко задело, а теперь я понимаю, что действительно мало что знал. В итоге я проработал шесть месяцев, и для меня это было испытание. Процесс обучения шел тяжело и ничего, кроме тяжести от работы я не испытывал. Но я нашел в себе силы, пришел к ведущему программисту, поблагодарил и увидел радость в его глазах – ему не пришлось самому объяснять мне, что это не для меня.

Что для него объяснил Максиму его старший коллега:

На МТ 13 классный курс вел Самойлов Владимир Борисович, это первый человек, который познакомил нас с профессией сервисного инженера. Он рассказывал нам про ресурсы, про диагностику, но ключевое, что я слышал в лекции, это была особая магия вокруг сервисного инженера. Он рассказывал, что у этих людей график расписан на месяцы вперед, они приезжают и решают проблемы заводов, это человек с кейсом как у Джеймса Бонда приезжает и раскладывает свое диагностическое оборудование, и решает проблемы завода! И денег ему платят много, потому что оборудование стоит еще дороже. Также среди этих рассказов о ресурсах постоянно пестрили иностранные бренды: он рассказывал про Kuma, про SKF, HIWIN, Schneider… мы в группе сидели и для нас эти слова были незнакомыми, а он журил: вы ничего не знаете, но хотя бы должны знать бренды, чтобы в случае чего вы знали, куда вам идти, где что искать и к кому обратиться.

Вот так коллега Самойлов шлепнул Максима по мягкому месту и он полетел в нужную сторону:

И с этими знаниями я уже по другому начал искать работу: решил найти компании, в которых мне бы хотелось работать. Я составил список, там были Renaul, Eureka, Neoline, Силовые машины… разбил компании на три группы и думал, в первую отправлю – напишу письмо, если не ответят, отправлю во вторую, если не ответят во второй – отправлю уже в третью. Писал я о себе, что я учусь в Бауманке, то, что я студент, что мне хочется строить карьеру в их компании, и спрашивал – есть ли какие-нибудь стажировки. Мне ответили из SKF, я пришел на собеседование, прошел его и мне сказали, что есть стажировка – можно летом поработать в сервисном центре SKF, направление – ремонт шпиндельных узлов. С этого момента началось мое знакомство с шпинделями. Я пришел на работу и, по честному, работа на меня не произвела большого впечатления. Потому что заинтересованности у персонала не было, мастера, которые ремонтировали шпиндельные узлы каждые полчаса ходили курить, пили чай. Задач интересных не было – пойди – подай, иди, погуляй, не мешай. Вот такого рода.

Трудно посмотреть на себя со стороны. Можно такое увидеть! Но если неспешно озираться и думать, что получится такой результат:

Но время шло, и я смотрел на железки, старался находить задание самостоятельно, слушал, о чем говорят мастера. Находил для себя проблемы, с которыми они сталкивались. Понял, что мне по силам решать те проблемы, которые вызывали у них сложности. И вот тут я вспомнил, когда я работал программистом, насколько была разница в легкости восприятия той информации, которой я занимался, работая с железом, по сравнению с тем, когда я занимался софтом. Этому я могу найти два объяснения – это какая-то личная предрасположенность, и, конечно же, это специальность. Потому что был фундамент. Этому учили. Поэтому, когда я говорю о работе по специальности и сравниваю её с работой не по специальности, я всегда привожу пример: когда вы пойдете работать не по специальности, всегда найдется человек, который пришел и он будет работать по специальности. И вы с ним будете заведомо в разных весовых категориях. Можно успешно работать не по специальности, но вам придется самим строить фундамент. Вам придется самим закладывать фундаментальные знания. Для этого должно быть большое желание, большая любовь, большая мотивация.

Ну, по поводу большой любви Максим немного загнул, но вот что интересно, именно так он нашел партнера по бизнесу:

В SKF я познакомился с Рубеном Агабабовым, там он работал менеджером по развитию бизнеса. Сейчас это мой партнер и генеральный директор. Так бывает, что жизнь сводит людей, которые нужны друг другу, это был как раз, наверное, тот момент. Рубен давно работал в SKF, какого-то дальнейшего роста в компании не видел, у него было большое желание открыть свой бизнес. У него был начальный капитал, это не какие-то баснословные деньги, это вполне подъемная сумма, где-то в размере на тот момент, это был 2012-2013 год, в районе двух миллионов рублей. Но он не знал, с чего начинать и как делать. В этом ему помог я – у меня не было никакого опыта, но зато у меня было желание участвовать в этом проекте.

А потом он чуть не наступил на грабли и было это так:

Здесь жизнь преподнесла мне еще один урок, который я вынес – когда ты начинаешь что-то делать, всегда лучше договориться на берегу. Потому что получилось так: я себя воспринимал в этом проекте как партнер, а Рубен меня в этом проекте воспринимал как наемного работника. Эти моменты не оговаривались и они, видимо, у каждого были как «само собою разумеется». И это проблема как и моя, так и Рубена. После того как сервисный центр открылся, проработал какое-то время, у меня росло недовольство, и мне тяжело было разговаривать на эту тему. Я нашел в себе силы и мы поговорили. Сейчас мы равноправные владельцы. Но это были тяжелые разговоры и, наверное, лучше, чтобы таких разговоров не было.

Ох, нелегкая это работа –

Из болота тащить бегемота!

Это наш Корней Чуковский! А это наш Максим Кандлин, который с нуля создавал бизнес:

Когда был открыт сервисный центр, но в нем было два человека – мастер и я. Приходилось совмещать роли и менеджера, и курьера, и логиста, и отдела закупок, и всего. Но заказов становилось больше, рук не хватало, встал вопрос, чтобы искать людей, которые могут помогать с работой. Компания была молодая и кадры в такой ситуации искать сложно. Я предложил поработать своему лучшему другу Алексею – сейчас это наш топовый мастер. Он поверил в компанию, так же как я поверил в него, потому что Леша тоже учился в Бауманке, но Бауманку он не закончил. На сегодняшний момент это ему в каких-то случаях ему мешает, но он успешно выполняет работу, и он делает это лучше, чем ребята, которые у нас работают с высшим образованием. То есть это опыт.

Вот и заработал бизнес, а что дальше по версии Максима:

Нужно было искать людей, которые будут работать не только руками, но и будут помогать с технической точки зрения, помогать с продажами. В этом плане мне очень помогла такая ситуация – Валерий Балахметович Есин каждый год приглашал меня для чтения лекции на нашей кафедре. Я рассказывал ребятам о нашем сервисном центре, рассказывал про наш подход к работе, и приглашал приехать и посмотреть центр. Однажды к нам приехали ребята с кафедры – это были очень хорошие специалисты. Мы взяли их на работу – это были три друга с одной кафедры. Они закрывали такую классную связку: был технический специалист, был мастер и был менеджер по продажам. Это были первые мои уроки делегирования. И были ошибки – я слишком много отдал и потом почувствовал, что потерял какую-то хватку, запал, контроль над всей ситуацией. Ребята почувствовали свою силу и решили организовать свой бизнес по металлообработке! Когда я это узнал, то понял, что наши дороги расходятся, потому что они будут развивать свой проект, я буду развивать свой проект. На следующий день у нас в компании было на три человека меньше. Это было тяжелое время для компании, но это было самое продуктивное время – мы работали на протяжении четырех месяцев без выходных! Набирали новую команду, переехали, команда выросла больше, чем в два раза. Финансовые показатели выросли почти в три раза за год. За это, конечно, ребятам отдельное спасибо.

Отдельное спасибо Максиму за то, что он объяснил, где могут работать выпускники университета. Он выдвинул три версии:

Где можно работать после университета по специальности? Можно работать на заводах и на производстве, можно работать у поставщиков оборудования и можно работать в сервисных организациях. Вариант завод или производство. Приведу несколько примеров – это крупные заводы Москвы и Санкт-Петербурга. О Москве буду говорить на примере завода Салют и завода Энергомаш в Химках. В Питере завод Поиск и завод Красный Октябрь. Зарплаты на заводах примерно одинаковые – если вы трудоустраиваетесь на завод, то начальный уровень заработной платы будет где-то в районе 30 тысяч рублей. Это если вы устраиваетесь, например, программистом-оператором или мастером в службу механиков, которые обслуживают станочную технику. После того, как вы наберетесь опыта, зарплата может варьироваться где-то в районе 100 – 120 тысяч рублей, если вы хороший и серьезный специалист. Но есть история о том, что заводы не все делают самостоятельно и обращаются к подрядным организациям для решения каких-то проблем, которые они не могут решить внутри своими заводскими службами. И подрядным организациям они платят деньги больше, чем те деньги, которые они платят своим внутренним службам. Соответственно, появляется возможность работать с заводами, но работать не на заводе, а работать в сервисной организации или организации, которая продает оборудование станкам. Как правило, сервисные организации бывают при организациях, которые занимаются продажей станков, либо это отдельные сервисные организации, которые просто осуществляют сервис. Уровень зарплат в таких организациях – я приведу пример, есть такая компания АТМ Групп, они продают станки Hyundai . У них сервисные инженеры получают в районе 70 тыс. рублей, а руководитель сервисной службы получает в районе 150 тыс. рублей. Это крупный игрок рынка, но стоит обратить внимание на маленькие и зубастые компании. Это компании, которые тоже работают с заводами, у них пока нету имени, у них нету большого бренда, а крупные компании выстраивают свою работу по процедурам, и, соответственно, не так ценят кадры. В маленьких компаниях все знания сконцентрированы внутри команды и терять команду очень не хочется, поэтому зарплаты выше и можно расти вместе с этой компанией. Шпиндель-сервис относится к таким компаниям. Можно не только работать в таких компаниях, но и самим создавать такие компании. Но не нужно строить иллюзий о том, что создание бизнеса легкое дело. Бизнес – это ответственность и постоянный рост. Так же есть примеры, когда люди работают вообще вне компании: у меня есть знакомый, он сервисный инженер и работает самостоятельно. Он живет в Ярославле, у него действительно плотный график и работа расписана на месяцы вперед. Он принимает станки в Германии, оказывает пуско-наладку в России, решает проблемы, которые не может решить либо завод, либо сервисная организация. Его зовут Дмитрий Антюхов. Я перед лекцией специально звонил таким сервисным инженерам и оказалось, что Дмитрий зарабатывает около 200 – 300 тысяч в месяц. Но вы не стройте иллюзий, за этим стоит большой опыт, большая работа. Знания можно сравнить с растрескавшейся почвой – даже если у вас есть откуда получать знания, то, пока вы молодой, вы горшок с сухой почвой. Если вы начнете много лить воды, то она просто не будет успевать впитываться, вы не сможете воспринять это количество информации. А если вы будете дозировать, почва будет размокать и дальше вы можете открыть кран посильнее, увеличить поток и больше насыщаться информацией.

Вот и я дождался в этой замечательной лекции своей любимой темы – книг:

Перед тем как я готовился к этой лекции, меня спросили: какую профессиональную литературу я читаю. Я не могу похвастаться большим багажом прочитанной литературы, но я стараюсь находить время и читать. Вот две полки, которые у меня есть на работе: здесь есть «Практика слесарного дела», «Триботехника. Краткий курс», «Уплотнение и уплотнительная техника», «История SKF», справочник по деталям машин. На рабочем месте у меня лежит «Проектирование и ремонт шпиндельных узлов», методичка по сборке шпиндельных узлов, «Новая деловая переписка» Ильяхова, «Азбука системного мышления», «Построение бизнес-моделей» и «ЛЕГО-архитектура» -книга об архитектуре – Книга яркая. Литература разношерстная, я тоже хотел акцентировать на этом внимание и сказать, что не всегда обязательно читать исключительно литературу по своей специальности. Читайте и по другим специальностям, вы найдете там много интересного. И даже того, что вы можете применить в своей специальности. Вот книжка Лего никакого отношения к шпиндельным узлам, к станкам не имеет отношения. Но эта книжка настолько круто сверстана, и там можно посмотреть подход к работе, как люди делают книгу, верстают и доносят информацию. Очень много профессиональной литературы на английском языке. Учите язык, он действительно нужен, пока есть возможность, пока вы не начали плотно работать.

Как Максим зажег аудиторию, можно судить по вопросам:

Вы сказали, что делали выставку на Флаконе, что это за история?

Расскажу, идея была в следующем: мы хотели продавать картины молодых художников. Думали, что большое искусство – это дорого, а хочется какую-то уникальную вещь. Мы арендовали помещение на Флаконе, нашли много художников, взяли у них картины, повесили их. Выступили на открытии торгового центра «Вегас». Выставили там картины. Это была безумная история. На самом деле она интересна в плане того, что мы тогда проконтактировали с большим количеством людей, которые были завязаны в творчестве. До сих пор у меня есть отголоски: хотя бы потому, что когда мы занимаемся брендингом, нам легче найти связи с дизайнерами, ребята могут подсказать креативные студии, которые успешно выполняют проекты. Кстати, этот проект мы вместе вели с Артемом Мальцевым. Проект мы закрыли, проработав два месяца. Мы продали одну картину. Ничего не заработали, а потом, спустя года четыре, мы нашли общие точки и начали работать в рамках Шпиндель-сервис.

Об ошибке на берегу. Какие еще ошибки на начальном этапе, которых лучше избегать?

Есть такая история про планирование. Я не скажу, что я эксперт в планировании, но очень важно делать планы по запуску проектов. В принципе, любая история в жизни, это своего рода проект – делаете вы ремонт дома, выбираете садик для ребенка, и любой проект, если к нему относиться без плана, будет трещать по срокам. Поэтому важно планировать, планировать не в притык, важно расставлять чек-поинты, устанавливать себе сроки, обязательно устанавливать себе бюджет на проект и придерживаться этого. К этому я шел долго, потому что, например, из последних проектов, которые мы делали, мы обновляли сайт компании. Мы обновляли его два года. Это было так тяжело и связано с тем, что не было четкого понимания, какую часть мы делаем, когда дизайнеры должны сдать наработки, когда должны вступить программисты, когда идет верстка. Это всё растягивалось. В этом плане мне сильно помог один курс, на который я проходил: есть такое бюро Горбунова, где ребята дизайнеры, у них есть своя школа дизайнера. Они рассказали по какому принципу они работают: у них есть принцип трех Ф – фиксированное время, фиксированные сроки и по флексе, если не успел. Мы начали пользоваться этим в компании и, вы не поверите, дела пошли.

Как произошел переход от той маленькой компании, где было три человека, до того сервисного центра, который есть сейчас?

Шпиндельная история – это достаточно маржинальный бизнес, т.е. ремонт стоит серьезных денег и ключевые суммы связаны с квалификацией персонала. Не каждый эту работу может сделать, поэтому она так ценится: ремонт шпиндельного узла обрабатывающего центра может стоить в районе миллиона рублей. Прибыль может составлять около 600 000. Чистая прибыль. У нас не было никаких заемных средств. Максимальное количество денег мы не брали в дивиденды, а отправляли в развитие компании. Мы и сейчас так делаем – большую часть денег мы вкладываем в бизнес. Через наш сервис проходит около 30 шпиндельных узлов в месяц, но они не все по миллиону.

Что вы можете посоветовать по поводу конкуренции в команде? Следует ли подчиняться тому, как делает коллектив или идти своим путем?

Это хороший вопрос, потому что это сложный вопрос. Я считаю, что внутри команды нужно выделять экспертов. Не вся команда отвечает за все вопросы в бизнесе, а есть человек, у которого есть своя специальность и он отвечает именно за этот вопрос. Если вы берете маркетолога, пускай маркетолог занимается маркетингом, вы как руководитель и хозяин бизнеса можете говорить, но конечное решение должен принимать маркетолог. Если вы с партнером занимаетесь вещами – разграничьте, пускай один занимается продажами, другой занимается техникой. Вы, конечно, советуетесь с партнером, выслушиваете мнение, но последнее решение принимает тот, кто ответственный.

Деликатный вопрос: сколько вы получаете?

Я могу озвучить: моя зарплата в центре где-то порядка 270-300 тысяч рублей в месяц.

Аплодисменты раскатились по аудитории и тут Григорий Баев пригласил учителей Макима к доске:

Самойлов Владимир Борисович так разоткровенничался:

Что приятно: вот смотрю на Максима, я перед лекцией прочитал Илона Маска в оригинале, практически один в один. Я не удивлюсь, если от шпинделя мы перейдем к космическим полетам, совсем немножко осталось. Посмотрите, за пять лет человек уже совершенно спокойно говорит о своей зарплате. Я считаю, что он состоялся как бизнесмен в хорошем смысле этого слова. Не стесняется, раскрывает все карты, может быть, здесь конкуренты сидят. В моих глазах Максим стал совсем другим, нежели мы с ним встречались какое-то время назад. Самое главное что он, хотите верьте, хотите нет, это я про магистерский курс по планированию производства и организации управления проектами – я читаю уже сейчас. Если Максиму будет интересно, пускай придет, послушает.

Есов Валерий Балахметович поведал в ином ключе об облике Максима:

Я вспоминаю: когда впервые Максима увидел, то он был на третьем курсе и мы что-то разговорились и я спросил: кто работает по специальности? Максим поднял руку и с тех пор мы общаемся: когда учился, была видна заинтересованность. Мне интересно, как наши выпускники работают, чего достигают. Я всегда приглашал его читать «презентационную» лекцию, чтобы рассказать, что можно достигнуть. Надеюсь, скоро Максим будет у нас совместителем, потому что очень важно показать, что с железяками делать! Здесь можно сделать реальный классный бизнес. зрелый человек, много опытных мыслей. Он скромничает: когда они переехали, я был у Максима на предприятии, это действительно современное предприятие! Классный дизайн. Молодые ребята. Вот, казалось бы, мелочь, вот коробки, в которые упаковываются шпинделя! Есть коробки из под вина хорошего, дорогого. На производстве обычные ящики, а здесь с такой любовью это сделано! Но уже чувствуется, что это серьезный бренд.

Валерий Балахметович разбирается и в людях, и в вине, и в инженерном деле! Ему и всем читателям для тоста: «Вино — это доказательство того, что Бог любит нас и любит видеть нас счастливыми.» — Бенджамин Франклин.

Фото Сергея Кушлевича и Антона Мальцева

Теги:, , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности