ШКАЛА КУЗЬМИЧЕВА. ТЕРЯЯ НЕВИННОСТЬ. 11 БАЛЛОВ. Я МОГУ ЧЕСТНО СКАЗАТЬ, ЧТО НИКОГДА НЕ ЗАТЕВАЛ НИ ОДНОГО ДЕЛА ТОЛЬКО РАДИ ДЕНЕГ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Библиоклип

Буквально днями (28.01.2019) в журнале Forbes появилась интересная публикация Чем отличается мозг миллиардера? Объясняет Татьяна Черниговская. Татьяна Владимировна Черниговская — известный российский биолог и лингвист, специалист в вопросах нейронауки и психолингвистики, профессор Санкт-Петербургского государственного университета на наивный вопрос: как вы считаете, деньги делают людей счастливыми? Дала развернутый ответ: На этот вопрос у меня есть точный ответ: нет, не делают. И я так говорю, не потому, что я романтик, который считает, что деньги вообще не нужны. Деньги, разумеется, нужны, но счастье — это не о деньгах. Счастье — это найти смысл. И для одного человека смысл может стоить рубль, а для другого — миллиард. Все зависит от того, есть ли в вашем деле смысл или это история о том, кто больше куличиков построит. Смысл в том, чтобы это приносило удовлетворение, чтобы тебя щекотало. Мне задали несколько лет назад смешной вопрос: вот что я бы выбрала — интересную работу или деньги? Я через секунду ответила, что, конечно, интересную работу. И это не потому, что я такая бессребреница. Я просто не смогу этой жизнью жить. Интересным бизнесом живет и по сей день легенда британского и мирового бизнеса Ричард Брэнсон. На его автобиографию я опубликовал рецензию в газете Ведомости

24.12.2003, № 236 (1036)

Новогодний бизнес-план — Virgin баньян

 Ричард Брэнсон

Теряя невинность. Автобиография. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003.

«Без хозяина земля — круглая сирота» — вряд ли эту старую поговорку вспоминал мальчуган, посадивший однажды елки к Рождеству, да вырастивший дерево-рощу баньян. Об этом чудо-дереве, сородиче хорошо знакомого всем фикуса, забавно и дотошно написал в своей книге миллиардер в первом поколении Ричард Брэнсон.

Чудо-дерево — это группа компаний Virgin. Первые «девственные» деревца Ричи-школьник посадил вместе с приятелем Ником: «…План был таков: посеять 400 семян елей… через год к Рождеству они выросли бы по меньшей мере на 4 фута, и их можно было бы продать… Мы подсчитали, что, если все они вырастут до 6 футов, можно заработать по £2 на каждой елке, т. е. общая сумма составит £800 против £5 наших первоначальных затрат на семена».

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» — с этой поговоркой ребята поближе познакомились уже летом, увидев вместо стройных рядов лишь два крохотных побега. Конкуренты-кролики, агрессивно слопавшие бизнес-идею, вскоре в большом количестве попали к местному мяснику по шиллингу за каждого, а Ричард решился на следующий шаг — создал питомник волнистых попугаев. Вольер, построенный заботливым отцом, стал не просто местом обитания попугаев: их «поголовье», увеличиваясь в размерах даже быстрее кроликов-конкурентов, стремительно опережало спрос. Мама, коварно выпустившая попугаев на волю, освободила мысли сына для другого: семейная работа, «великий» смысл которой заключался в том, что «интересы людей надо ставить выше собственных», сделала из Ричарда человека с «большим носом». Так называют людей, обладающих феноменальным предпринимательским чутьем.

Этот бесценный дар, облаченный в причуды, самые невинные из которых — чарли-чаплинские броски в гостей кремовыми пирожными и катание на лыжах голышом с гор, позволил Ричарду Брэнсону стать не просто миллиардером — он создал философию бизнеса нового века. В ее основе азбучные истины — научитесь плавать самостоятельно, обретите выдержку и способность ориентироваться; за столом важна не столько еда, сколько компания — причудливо переплелись с другим мотивом — творчеством. «Я могу честно сказать, что никогда не затевал ни одного дела только ради денег, — пишет Брэнсон. — Если они единственный мотив, то лучше оставить это занятие. Бизнес должен увлекать, он должен быть в радость, и, наконец, он должен выявлять ваши творческие задатки».

Стартовав в звукозаписывающей индустрии («это прекрасный неформальный бизнес без строгих правил»), имеющей безграничный потенциал для роста, развивая дисконтную торговлю, Ричард Брэнсон, преодолев три кризиса, акционирование и приватизацию, создал одну из крупнейших компаний Британии. Но у этой большой компании есть маленький нюанс — несмотря на то что Virgin не является семейной компанией в традиционном понимании, т. е. не передается из поколения к поколению по вертикали, это семейная компания по горизонтали. Более того, дерево-чаща Virgin не дерево-великан: на каждом стволе-фирме не больше 60 веток-сотрудников. А как иначе побеждать конкурентов, ведь нынешний бизнес, по мнению Брэнсона, «подвижная, изменчивая субстанция… Она всегда есть что-то видоизменяющееся и не поддающееся определению… «. Бизнес, не поддающийся определению, выживающий в рыночной среде, существует вокруг нас, как, впрочем, и атмосфера новогоднего праздника, куда так хочется окунуться с головой. Окунуться и поверить в то, что богатство принадлежит не тому, кто владеет им, а тому, кто получает от него удовольствие. Эту мысль Бенджамина Франклина воплотил в жизнь Ричард Брэнсон. Кто следующий?

ЦЕННЫЕ МЫСЛИ

Не хочу примазываться к чужой славе.

Такие, как он, способны изменить мир!

Читайте «библию» бунтаря.

Олег Тиньков

Для детей и родителей

Истоком «библии» были родители, постоянно ставившие перед детьми сложные задачи. Вот одна из них: «Когда мне было четыре года, она (А.К. – мама) остановила машину в нескольких милях от нашего дома и заставила меня искать дорогу домой через поля».

Ряд замечаний родителям, мечтающим вырастить миллионера с нуля:

«Мои родители всегда были за то, чтобы мы имели свое собственное мнение, и редко давали советы, разве что мы сами просили об этом. Во времена моего детства родители жили очень скромно… традиции все же соблюдались, и нам не разрешалось выходить из-за стола, пока все не поели. За столом была важна не столько еда, сколько компания. Дом всегда был полон гостей». У мамы Ричарда были и две навязчивые идеи: «она всегда придумывала для нас работу и всегда была озабочена тем, как бы заработать денег».

Следующую мысль Брэнсона стоит поместить в рамочку и подарить ребенку: «В нашей семейной работе был великий смысл: когда бы мы ни попадали в поле зрения мамы, мы не должны были бездельничать. При попытке улизнуть, ссылаясь на другие дела, мы получали обвинение в эгоизме. В результате мы выросли с четким пониманием того, что интересы людей надо ставить выше собственных».

Для предпринимателей

В книге часто звучит «Я» самого Брэнсона:

Я могу честно сказать, что никогда не затевал ни одного дела только ради денег. Если они – единственный мотив, то лучше оставить это занятие. Бизнес должен увлекать, он должен быть в радость.

…Меня часто просят дать определение моей «философии бизнеса», я обычно не делаю этого, потому что не верю в то, что этому можно научить, как если бы это был какой-нибудь рецепт. Не существует ингредиентов или методик, которые будут гарантировать успех. Существуют параметры, которые, если им следовать, обеспечат продолжение бизнеса, но невозможно дать четкое определение нашего успеха в бизнесе, а затем сохранить его в бутылочке, как духи.

Я всегда жил, полагаясь на благоприятную возможность и приключения.

По натуре я любознателен, и этот интерес распространяется на мой бизнес.

Я могу быть бизнесменом, так как открываю компании и управляю ими ради прибыли, но когда я пытаюсь строить планы на будущее и придумывать новые продукты и новые компании – я идеалист.

Сделайте над собою усилие, сравните «Я» героев рубрики «Свое дело» в газете «Ведомости» с героем книги.

ОБ АВТОРЕ

Ричард Брэнсон (Richard Branson)– миллиардер, один из семи богатейших людей Великобритании, основатель компании Virgin.

См. подробнее:

М. Браун. Ричард Брэнсон. Биография. – М.: Рудомино, 1994.

Дез Дирлав. Бизнес-путь: Ричард Брэнсон. – СПб: Крылов, 2003.

http://www.sserussia.org/sseru?page=pages/pbl/p_pub_books_losing_my_virginity-r

 

Теги:,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности