Нашей компании нужны люди разных компетенций

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП, Отчеты о встречах КЛИП

Ольга Грибова в заметке Правило сельскохозяйственного буравчика (23.03.2023, 16:02, Коммерсантъ) пишет о том, что наблюдение за природой дает удивительные технологические результаты. Она ссылается на исследователей из Университета Карнеги—Меллона во главе с Чжан Теном, профессором механики и аэрокосмической техники, и Яо Линин, директором лаборатории Института компьютерных интерфейсов, выявивших удивительные свойства растения Erodium (аистник, или грабельник по-русски), которое умеет буквально ввинтиться в землю. Его семя запрятано в конструкцию, которая более всего напоминает инструмент буравчик, но вместо ручки у него крылышки, обеспечивающие вращение. Ирина Шарова, руководитель направления по развитию внешних перспективных проектов, ГК БИОТЕХНО, biotechno.ru, выступая 15 марта 2023 года в Клубе инженеров и предпринимателей МГТУ им. Н.Э. Баумана не только коснулась роли растений в проектах биотехнологии, но и неспешно поведала и об истории отрасли, о том, что в ней происходит сегодня, но и рассказала о том, какие специалисты нужны её компании.

Свое повествование она начала буднично:

Первая часть моей биографии связана с фундаментальной наукой, я делала диссертацию по биофизике в Пущинском научной центре, в этом академгородке расположено несколько институтов биологического профиля, в том числе микробиология. Также там расположена радиоастрономическая станция. В сложные 90 годы я, как и многие ученые, работала за границей, в европейских научных центрах.

Далее я вернулась в Москву в академический институт, но теперь моя работа была связана не с экспериментальной научной деятельностью, а научной дипломатией. В рамках поручения министерства образования и науки мы координировали международное сотрудничество с Евросоюзом в области биотехнологий. Это были большие, многосторонние проекты. Мы проводили симпозиумы, конференции по новым направлениям биотехнологии. В частности, такое направление как биоэкономика и одноименный курс в МГУ вырос из этих программ. Мы выстраивали не только сотрудничество с Евросоюзом, но и странами БРИКС, вели работа с OECD по направлению биобезопасности.

В результате совместной деятельности ученых, представителей бизнеса и государства была написана программа развития биотехнологии в России «БИО 2020» и создана технологическая платформа «Биотех-2030». Также я работала проректором по науке и международной деятельности в Пущинском университете, и сотрудничала с факультетом биотехнологий МГУ, и с институтом, который раньше назывался МГУПП, а теперь называться РОСБИОТЕХ. У меня есть опыт работы в европейских и российских компаниях в области биотехнологии, и сейчас уже несколько лет работаю в российской производственной компании.

Биотехнологии имеют несколько направлений, иногда их разделяют по цветам– зеленая, синяя, красная и так далее. Красная – это медицина и фармацевтика. Далее идут биотехнологии для сельского хозяйства, для пищевой промышленности, энергетики, охраны окружающей среды и так далее. Это достаточно молодая наука, хотя в истории люди давно использовали такие биотехнологические процессы как брожение вина, выпечка хлеба. Биотехнологии – это наука, которая изучает использование живых организмов и биологических процессов для производства ценных продуктов, получение продуктов жизнедеятельности живых клеток бактериального, растительного и животного происхождения. Таким методом получается сложные биологические молекулы, например аминокислоты, витамины, ферменты. В конце ХХ века развивается генная и клеточная инженерии, и новым этапом стало создание первой гибридной ДНК, в которую встроили чужеродные гены.

Сейчас мировой рынок биотехнологий примерно 0,6 триллиона долларов и Россия там занимает 0,6%.

Одно из направлений биотехнологии связано с получением генномодифицированных культур. Сегодня в мире существует научный консенсус в отношении того, что имеющиеся в настоящее время продукты питания, полученные из генномодифицированных культур, не представляют больше риска для человека, чем обычные продукты питания. В нашей стране еще в советские времена была специальная процедура, которая позволяла получать новые сорта и их регистрировать. В Америке больше 95 % животных используют для производства мяса и молочных продуктов. ГМО сои составляет 94 % всех посаженных посадок, ГМО хлопка устойчив к определенным коробочным червям — 96 %. ГМО кукурузы 92 % от всех посадок, и так далее. Также в Америке разрешены кроме растений, некоторые животные виды, например, определенный вид лосося и вид свиней. Все страны БРИКС, кроме нас, тоже широко используют ГМО. Этот метод очень важен для создания лекарств, вакцин и так далее. Свежим примером развития ГМ-сортов является появление на мировом рынке нового сорта пшеницы, который устойчив к засухе. В конкурентной гонке за разработку этого сорта участвовали несколько стран, включая Китай и Индию. Засухоустойчивый штамм ГМ-пшеницы, позволит получать в жарких странах больший урожай. Сейчас Аргентина стала первой страной, которая одобрила такой засухоустойчивый штамм и теперь он будет широко распространяться по всему миру. Почему это важно для России? У нас очень богатая страна и у нас очень много ресурсов: и продовольствия, и земля, и нефть, газ, лес, пресная вода. И одним из экспортных продуктов является пшеница. Это значит, что как только сейчас ГМ-пшеница выйдет на мировой рынок, российская пшеница не будет так востребована за рубежом. В России сейчас существует запрет на выращивание ГМО и одно из самых суровых законодательств в этой сфере.

Развитие современных биотехнологий ставит перед обществом множество этических вопросов, особенно в приложении к человеку. Например, в 2018 году был большой скандальный случай, когда китайский биофизик изменил гены двух эмбрионов и создал первых генномодифицированных детей.

Методы современных биотехнологий стали достаточно дешевыми и быстрыми. Ученый предложил  возможность «отредактировать» таким образом ген эмбрионов, чтобы их организм стал не восприимчив к заражению ВИЧ. Однако, таким образом, он нарушил законодательство Китая, согласно которому редактирование генов человека запрещено. Он подделал документы об этической оценке своего опыта. На самом деле эффективность и безопасность такого метода не устанавливалась никем. Сотрудники медицинского центра не знали, что они имплантировали пациентам генетически модифицированные клетки. Ученый рассказал о своем эксперименте в YouTube и случай имело громадный резонанс в мире. Когда правительство выяснило все обстоятельства дела, он был приговорен к трем годам лишения свободы и штрафу за нарушение законодательства. Сообщество осудило этот эксперимент как неэтичный, но девочки родились вполне здоровыми. Они сейчас находятся под наблюдением врачей. Ученый продолжает вести свои исследования в направлении лечения наследственных заболеваний.

У нас в стране также есть ряд ученых, которые хотят работать в направлении терапии редких врожденных патологий, чтобы избавить человечество от физических болезней и аномальных отклонений. Есть такие заболевания, которые теоретически можно лечить методом генной терапии. Но это остается одним из острых этических вопросов, которые сейчас решает человечество.

Немного о развитии биотехнологической отрасти в России. В СССР в 1960 годы была создана серьезная биотехнологическая отрасль, создано отдельное министерство. Была система отраслевых институтов. Обширная производственная инфраструктура. Производство кормового белка, гидролизная отрасль, производство аминокислот, витаминов, антибиотиков, ферментов, было объединение Биопрепарат, которое отмечало за биологическую безопасность. Было 240 предприятий, оснащенных современным оборудованием, с технологиями мирового уровня. Фактически тогда мы уступали только США, были на втором месте по производству биотехнологической продукции в мире. В 90-е годы произошел демонтаж биотехнологической отрасли – назовем это так: ориентация в качестве поставщика сырьевых ресурсов в глобальную экономику. Более 300 тыс. специалистов в области биотехнологии покинули страну. Как конкурента нас устранили. В частности, создавалась атмосфера социального психоза, так называемый «экоцид» (термин, введенный американцами). Были ликвидированы такие сектора, как производство кормового белка, 15 заводов было закрыто, освободившееся место на рынке занял соевый шрот из США, были закрыты гидролизные заводы, производство инсулина, антибиотиков, витаминов, аминокислот, включая лизин, т.е. всё то, что обеспечивало национальный суверенитет и безопасность нашей страны в области кормовой базы.

К 2010 году Россия превратилась в абсолютного импортера биотехнологической продукции, которая ввозит 100 % аминокислот для сельского хозяйства, 80 % — в кормовом сегменте и т.д.

Кроме того, в данном секторе существует ведомственная разобщенность: за отдельные направления, связанные с биотехнологией, отвечают Минпромторг, Минобрнаука, Минсельхоз, лесное агентство и т.д. Сейчас, когда в стране взят курс на технологический суверенитет и уход от сырьевой экономики, и мы ждем, что государством будут предприняты меры, которые поддержат производителей. В частности, в программе «Фарма 2030» заявлено курс на производство полного цикла в стране, а это невозможно сделать без собственного биотехнологического оборудования.

Переходим к нашей компании, которая родилась в 2000 г. Сначала это были научные исследования и производились поставки биотехнологического оборудования из-за рубежа. Потом открыли производство и начали экспорт в разные страны, в том числе в Китай и страны СНГ. Работая на зарубежных рынках, мы делали большие проекты и многому смогли научиться. Потом начались разработки собственных решений: это касается как ПО так и оборудования. С 2020 года в компании запущены полноценные НИОКР, на которые мы получили гранты, и в прошлом году мы запустили отдел R&D, который занимается новыми проектам.

Сегодня мы – ведущая биотехнологическая компания, которая обладает квалифицированными научными и инженерными кадрами. Есть своя производственная база, успешное сотрудничество со всеми нашими предприятиями. Мы работаем для фармацевтической биотехнологии, аграрной, промышленной. Делаем биореакторы, ферментеры, установки фильтрации, оборудование интегрируется в единую технологическую линию. Компания сертифицирована по ISO и выполнила более 150 проектов в России и СНГ.

Нашей компании нужны люди разных компетенций, потому что биотехнологии объединяют три технологических направления: это программный комплекс, с одной стороны, оборудование (биореактор), и процесс, связанный с микроорганизмами. У нас сейчас работают аспиранты, которые выполняют диссертации по этому направлению, — кто-то разрабатывает ПО, кто-то ставит эксперименты на новом оборудовании. Половина наших инженеров закончили Бауманку. Тут самое главное – желание учиться, потому что невозможно знать всё.

Вопрос: как компания развивается в нынешних кризисный условиях?

Шарова: История, связанная с ковидом, конечно, подсветила биотехнологию и то, что мы смогли в России сделать вакцину Спутник, это, безусловно, победа, тк она является одной из самых эффективных вакцин в мире.

Что касается сегодняшней ситуации то, биорекаторы – это продукция двойного назначения.

В прошлом году мы посетили выставку в Иране и узнали, что 97 % всей фармакологии производится внутри страны. Это результат их работы над суверенитетом и десятилетий под санкциями. Первый шаг, который они сделали, — национализация банковской системы и национализация крупного бизнеса. Сейчас это развитая технологически страна.

Вопрос: в мировом рынке биотехнологий Россия занимает всего 0,6 %. Почему нет реальных финансовых потоков в вашу отрасль?

Шарова: Мы ожидали существенных изменений в связи с заявленным курсом на технологический суверенитет. Однако, в области фармакологии никто из иностранных крупных транснациональных компаний не ушел с российского рынка и прекрасно себя чувствуют. Некоторые наши конкуренты ввозят товары через индийские юридического лица. У каждой страны есть набор методов, с помощью которых они стараются не пускать чужую продукцию на свой рынок. Мы очень надеемся, что у нас тоже уже есть некоторые заградительные правила. Для того, чтобы производство в России развивалось, ему нужен доступ к дешевым кредитам.

Вопрос: можно ли попасть к вам на стажировку?

Шарова: да, можно. Об этом надо разговаривать с руководителем того направления, куда хочет студент. У нас сейчас очень много заказов и инженеры перегружены проектами. 

Вопрос: как студентам подавать себя и оценить себя в общении с работодателем?

Шарова: тут есть разные аспекты, кроме зарплаты иногда важно вписаться в хороший коллектив; географически нас офис продаж расположен в Москве, а производство в Щелково.

Вопрос: происходит ли Digital‑маркетинг на рынке биотехнологий?

Шарова: специализация нашей компании предполагает, что все проекты очень индивидуальны. Когда мы ведем проект, то долго общаемся с заказчиком, чтобы выяснить, что им нужно. Наша компания работает по модели В2В и всех наших крупных клиентов в стране мы знаем.

Вопрос: за какое время ваша компания продает продукты?

Шарова: сам процесс заключения договора – это длительная работа с экспертами высочайшего уровня, которых в стране не много. В нем заняты все, начиная от нашего руководителя, заканчивая отделом продаж, где собраны специалисты, эксперты, которые сами работали в этой отрасли и те, кто знает техническую сторону, и все вместе создают ТЗ. Это может занимать несколько месяцев, в зависимости от масштаба проекта.

Вопрос: почему инженер не может хорошо продавать товар? Потому что он увлечен технологическими тонкостями, в которых он разбирается. Я ретроспективу с себя делаю. Я люблю говорить иногда о вещах, которые в контексте рассуждению собеседнику не очень интересны. И у специалиста, который продает, наверное, есть специфическая подготовка? Как он сочетает в себе знания продукта, ведь он должен быть инженером, и знания психологии потребителя, знание того, что клиент ожидает услышать?

Шарова: у нас в отделе продаж в основном сотрудники с биологическим образованием, также есть отдельные инженеры внутри отдела продаж, и поддержка всего инженерного отдела. Также у нас есть менеджеры проектов, которые уже в течении всего проекта следят его правильным выполнением. Общение с заказчиками также происходит во время специализированных выставок.

Вопрос: как ваша тематика может помочь, чтобы у нас появилась нормальная отрасль, связанная с сырами?

Шарова: например, наше оборудование задействовано в производстве незаменимых аминокислот для кормов животных.

Вопрос: какие ваши пожелания тем, что пришел на вашу лекцию?

Шарова: делать высокотехнологичный бизнес — это очень сложно в любой стране. Но, как показывает опыт нашей компании, всё возможно даже вопреки тому, что происходит в мире, в стране и т.д., и я надеюсь, что это хороший пример для вас. Я думаю, что у нас хорошие перспективы, и у вас, у вашего поколения, которое будет восстанавливать отрасли и проводить индустриализацию, как когда-то проводили наши деды и родители, которые запустили первого человека в космос. Однако, не смотря на то, что мы сегодня говорим о развитии современных технологий, важно попытаться остаться человеком.

Да, прав был великий Антон Павлович Чехов, поведавший всем такие слова:  Призвание каждого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни.

Теги:,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности