ОТ МЕЧТЫ О СТАРТАПЕ ДО АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Анонсы открытых лекций, Новости КЛИП

5 октября 2022 года с 17.30 Клуб инженеров и предпринимателей МГТУ им. Н.Э. Баумана проводит онлайн-заседание на тему «От мечты о стартапе до автоматизации производства». В гостях у КЛИП Надир Халимович Абдухманов, выпускник университета (кафедра СМ7), заместитель директора по развитию компании «Сигнал-Теплотехника» (город Энгельс). Вопросы на лекции: поиск идей для стартапа и выбор темы для диплома; пПротивостояние «умного» и «прикладного»; недоверие производства к роботам, поиск решений. Как мыслит бизнес об автоматизации; первые победы. Поиск поставщиков и подрядчиков, заработанное доверие; ПНР первый опыт; проблемы и набор команды; проблемы после набора команды, всеобщее обучение, наладка, регламенты и стандарты.

Участие бесплатное, подключение на встречу по ссылке https://webinar.bmstu.ru/b/rrn-khx-cum

ООО «Сигнал Теплотенхника»

Саратовское ООО Сигнал-Теплотехника — один из лидеров на российском рынке производства бытового и промышленного отопительного оборудования: Сигнал-Теплотехника производит напольные одноконтурные газовые стальные отопительные котлы (6,5-100 кВт), напольные двухконтурные стальные газовые котлы (10-40 кВт) для отопления и горячего водоснабжения, промышленные водогрейные котлы (от 50 до 100 кВт), универсальные печи для бань и саун. Бытовые газовые отопительные приборы изготавливаются предприятии уже более 25 лет. Все котлы, выпускаемые под единой торговой маркой Сигнал, обладают отличными потребительскими свойствами: имеют высокий КПД, просты и удобны для монтажа и в эксплуатации, надежны и безопасны. См. подробнее https://intermgaz.com/interm/signal.html

ПРАВИЛО БОЧКИ ГОВОРИТ СЛЕДУЮЩЕЕ…

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП, Отчеты об открытых лекциях

Наталья Крашенинник, директор по развитию агробиотех-направления кластера биологических и медицинских технологий Фонда “Сколково” в статье Жнет и пашет: как беспилотники помогают улучшить сельское хозяйство

в основном рекламировала резидентов Фонда, вкручивая в текст заморские названия. С её тезисом: «В первую очередь беспилотники используются для обследования земельного банка хозяйств. Это могут быть как автономные самоходные машины, так и летательные аппараты, управляемые дистанционно. Они проводят съемки разных слоев  поверхности по многим задачам. Здесь дроны уже давно не новшество,  а привычный рабочий инструмент», — поспорят многие практики. Ведь в статье нет ни фактов исследований применения таких рабочих инструментов, ни других показателей их применения в сельском хозяйстве. Выпускник физфака МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Фильчаков (его ресурс — https://потенциалполя.рф/) выступал 11 апреля 2022 года в Клубе инженеров и предпринимателей МГТУ им. Н.Э. Баумана говорил о на открытой лекции о многих серьезных вещах, начиная с того, как устроен рынок сельхозпроизводителей в России и как на нем можно зарабатывать. Но сначала шли традиционные детские вопросы:

Из детства сказочные герои какие-нибудь вас посещают для того, чтобы вы могли объяснить то, чем вы занимаетесь?

Сказочные герои, конечно, посещают. Здесь всегда штука индивидуальная. И я даже немного по-другому на этот вопрос отвечу: для того, чтобы лучше общаться с сельхозпроизводителями Волгоградской области я перечитал Поднятую целину Шолохова и еще несколько именно про них, и именно про те места. Должен сказать, что те времена, которые были описаны нашим замечательным нобелевским лауреатом, сейчас, спустя 90 лет, ничуть не поменялись. И люди те же, и мысли у них в головах те же, и принципы жизни те же, не говоря о том, что земли те же, хутора те же, станицы те же. Поэтому принцип такой: разговаривать с людьми на том языке, который им понятен.

Вам, наверное, высшее образование не просто помогает, а оно дает возможность рассказывать о сложных вещах простым языком. Можете 2 или 3 примера привести как сложные вещи объяснить электорату, студенту, еще кому-нибудь?

Кто хочет знать, что это такое?

Вы абсолютно правы относительно базового академического университетского образования. Конечно, оно дает и кругозор, и возможность говорить на разные вещи. Это действительно так. И еще один момент о том, что дало образование: в новых отраслях, в новых технологиях, а сельским хозяйством я не самого начала стал заниматься, я закончил физический факультет Московского государственного университета, в сельское хозяйство пришел не так давно, но физический базис и естественно научная подкованность, математическая база, дают возможность смотреть, погружаться, разбираться и искать те объяснения для тех людей, с которыми приходится общаться. Например, как сельхозпроизводителю объяснить, что нужно брать именно те удобрения, которые нужны для именно этого поля. А то, что все поля разные, и ни одно поле на другое не похоже, это общеизвестный факт. Это можно объяснить на примере простой бочки. Все знают, что бочка собирается из досточек, собирается, и есть правило бочки, которое проходится в 6 классе на уроках ботаники и биологии. Но все об этом забывают. Особенно сельхозпроизводители. Правило бочки говорит следующее: если досточки, из  которых собрана бочка, разной длинны, то налить воды можно в нее только по уровню самой короткой досточки. Какими бы ни были остальные досточки, вода будет выливаться по самой короткой. И это правило лимитирующих факторов, которое говорит о том, сколько ты можешь получить с этого поля, если будешь их учитывать. Если, например, ты вкладываешь азот, фосфор, калий и другие удобрения, но не учитываешь серу. Если её не хватает, ты получишь ровно столько, сколько будет ограничений по сере. Такие примеры им понятны. А сложная химия заходит сложно.

А потом пошла неспешная и понятная лекций делового человека, летающего не в облаках, а из одной сельской местности нашей страны в другую.

Мы работаем в первую очередь с решением растениеводческих задач. И это касается хозяйств, которые выращивают пшеницу, подсолнечник, сою, то есть это культуры, занимающие обширные площади. Также мы работаем и с животноводческими хозяйствами, поскольку у них всегда есть растениеводческая часть, которая нацелена на кормопроизводство. Их интересует оптимизация этого процесса, повышение рентабельности, сокращение издержек и вся вот эта экономическая целесообразность. Мы решаем эти задачи через цифровизацию, через новых цифровых электронных решений, фокус у нас такой.

Рынок устроен следующим образом: если смотреть на нашу страну, то у наших сельхозпроизводителей два сегмента: один сегмент – агрохолдинги, это сельхозпроизводители с объемом площадей пашни от 100 тысяч гектар. И таких компаний в нашей стране всего 61 штука. И занимают они 14 с половиной миллиона гектар, что составляет 18 % от общей пашни. Это немного. Основную погоду делают средние и малые сельхозпроизводители, основной костяк у которых от 3 до 20 тысяч гектаров. Они производят оставшиеся 82 %. Чем они отличаются? Ключевой момент. Отличаются своим устройством. То есть агрохолдинг имеет вертикальную корпоративную структуру, с отделами, департаментами, с управленческими уровнями. В то время как средний и малый сельхозпроизводитель работает в режиме бригадир-бригада. И в силу этого крупные агрохолдинги с корпоративным подходом и большими возможностями имеют возможность управлять процессом собственного развития и тестировать, внедрять технологии. Масштабировать. Чем они, собственно, и занимаются. И та статистика в нашей стране о цифовизованных площадей, это от 5 до 10 % по

Она относится к крупным агрохолдингам. А вот средние и малые сельхозпроизводители не имеют возможностей  заниматься изучением, апробацией, пилотированием, технологий и внедрением их в свое производство. 

Именно поэтому мы выбрали свою нишу и разработали продукт, нацеленгный на малого и среднего сельхозпроизводителя.

Что такое трип тысячи гектар, пять тысяч гектар, десять тысяч гектар? Это огромные площади, которые сложно обойти ногами, и в Советском Союзе была такая статистика – пять тысяч гектар на одного агронома. Сейчас эта норма не соблюдается.

Пример нашего среднего сельхозпроизводителя. Они малые, но по устойчивости зарабатывают сотни и десятки миллионов рублей. И показывают неплохую рентабельность. Но они живут в формате жуткой неопределенности, когда на результат влияет масса факторов: цены на удобрения, погода, цены на топливо, еще что-то. И всегда у них получается игра в угадайку: что надо сделать такого, чтобы получить тот результат, который они хотят получить. Мы им предложили перейти от режима угадайки в режим программируемого результата. Что-то планировать на бумажных картах, которые висят у них на стенках, сложно.

В нашем проекте можно зарабатывать простым программистом больше чем в Тенькове или в Яндексе.

Почему они, производители, сами не могут внедрять решения? Потому что решений много. Ни один из них не имеет возможности выборать из этого иконостаса решений то, что ему нужно.

Вот слайд из Курской области: 6 тонн с гектара получил один из передовых агрохолдингов при том, что средняя урожайность в области была 5 тонн. Остальные фермеры в 2020 году получили 3 или 4 тонны. Рядышком в Липецкой области в нашем знакомом хозяйстве 9.2 стоит. Это примерно на тех же землях, в таких же климатических условиях. Производители на эти цифры очень хорошо реагируют, потому что они очень быстро пересчитывают это на стоимость готовой продукции. На количество денег, которые они недополучили. За счет чего можно получить больше? За счет новых цифровых технологий, позволяющих получить достоверную агрономическую информацию. Программировать урожай.

Потенциал нашей страны. Да, мы немного отстаем от развитых рынков по урожайности, и это при том, что у нас 55 % мировых черноземов. Мы недорабатываем по удобрениям. Есть базовое агрономическое правило: чем выше уровень наших агротехнологий, тем больше рентабельность. Мы сейчас находимся ближе к отметке экстенсивное хозяйство, и вполне можем двинуться к высоким технологиям.

Для этого мы и разработали свою систему. Чтобы двинуться от какой-то точки, эту точку нужно определить: мы разработали систему оценки и реализации агроэкономического потенциала поля. То есть мы оцениваем все базовые параметры поля и хозяйства, и считаем, сколько с этого поля сельхозпроизводитель может получить урожая в культуре, в деньгах, и что для этого нужно сделать. На основании этих данных мы разрабатываем для производителя «рецепт». Почему это важно? Каждая культура потребляет определенный объем своих минералов: подсолнечник кушает одно, пшеница кушает другое, соя кушает третье. И по каждой культуре нужен свой набор питания.

Доведение до результата! Производителю мало дать рецепт, нужно помочь ему этот потенциал реализовать. Именно этим мы сейчас и занимаемся.

На рынке есть и другие игроки.

Что мы видим на поле и за счет чего определяются данные? Современные технологии позволяют точно и детально оценить поле с точки зрения рельефа, с точки зрения состояния индексов вегитации. Существуют уже методики по пересчету всего этого, есть зависимости. Всё это собрав в один рабочий продукт, мы делаем для производителя удобный формат оценки своего поля.

За счет чего это можно реализовать? За счет мониторинга. За счет аналитики и за счет сопровождения и интеграции.  

Внутри сервиса платформа расчета агроэкономического потенциала, учет и расчет сбалансированного питания для достижения нужного результата, и регулярный контроль для достижения этого результата. В этом случае производитель получает пакетное решение под ключ.

Базовые результаты очень показательны. Хотелось бы в первую очередь остановиться на среднем результате, где 40 % — сокращение издержек. Конкретно в Ставропольском крае, когда засуха была, запланировали подкормку жидким удобрением в передовом хозяйстве. Всё здорово, но из-за засухи растение чувствует себя хуже и может принять меньше удобрений без последствий для своего развития. И как раз тут грань – сколько она может принять, — хотелось бы подсчитать, что мы и сделали. И убили двух зайцев: один заяц – мы, пересчитав дозу удобрений, сэкономили средства для хозяйства, а второй заяц – поскольку мы выявили, сколько нужно, мы не повредили культуру! Лишнее азотное удобрение может пожечь пшеницу. Есть и другие примеры. Перераспределение удобрений из зоны низкой продуктивности в зону высокой продуктивности дает повышение экономического результата.

Еще одна задачка: стаял снег и унес с собой часть плодородного поля. На поле, которое показано на слайде, процент смыва составляет 12,5 %. А это и 12,5 % уже понесенных затрат, и столько же процентов недополученного урожая. Это достаточно большие объемы. Такую историю можно предотвратить.

Неоднородности полей. На них есть зеленые зоны высокой продуктивности, красные зоны низкой продуктивности. Очевидно, что такие зоны логично обрабатывать по-разному.

Я апеллирую к экономической эффективности. Это единственное мерило, наиболее приоритетное для производителя в его деятельности. Всё пересчитывается в рубль, всё пересчитывается в результат. На втором месте параметр сохранения и восполнения плодородия полей. В первую очередь мы должны получить финансовый результат. На втором месте существует параметр сохранения и восполнения полей. То есть, в первую очередь мы должны получить финансовый результат, а если при этом удастся повысить продуктивность полей, то это вдвойне хорошо.

Мы ориентируемся на среднего и малого сельхозпроизводителя. Это основная производственная сила нашей страны: если средний уровень смотреть от 3 до 22 тыс. гектаров, это порядка 300 тыс. хозяйство, которые обрабатывают порядка 500 тыс. гектаров. Это сегмент понятен и четко выражен. Хозяйство меньше 3 тыс. гектаров еще больше. Потенциально они тоже являются потребителями нашей системы. С точки зрения финансов просто перемножьте среднюю стоимость оценки потенциала поля, которая составляет 770 рублей на гектар нашей страны, и вы поймете масштаб действия этой системы.  

Вопросы

Сколько людей в проекте?

Кадровый состав. Костяк нашей команды – 16 человек. Это и программисты, и агрономы, и инженеры, и техники. И менеджеры, куда же без них. У нас есть еще ряд партнеров, которых мы привлекаем на разовые работы: например, на аэрофотосъемку.

Где мы берем людей? Как правило, это региональные вузы. Мы очень плотно работаем с сельхоз академией, с техническими университетами, с инновационными центрами. Везде есть талантливая молодежь, которая хочет поучаствовать. Естественно, мы даем ей возможность присоединиться к перспективным проектам. Я регулярно читаю лекции в сельхоз академии, на инженерных факультетах.

Что нужно сделать талантливой молодежи, чтобы вывести продукт на рынок?

У любого продукта в формуле успешности есть два множителя: первый множитель – это инновация, технологическая идея продукта и решение, закрывающее потребность клиента; второй множитель – коммерциализация, потому что никакая классная идея без вывода на рынок не взлетит. Разрабатывая такие решения, молодым ребятам нужно помнить о нескольких вещах: для кого ты делаешь этот продукт, что ты собираешься этим продуктом решить. И дальше, как ты будешь это коммерциализировать. Когда выстраивается вся эта цепочка, есть путь в светлое будущее.

Вопрос о статистике в проекте

Вы опираемся на статистический анализ в том числе. Рассчитываем среднемноголетние денные. Очень многое уже доступно, проведено множество опытов по влиянию удобрений на разные культуры. Эти данные доступны, их можно получить в том или ином вузе. Существуют и базовые знания верхнего порядка, показывающие, сколько удобрений нужно, чтобы произвести тот или иной объем пшеницы или подсолнечника. Это один блок данных. Второй блок данных – это оперативные данные: спутник, метео, погода. Третий блок данных – это то, что мы получаем своими средствами, тесно работая с производителями. 

В каких культурах Россия опережает зарубежные страны, причем существенно?

Надо сравнивать котлеты с котлетами, мухи с мухами. Мы отстаем в статистике средней по стране использования минеральных удобрений. В Западной Европе используют 120 килограмм, мы используем порядка 40-60 килограммов. Если брать урожаи, то у нас порядка 3 тонн пшеницы, у них 6 тонн. Но это цифры средние по больнице. Лучшие урожаи Краснодарского края – 11 тонн. Абсолютно точно нам есть куда расти с точки зрения автоматизации, вооруженности инвентарем. Нам нужно стремиться еще к модификации модели использования таких сервисов. Например, набирает у нас популярность сервисная модель, когда производитель на разные задачи нанимает определенных специалистов. Такая модель в США и в Канаде работает больше 30 лет. В Европе аналогично. У нас теперь агрохолдинги так и живут. Для среднего и малого производителя эта модель выглядит весьма востребованной. В ней есть огромное поле для разработки различных датчиков, контроллеров и так далее. 

Стоит задача продовольственной безопасности страны. Смотришь на эту задачу по-новому. Нас это тоже касается, потому что с помощью наших инструментов эти задачи можно решить. Мы с удовольствием поможем и региональным властям, и сельхозпроизводителям, с этим справиться.

Андрей Фильчаков помогает всем заинтересованным сторонам, развивая свой проект. В отличие от него некоторые деловые люди спешат на встречу в главнокомандующим, надеясь на успех своего дела. Вот свежий пример:— Я Павел Фролов из Санкт-Петербурга, основатель компании РОББО. Меня давно угнетает зависимость России от зарубежных технологий…— признался он.— Обидно за державу! Эту зависимость можно преодолеть, если обучать школьников открытым инновациям, так мы получим новое поколение Королевых, Поповых, Кулибиных! Об этом написал специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников  (Газета «Коммерсантъ» №130 от 21.07.2022, стр. 1) статье Владимир Путин раскрутил турбину ГЭС-2. Знал бы коллега из Санкт-Петербурга, кто строил эту «турбину»: строителями новой жизни не только в Москве, но и в других городах России были выпускники ИМТУ Поливанов Михаил Константинович, профессор и преподаватель электротехники в училище, а так же управляющий Московскими городскими трамваями и участник первого проекта метро (окончил ИМТУ в 1897 году) и Сушкин Николай Иванович, инженер при городских электрических трамваях и преподаватель электротехники (окончил ИМТУ в 1899 году) и их товарищ – Владимир Григорьевич Шухов. А станция сначала называлась «Трамвайная». Ну что сказать в трамвае. «Пипи в трамвае — всё, что он сделал в искусстве!», говорила великая Фаина Раневская

ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ?

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП, Отчеты о встречах КЛИП

В современной России тема благих дел во славу отечества не стала пока главенствующей. Но свои примеры таких дел знают многие: на смену Дмитрию Зимину с его фондом Династия, он ушел из жизни в декабре 2021 года в Швейцарии, пришел Владимир Потанин, создатель БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ВЛАДИМИРА ПОТАНИНА. А вот Христофор Семёнович Леденцов, самый богатый предприниматель начала ХХ века, скончавшийся, как и Зимин в Швейцарии, но похороненный в родной Вологде, создал не просто фонд по подобию Альфреда Нобеля: в 1903 году вместе с директором Московского технического училища С.А. Федоровым и ректором Московского университета А.А.Тихомировым он составил проект устава Общества содействия успехам опытных наук. Об этом обществе и фигуре его основателя, говорил проректор Сергей Коршунов на встрече выпускников, вкусивших удачу в бизнесе. Он особо подчеркнувший: «Одна часть этого фонда была направлена на разработку новых изданий, а вторая на создание инфраструктуры – библиотеки, выставок, различных экспериментальных центров, которые мы сегодня называем центры коллективного пользования, чтобы изобретатель там мог проделать стартовую свою работу». Проекты в фонде отбирали экспертные советы, которые возглавляли выдающиеся ученые (7 из училища и 1 из московского университета). Коршунов предложил поставить в новом кампусе университета памятник Леденцову, проект которого создала заслуженный художник России Елены Безбородовой.

А потом пошла дискуссия по теме встречи. Дмитрий Краснов, председатель правления Промышленной группы «Приводная Техника», генеральный спонсор конференции РУССКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ 2022пояснил свою позицию так:

27 мая мы проводили конференцию, где главной темой стало Политехническое общество. Стоит ли его сегодня реанимировать? Я много общаюсь со своими однокурсниками и с теми ребятами, которые достигли успеха в бизнесе, и они все все духовно, душевно за! Конечно, здесь потребуется добрая воля Михаила Валерьевича и нужен человек, который всё организует. Набрать людей из мира бизнеса легко. Но нужна повестка, понятная для всех. А для бизнеса интересны кадры, НИОКРЫ, разработки.

Михаил Гордин высказал свое мнение по поводу Политехнического общества:

Повестки могут быть разные и сообщества могут быть также разные. Пусть будет много сообществ выпускников, и у каждого свои интересы, своя тусовка, кто-то моложе, кто-то постарше, кому-то интересно возрождать Политехническое общество, а кому-то интересно оставаться в рамках общения с однокурсниками. Меня больше интересует кроме правил игры вопрос: чем мы можем вам помочь? Что университет должен этим сообществам давать? Понятно, что-то, что у нас есть – это территория, доступ к студентам, возможно, какую-то материальную помощь, то есть я вижу задачу университета в первую очередь помочь этим сообществам, и не хотел бы ничего координировать. Хотелось бы чтобы эти сообщества развивались самостоятельно. И для этого мы готовы выделять нужные ресурсы. Но, повторюсь, хочется узнать, а что надо от нас? Если сообщества разовьются, можно говорить и о каком-то совете.

Среди вопросов на встрече оказались и фрачный значок для выпускников, и организация малых инновационных предприятий (МИПов)), и создание фондов с участием университета, и многое другое. Среди участников дискуссии стоит особо выделить Евгения Усовича, генерального директора компании «АЛЮМЕТ»:

Я выпускник, работаю в бизнесе, генеральный директор. Когда я закончил МГТУ им. Н.Э. Баумана, для меня и моих товарищей, пусть не всех, было интересно участие в деятельности общества выпускников. Я все взносы вносил, но почему-то возможностей поговорить с выпускниками было маловато. С одной стороны, я боялся, что мне что-то надо будет делать, а с другой стороны было потом обидно, что дел нет. В феврале, когда я вносил взносы, узнал, что в университете появились электронные пропуска. Пропуск мне выдали. Но самое главное, я понял, что общество, которым занимается Сергей Сергеевич Гаврюшин, живо, что теперь всё зависит от нас и на данный момент я понял, что это общество можно возродить. Всё, что нам нужно, университет уже сделал, нам самим что-то делать! Так что регулировать ничего не нужно.  

В финале встречи состоялась автограф-сессия Сергея Коршунова, автора новой книги «Университетские стены». Он не просто просто и доходчиво сначала рассказал о зданиях училища, показал, в частности величественной здание Политехнического общества училища, что близ Мясницкой улицы. Но уже не призывал к делам выпускников во славу училища.

Стоит лишь напомнить ему и всем читающим, что Иван Петрович Павлов справедливо считал,  что поступок вологодского купца I гильдии Христофора ЛЕДЕНЦОВА, пожертвовавшего на развитие русской науки более ДВУХ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ ЗОЛОТОМ, не имел равных за всю историю человечества ни в одной стороне мира. А эта сумма была почти на порядок больше капитала Альфреда Нобеля, основавшего свой фонд. Не хватило времени для преобразований великой России. Как прав был Пётр Столыпин, заявивший: Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России.

Альманах «Русская система обучения ремеслам. Истоки и традиции» — том VII

Опубликовал Юлия Тимофеева от . Опубликованно в Новости КЛИП

Опубликован в pdf седьмой том Альманаха «Русская система обучения ремеслам. Истоки и традиции», посвященного Дню русской системы обучения ремеслам.

Бауманку я всегда вспоминаю с теплотой

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП, Отчеты об открытых лекциях

Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно, — пояснял Александр Македонский о значении тех людей, которые двигали его по жизни. Великий философ, кстати, писал: Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Дело Александра Гостиловича, прочитавшего 28 марта 2022 года в Клубе инженеров и предпринимателей МГТУ им. Н.Э. Баумана открытую лекцию «ОТ СТУДЕНТА ДО ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ НА ПРИСУЖДЕНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ: ИСТОРИЯ УСКНИКА БАУМАНКИ», пока идет в гору. Выпускник кафедры ИМБ2 МГТУ им Н.Э. Баумана и МГУ им. М.В. Ломоносова, а ныне менеджер по привлечению и развитию партнеров компании ОЗОН не пространно, не по школярски, а серьезно и глубоко описал свой путь студента. И вот какие фрагменты беседы получились:

Александр, что можете сказать о брате, который тоже учился в Бауманке?

У меня брат младший, младше меня на год. Он закончил кафедру СМ11 – подводные роботы и аппараты, а затем поступил в аспирантуру Сколтеха. Я для него сейчас пример – смог закончить аспирантуру, а у него, естественно, как у любого порядочного аспиранта, возникает, как и у стартапа, долина смерти, когда появляются мысли устроиться на работу и прекратить заниматься научной деятельностью. Я пытаюсь ему помочь пройти эту долину. Я помню, какой у него был кризис в сентябре, когда он хотел расстаться с аспирантурой, но он все-таки нашел в себе силы, прошел аттестацию, продолжает писать научные статьи и работать над научными исследованиями. Пока всё хорошо, я контролирую ситуацию.

Почему вы вместе с братом пошли в Бауманку?  

У нас еще в школе было такое представление о Бауманском университете как одном из лучших в России, где дают хорошее техническое образование. И эта основа, база, которая здесь закладывается, нас прельщала. Конечно, есть и другие университеты, но у нас как-то сложилось так, что школа повлияла на нас в выборе Бауманки. У нас было впечатление о том, что Бауманка – топ-вуз и кузница как инженерных кадров, так и место, где прививают основы мышления, которое в будущем очень пригодится.  

Вы проучились в двух ведущих университетах нашей страны. Что, по-вашему, можно взять от каждого вуза и чем они отличаются друг от друга?

После того, как я пришел в МГУ, может быть это связано с тем, что в Бауманке был бакалавриат, а в МГУ магистратура и там были все постарше, и социальная жизнь, и коллектив мне больше нравились в Бауманке. Здесь она роднее и для души. МГУ – более формальный университет, это я сужу по магистратуре, но, возможно, студенты МГУ в бакалавриате думают совершенно по-другому. Но по моим впечатлениям они чуть менее открыты и более сдержаны в общении между собой. Но что мне понравилось в МГУ, широта мышления. Бауманка более патриотический университет, настроенный на русские традиции. МГУ чуть более международный. В Бауманке я бы мог посоветовать внедрять культурные обмены ценностями из зарубежных вузов, в той группе, где я учился в МГУ, у меня были иностранные студенты. В плане обучения мне показалось, что образование качественное как в Бауманке, так и в МГУ.

Действительно, мой путь был не таким легким, и я хочу представить свой рассказ как кейс одного из выпускников, который смог пройди три ступени высшего образования и не забывал заниматься инновационными проектами, и даже работать! У меня было три этапа обучения: в МГТУ с 2012 по 2016 годы, в магистратуре МГУ с 2016 по 2018 годы, и в аспирантуре МГУ с 2018 по 2021 годы.

Бауманку я всегда вспоминаю с теплотой, на слайде картинки трех учебных корпусов, в которых мне удалось поучиться: это УЛК – наш родной корпус, в котором начитают учиться все студенты, и, хотя про факультет ИБМ ходит представление, что это не совсем инженеры, но первые два года мне запомнились как инженерные, потому что все предметы, которые там встречались, были на уровне с другими инженерами. И, насколько я помню, у нас учебные планы были такими же, как и у инженерных специальностей: было и программирование, была и теоретическая механика, и другие инженерные дисциплины. Это заложило основу, что довольно ценно, и студентам факультета ИБМ я советую не прогуливать такие пары на первых двух годах обучения.

Дальше были уже более экономические предметы. Благодаря дисциплинам первых лет мы начали понимать, как и для чего они применяются. Мы изучали производство и мне удалось побывать на нескольких промышленных предприятиях, и было интересно участвовать в активностях КЛИП: я помню, как я помогал в организации мероприятий и выполнял различные интересные задания. И еще я был капитаном студенческой команды ЧтоГдеКогда, было интересно работать в команде.

Первые четыре года я всем советую учиться, многие студенты, я знаю, уже начинали работать, это было на моем потоке, но некоторые не дошли до конца учебы. Отчислиться довольно сложно, но, тем не менее, были случаи, когда студентов отчисляли, в том числе из-за физкультуры.

Конечно, возникает дискуссия о том, что делать после бакалавриата? Я поступил в магистратуру МГУ. В нее поступить на бюджет уже сложнее. И наша система образования, как я её понимаю, рассчитана на то, что большинство людей пойдет работать после бакалавриата. Я тоже думал о работе, но решил продолжить обучение. Я выбрал для себя платное обучение и взял кредит на образование. Поскольку наша система образования позволяет учиться не только в одном университете, я решил выбрать для себя МГУ. Я поступил на программу Инновационный менеджмент – это такая программа, где фокус сделан на изучение инновационной деятельности и стартапов. 

Если в МГТУ я изучал инженерные науки и науки о производстве, то в МГУ получал управленческие навыки, в том числе про создание стартапов. Конечно, мне уже хотелось что-то зарабатывать и как порядочный студент факультета ИБМ и учившийся на специальности инноватика, у меня были мысли о стартапах. В магистратуре я решил создать мой первый бизнес по продаже и сдачи в аренду зарядных устройств. Эти устройства устанавливаются в кафе и ресторанах, они ставятся на столы и от них можно заряжать свои мобильные устройства.

Желание у меня было, но не было практических навыков продаж. Я ходил пешком по центру Москвы и предлагал попробовать зарядные устройства и, если понравится, купить. Конверсия была 1 к 10. Это очень мало. Я сделал интернет-сайт, но он тоже давал очень маленькую конверсию. Я мало знал о том, что такое ООО или ИП, тем не менее, открыл ИП и разместил на АВИТО объявления. Что удивительно, именно с АВИТО ко мне пришел один из крупных клиентов – это компания Brown-Forman, которая управляет такими брендами как виски Jack Daniel’s и водка Finlandia. Они выкупили у меня все зарядные устройства и заказали еще. Я сделал кастомизированные зарядные устройства, где был полностью их дизайн. Его я заказал на заводе в Китае и доставил в компанию. Был еще один крупный клиент – Московская биржа. Они купили устройства в переговорные комнаты. Параллелью я занимался стажировками: мне удалось пройти стажировку в венчурном фонде, где я видел, как стартаперы питчуют свои проекты. Там много заряженных людей, которые увлечены проектами, но со стороны они похожи на одержимых людей, кому не слишком хочется давать деньги. Далее была стажировка в Минпромторге, где я посмотрел, как выглядит государственная деятельность изнутри. В бизнесе с зарядными устройствами мне удалось достичь оборот в 500 000 рублей. Тогда мне казалось, что это очень много, сейчас — это кажется очень маленькой суммой.

Это мой кейс, и я советую всем, кто поступил в магистратуру, в первую очередь учиться, а во вторую очередь делать интересные проекты, проходить стажировки. Надо учитывать и то, что существует такое понятие как гештальт, который у меня был связан с созданием собственного дела, если во время учебы и в университете он появляется, то нужно постараться его закрыть, чтобы понять что-то для себя и более объективно смотреть на жизнь.

После магистратуры я все еще не понимал, что мне интересно в жизни, но понимал, что меня интересуют научные исследования. И я поступил в аспирантуру. Она состоит из трех лет обучения. На первом году обучения всё было связано со сдачей кандидатских минимумов. Устроиться на работу на полное время было невозможно. Самое удобное – это парт-тайм работа. На втором году были интересные исследовательские практики: я рецензировал научные статьи, проверял их на антиплагиат. В педагогической практике я ассистировал преподавателям на семинарах, контролировал людей на экзаменах. Помню, что когда я был студентом, аспиранты смотрели, чтобы я не списывал, а в аспирантуре я сам стал таким. В первый год нужно было определиться с темой диссертационного исследования. В моем случае я продолжил тему из магистратуры – я занимался шеринг-экономикой в сегменте В2С, а в аспирантуре я занимался шерингом в сегменте В2В. Решение заниматься проблемами промышленности было также связано с учебой в МГТУ. Параллельно я работал в Ростелекоме – большие корпорации предоставляют много возможностей для студентов и аспирантов. В моем случае это была работа по договору ГПХ, связанная с составлением аналитических отчетов, записок по рынку телекома. Это дополняло обучение в аспирантуре и было полезно для самой работы. Я имел определенный доход.

На втором году аспирантуры у меня был выбор – летом я прошел собеседование в PWC, это консалтинговая компания. Так же у меня было предложение от научного руководителя из экономического факультета МГУ пойти работать в лабораторию прикладного отраслевого анализа. Я взвешивал, что из этого выбрать, карьера в консалтинге для резюме очень важна, но, понимая, что это может помешать заниматься научными исследованиями, я выбрал работу на факультете. Считаю, что это был правильный выбор.

Второй год аспирантуры мне запомнился наукой: в рамках работы в лаборатории мне доводилось много изучать научных статей, делать краткие аналитические справки, самому писать научные статьи. Сейчас их уже 19, несколько готовятся к публикации. Здесь может быть только один совет – выбирайте деятельность, связанную с наукой. Если не получить навыки по созданию научных текстов, по проведению исследований, то мало что получится с диссертацией.

Также, на втором году был опыт по организации исследовательских практик, когда мне удалось руководить исследованиями в рамках факультета. Мы проводили полевые исследования по разработанным анкетам, затем мы их обрабатывали и потом упаковывали всё в научные статьи, отчеты и презентации. Был почти полный цикл научных исследований. Именно на втором году обучения в аспирантуре я сформировался как исследователь.

Третий год обучения в аспирантуре был уже более свободный. Я продолжал работать в лаборатории, но число исследований снизилось. В тот период мне удалось поработать над стартапами. Эти проекты в разных сферах позволили отточить навыки презентации. Был полезный опыт подачи заявок на гранты, плюс опыт участия в переговорах: я как аспирант третьего года с доходом, который был у меня ниже, чем у моих сверстников, участвовал в переговорах с генеральными директорами различных заводов, владельцами компаний. Сейчас, когда я работаю в крупной корпорации, мне это помогает.

На третьем году обучения в аспирантуре для написания научной работы следует проводить научные исследования. Именно в этот год мне удалось провести анкетирование и глубинные интервью с топ-менеджерами промышленных предприятий. Конечно, в этом году я написал сам текст диссертации, где собран мой опыт исследований и проектов. В момент написания текста диссертации я советую бросить все, отстраниться от выполнения других задач. В моем случае я ездил в библиотеку МГУ и сидел с 10 утра до 6 вечера, меня уже узнавали сотрудники библиотеки. На самом деле, не так много студентов посещают Фундаментальную библиотеку МГУ, хотя это красивое и интересное здание.

Здесь еще такой совет: есть такие навыки, которые полезно выучить сразу.  Например, это навык быстрой печати, в моем случае, я не могу назвать его слепой печатью.  Мне не удается печатать как машинистке, но я освоил быструю печать на первом курсе аспирантуры, что сильно облегчило создание текста диссертации.

Далее идет время на защиту самой диссертации. Я отнес его к четвертому году обучения, когда был период соискания учебной степени кандидата экономических наук. Я уже работал в корпорации. Это стоит делать после того, как основные обязательства по поводу учебы выполнены. Совмещать с работой написание текста диссертации практически невозможно. Я не знаю ни одного примера, чтобы кто-то сделал это.

Еще один интересный аспект, которому способствует высшее образование – это социальный круг общения, позволяющий находить разные варианты в карьере. Я прошел отбор в ОЗОН и работал там полгода в должности специалиста по ценообразованию. Но мне показалось это не совсем мое, и я осуществил ротацию в отдел привлечения и развития партнеров, стал менеджером. Во всех топ-компаниях есть возможность ротации, и я советую всем проходить этот процесс, если чувствуете себя не на своем месте. Мне в рамках работы не хватало общения с людьми и развития коммуникационных навыков.

Потом были и предзащита, и доработка диссертации – готовый текст называли кирпичом. Сама защита связана с большим количеством организационных моментов, связанных с подготовкой отзывов на диссертацию: надо было найти трех оппонентов, и минимум пять отзывов на автореферат. Это уже можно было совмещать с работой. На время самой защиты я взял отпуск. 

Что дает высшее образование и аспирантура?

Первое – это круг общения. Друзья, которые у вас появляются, влияют и на поиск работы и на карьерную траекторию. Возможно, на самой работе вам будут встречаться люди из того же университета.

Второе – преимущества при поиске работы. Диплом, диплом с отличием, диплом кандидата наук? при прочих равных условиях полезны. Работодатель действительно смотрит на эти пункты в резюме.

Третье – навыки и компетенции. Основной навык, который формирует обучение в аспирантуре, это работа с большим количеством источников информации, фокусируясь на одной проблеме. Ведь часто молодой человек не понимает, что он именно хочет. Бросается за одно, за второе. Проходит стажировку в одной компании и думает, что это ему не интересно. Бывает так, что сферы меняются кардинально. Но именно обучение позволяет научиться фокусироваться: в аспирантуре я тему прорабатывал в течении трех лет. Именно фокусирование на задаче помогает дойти до цели.

Четвертый пункт — формирование научного подхода к жизни. Даже сейчас научное мышление помогает правильно оценивать текущие события. Такое мышление помогает не совершать необдуманные поступки.

Я выделил шесть советов для студентов и выпускников университетов.

Первый – если перед вами стоит цель, ее нужно достигнуть: студенты часто бросают аспирантуру, хотя ставили цель её закончить. Конечно, бываю разные обстоятельства в жизни, порой трагические, но если поставлена цель защитить диссертацию, то её надо обязательно достигать.

Второе – сначала учеба, а потом работа. Это касается в основном первого периода обучения в бакалавриате, когда формируются основные знания и умения, а также мышление.

Третий важный пункт – для того, чтобы создать проект или реальную компанию, нужны серьезные компетенции. И их не так просто получить даже в рамках обучения. Их можно получить с практикой, с опытом. На мой взгляд, этот опыт приходит в процессе работы в компании.

Из этого вытекает четвертый совет – работа, это среда для развития. Я имею в виду работу в крупных компаниях. Она позволяет каждый день становиться лучше, особенно если процессы выстроены, или если компания инновационная. Мне, как выпускнику Бауманки, хотелось работать в инновационной компании. После работы в компании, если останется такое желание, можно попытаться создать собственный бизнес.

Пятый пункт – наука формирует мировоззрение. Научные подходы действительно формируют представление о мире. Человеку становится понятно, чем заниматься. Когда я в рамках обучения в аспирантуре читал Карла Маркса или Адама Смита, то начинал понимать, откуда проистекают те или иные экономические явления.

Шестое – самообразование. Сейчас навыки быстро устаревают, стоит проходить курсы на разных платформах. Для себя я выбрал сейчас науку о данных.

Вот такие мысли вслух от Александра Гостиловича. Возможно, наука о данных поможет ему в карьерном росте. Пусть сделает еще одну попытку к мечте. Ведь не зря говорил его тезка Александр Македонский: Нет ничего невозможного для того, кто пытается.

Концепция инновационной инфраструктуры МГТУ им. Н.Э. Баумана

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Анонсы открытых лекций, Новости КЛИП

25 апреля 2022 года с 17.30 Клуб инженеров и предпринимателей МГТУ им. Н.Э. Баумана проводит онлайн-заседание на тему «Концепция инновационной инфраструктуры МГТУ им. Н.Э. Баумана». В гостях у КЛИП Виктор Малинин, выпускник МГТУ им Н.Э. Баумана, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмент факультета Инженерный бизнес и менеджмент МГТУ им Н.Э. Баумана.

Опыт руководящей работы

Директор собственного малого предприятия (до 15 чел). Ответственный исполнитель ряда НИР (до 10 сотрудников), менеджер различных проектов (10-15 исполнителей). Руководство более крупными коллективами.

Дополнительные сведения

Руководил проектным бизнес-инкубатором МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2009-2015 г. За это время было создано несколько десятков малых предприятий, по программе развития предпринимательских навыков, разработанной Малиным В.Л., прошло обучение более 1000 человек.

Несколько своих инновационных предпринимательских проектов (как удачных, так и не очень). Ответственный за научную работу на кафедре. Ответственный исполнитель ряда НИР. Диссертация посвящена теории кризисов экономических систем, разработан подход, объединяющий в единую модель такие различные по своей природе финансово-экономические кризисы как бюджетный, валютный, кризис перепроизводства, долговой, банковский и еще ряд других.

Участие бесплатное, подключение на встречу по ссылке https://webinar.bmstu.ru/b/rrn-khx-cum

Как молодому специалисту вывести свой инновационный продукт на рынок. Как понять, есть ли спрос на твой продукт и стоит ли вообще заниматься его разработкой

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Анонсы открытых лекций, Новости КЛИП

11 апреля 2022 года с 17.30 Клуб инженеров и предпринимателей МГТУ им. Н.Э. Баумана проводит онлайн-заседание на тему «Как молодому специалисту вывести свой инновационный продукт на рынок. Как понять, есть ли спрос на твой продукт и стоит ли вообще заниматься его разработкой». В гостях у КЛИП национальный эксперт в области агробизнеса Андрей Фильчаков (его ресурс — https://потенциалполя.рф/). Фильчаков расскажет не только о проблемах агробизнеса: среди тем для обсуждения — какие научные задачи могут «прилететь» от фермера. Или какая связь между математическим моделированием и сельхозпроизводством»? реален ли курс на импортозамещение — как реализовать свои идеи и наработки в востребованном рынком продукте»; Как цифровые технологии помогают повысить эффективность сельхозпроизводства или от мониторинга полей к программированию урожая? Участие бесплатное, подключение на встречу по ссылке https://webinar.bmstu.ru/b/rng-fpu-apt

ТЕМА ТАКАЯ – НАДО БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ…

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП, Отчеты об открытых лекциях

ТОКИО, 17 марта. /ТАСС/. Первые цветы сакуры в четверг распустились на территории Японии, ознаменовав начало сезона цветения этого неофициального символа страны. «Японцы считают сакуру символом своей страны, а ее цветок имеет статус неофициального национального герба, — отмечалось в заметке, — Пик цветения дальневосточной вишни обычно приходится на начало апреля: парки страны буквально утопают в море цветов всех оттенков розового». Море эмоций от лекции Алексея Анатольевича Федорова «ПОЛЕТ МЫСЛИ ИЛИ ВЗЯТИЕ ИЗМОРОМ (об автоматизации производства и не только), прочитанной 14 марта 2022 года в Клубе инженеров и предпринимателей МГТУ им. Н.Э. Баумана. Выпускник кафедры компьютерных систем управления Московского государственного технологического университета «СТАНКИН» (МГТУ «СТАНКИН»), доцент, к.т.н. заместитель директора компании B&R подал тему выступления необычно, лишь к конце расшифровав её: говоря о полетах мысли он сослался на икигаи (яп. 生き甲斐 икигаи, «смысл жизни»), японскую философию обретения удовлетворения, радости и долголетию. Но на самом деле Федоров делился своими мыслями по поводу вечной темы – таймменеджмента!

Но началась лекция с трех наивных вопросов уважаемому лектору:

Вы учились в Станкине. На этом месте был женский монастырь. Какие нибудь истории об этом месте ходили в институте?

В свое время Соломенцев подрядил финов и они полностью внутри монастырь отделали под исследовательский центр. Поэтому там никаким монастырем и женщинами не «пахло». Там я впервые увидел стекловолоконные обои, у нас таких технологий тогда не было. Там был вычислительный центр, машины стояли. Там такое славное прошлое было!

На первом курсе какие были первые впечатления от учебы?

В Станкине была поговорка: встретимся в трех ступеньках. Это была маленькая забегаловка на Новослободской, где была пельменная. А насчет ожиданий? Я был в первом выпуске, на первом курсе это был прием, в первой паре групп, которые занимались прямой автоматизацией. До этого такого не было, были просто станочники с специализацией в сторону систем управления. А мы были первой группой, которую называли «автоматчиками», и мы занимались строго наукой автоматизацией. В основном станков, конечно. У нас станков было очень много – дисциплины по «механике». Нас напичкали капитально! И это здорово, потому что автоматизировать то сам не знаю что – это неправильно! Автоматизация –это наука. Её надо уметь приложить к предметной области, которую надо знать тоже прекрасно. В группах были очень  головастые ребята. Учились все только на отлично.  

Получив диплом, какие мысли были о том, куда идти, с кем идти?

Мне всегда нравились компьютеры. Я их сам паял, собирал. Наверно, каких-то больших и конечных целей, наверное, не видел тогда. Не ставил. Меня оставили на кафедре электротехники, и я там три года проработал. Потом меня забрали на кафедру числового программного управления.

Я какими-то глобальными целями никогда не был заворожен. Просто нравилось работать с компьютерами, нравились железки, нравилось, как они крутятся, какой шум издают. Станок включенный, вращающиеся детали. И ты этим управляешь. Это все очень нравилось и какие-то радужные были ожидания, что буду работать, что будет что-то получаться, будет польза и будет интересно.

А потом неспешно потекла речь мудрого человека, не обремененного мыслями о маркетплейсах, гаджетах, хотя он влюблен в компьютеры, модных атрибутах и прочих тем пустых словесных баталий.

Я решил изменить тему лекций, долго вспоминал, как это читать лекции. Оказалось, что за двадцать лет, которых я их не читал, легкие настроения ушли, остались философские. Я решил, что я полечу молодых глобальными темами, потому что когда человек здоров, он будет заниматься чем угодно. Главное – быть здоровым.

Тема такая – НАДО БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ.

Вы обязаны быть счастливыми! Поскольку вы выбрали уже определенный стиль жизни, то я постараюсь к нему приладится. Весь жизненный путь – это путь из одного профессионала в следующего уровня профессионала. И так до бесконечности. Это путь профессионала. И как пройти этот путь, будучи профессионалом, на мой взгляд, самое важное. Наверное, всё что я скажу вы слышали. Но я буду говорить о том, что я пропустил через себя, что я прочувствовал и понял, что это важно. Вторая оговорка – это то, что я не претендую на то, что я скажу, будет безусловно правильным. Это мое личное мнение.

Надо писать идеи, которые вам нравятся. Писать на бумажке. Класть на полочку рядом с кроватью и когда встаешь, прочитать их еще раз, и десятый раз, двадцатый раз. И думать на эту тему. И тогда, может быть, что-то прорастет.

Что важно для того, чтобы стать профессионалом? Во-первых, это процесс медленный. Надо это понимать и никуда не надо спешить. Медленно, и второй момент, всё время размышлять. Жизнь – это стайерская дистанция и бежать стометровку в начале жизни неразумно. Что еще важно? Надо познать себя. Увидеть и познать окружающих.

Начну с высказывания, которое мне очень нравится. Оно интересно, что когда ты в плохом настроении, оно окрыляет. Генри Форд сказал: мы видим перед собой неблагоприятные обстоятельства только тогда, когда теряем из виду свою главную цель. Что он имел в виду? Когда есть важная цель, если геометрическую интерпретацию хотите – ты смотришь вдаль и у тебя под ногами мелкие невзгоды, какие-то лужи, еще что-то, но они не трогают, потому что у тебя там вдали какая-то цель. И она тебя завораживает и ведет тебя по жизни. И еще одно высказывание очень интересное, на мой взгляд, — это Альберт Эйнштейн. Он сказал: если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям, или к вещам.

Здесь есть много разных нюансов. Если мы вернемся к скорости роста, то надо понять, что лететь – это неправильно. Детям я своим говорю: спешите, но медленно. Они меня спрашивают, что это такое? А я утверждаю, что спешка не обязательно должна быть, это неправильное слово. Надо все делать размеренно, ритмично. И в ритме, как раз, успех дела. Ритм медленный, но постоянный, приведет быстрее к результатам, чем попытка всего и сразу — достичь и получить. Наверное, не только русские этим страдают. В нашем менталитете такая черта точно есть.

Не бывает чудес на свете и достичь чего-то можно постоянно и не спеша двигаясь вперед к своей цели.  

Как можно целую жизнь двигаться к своей цели? Да очень просто: надо любить то, что вы делаете. Скажу словами Стива Джобса: иногда вас жизнь бьет по башке кирпичам, не теряйте веры. Я убежден, что единственной вещью, которая помогла мне продолжать дело, было то, что я любил свое дело.

Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни. И единственный способ здесь – делать то, что по-вашему является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете.

Если вы это любите и будете делать каждый день, то будете расти и станете счастливым.

Но как любить? Для этого надо знать себя. Как познать себя? Я – фаталист. Но я не был фаталистом всю жизнь. В молодости я очень удивлялся, что Лермонтов – фаталист. К этому меня склоняют некоторые данные о том, как устроен наш мозг…

Видео можно посмотреть здесь

Речь гостя прерывалась заходами и выходами другого Алексей – Корукова, который тщетно пытался укротить свой заморский компьютер. И вот какие фрагменты доступны каждому:

Если ты профессионал, то ты сможешь разбить работу на части, чтобы они были обозримы, и, что немаловажно, чтобы каждый этап был целью, которая заканчивается и приносит радость, успех. Это не то, что мы построили завод и тогда вот будет счастье! А пока мы все в поту… нет! Установили одну машину в цеху, это праздник и мы его отметим, и получим удовольствие. Это будет наше счастье сегодня.  

Получите удовольствие. Ощутите себя счастливым. Успех опять зависит от профессионализма. Если вы постоянно растете, потихоньку, то вот эта положительная производная дает вам ощущение счастья. И величина этой производной – угол наклона, как вы летите в небо, на самом деле не настолько ощущается человеком. Надо делать все неспешна, но чтобы всегда была положительная производная.

Автоматизация производства связана с импотрозамещением?

Да нет, автоматизация производства – это потребность общества. Не автоматизации социалистической или капиталистической, или российской. Автоматизация производства есть сама по себе. Импортозамещение —  это чисто политически какие-то вещи: давайте всё делать сами! Но в современном мире это тупиковый путь, потому что весь мир кооперируется и это залог быстрого движения вперед.

Что вас объединило со станком для лазерной резки Алексея Корукова?

Меня заворожила конструкция станков Алексея Николаевича. То, что я видел, такой схемы я вообще не видел в мире. Много я станков автоматизировал, и лазерной, и плазменной, и газовой резки, но его станки оказались самыми лучшими. И это, конечно, воодушевляет. Автоматизация – это же нахлобучка, я автоматизатор, но я прекрасно понимаю, что я есть нахлобучка на механику. Какой бы ни был шикарный компьютер, он резать не сможет, резать будет нож. Этот нож должен уметь двигаться, его надо уметь затачивать. Автоматизаторы, безусловно, помогают, но без самой механики это все повисает в воздухе.   

Алексей Николаевич, а что вы можете сказать об Алексее Анатольевиче?

Я счастлив, что я с ним познакомился, что меня судьба с ним свела. Алексей Анатольевич воплощает жизнь, о которой он говорил. Во-первых, он фаталист. Во-вторых, предан делу. В-третьих, очень системный и вообще очень добрый. По поводу того, как надо видеть цель мы с ним очень похожи. Только я делаю железки, а он заставляет их двигаться. Мы с ним плотно работаем года два. Он улучшил станок раза в два, а станок последней версии…

Алексей Анатольевич, как проходила автоматизация станков в компании ВНИТЭП?

 Некий функционал для любого станка по резке у меня был готов. Но на самом деле всё качество кроется в дебатах. Этих деталей огромное количество и вся сложность заключалась в том, чтобы довести каждую, каждый момент функционала в разных функциях станка до хорошей кондиции. И это достаточно много времени занимает. И, самое главное, это нельзя сделать мгновенно. Пока станок работает, работа над системой управления не заканчивается. Она заканчивается, когда этот старок или эта модель перестанет существовать.

Как вы относитесь к цифровым двойникам на производстве?

Это очень сложная тема. С одной стороны, цифровой двойник – это система, которая позволяет проектировать физическую систему. И это чрезвычайно сложная вещь – когда говорят «давайте цифровые двойники делать», я всегда усмехаюсь, потому что по сути дела вы должны сразу же выполнить двойной объем работ. Создать цифрового двойника – это задача не менее сложная, а, может быть, более сложная, чем создать само устройство. Я разговаривал с профессором в Сколково, который создавал двойника газовой турбины. Он подтвердил мое интуитивное мнение о том, что это дело очень сложное и для какого-то серийного производства, вот если вы делаете турбины и хотите быть лучшими, то, наверное, без цифрового двойника вы уже не сможете быть лучшими. Сложив огромное количество денег в цифрового двойника вы, конечно же, на первом этапе будете в минусе, но затем вы начнете этот минус компенсировать за счет того, что вы сможете быстрее и лучше делать следующие модели своих турбин. Но сперва вы должны оцифровать эту турбину. Это очень сложная задача. И если говорить просто про цифровых двойников, например, о моделировании самого производства на заводе, дискретное моделирование, то оно существовало и до цифровых двойников. Всегда строили модели производства и ни один завод не мог работать без такой модели. Другое дело, дойдя до определенного уровня совершенства, вы не сможете дальше двинуться, не занявшись целенаправленно и очень плотно цифровым двойником. Не просто должна быть программа, которая планирует, распределяет ресурсы, материальные, производственные. Это должна быть программа, которая учитывает массу разных факторов, в том числе и случайных, которые и влияют на весь этот процесс с тем, чтобы можно было промоделировать, и в случае, если возникает какая-то нехватка болтов М8, как из этого выкрутиться с наименьшими потерями. Потери всё равно будут. Но с наименьшими потерями. Вы выходите на уровень более точного управления и то, что даст такая система, на мой взгляд, это прирост будет гораздо меньше, чем наведение просто порядка. Возвращусь к турбине скажу, что этот профессор так и не смог пристроить её.

Федоров не пояснил, как профессор Сколтеха относится к теме достижения счастья. Но это не главное. Федоров рассказал свою версию осмысления этой вечной тема. С ним можно поспорить, можно проигнорировать его мысли. Но в любом случае он заслуживает уважения, как и Всеволод Овчинников, автор многих чудных книг. И в одной из них, под названием «Ветка сакуры. Рассказ о том, что за люди японцы», он роняет такие слова: день сегодняшний является следствием дня вчерашнего и причиной дня завтрашнего.

ОТ СТУДЕНТА ДО ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ НА ПРИСУЖДЕНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ: ИСТОРИЯ ВЫПУСКНИКА БАУМАНКИ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Анонсы открытых лекций, Новости КЛИП

28 марта 2022 года с 17.30 Клуб инженеров и предпринимателей МГТУ им. Н.Э. Баумана проводит онлайн-заседание на тему «ОТ СТУДЕНТА ДО ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ НА ПРИСУЖДЕНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ: ИСТОРИЯ ВЫПУСКНИКА БАУМАНКИ».  В гостях у КЛИП Александр Гостилович, выпускник МГТУ им Н.Э. Баумана и МГУ им. М.В. Ломоносова, менеджер по привлечению и развитию партнеров компании ОЗОН. Гостилович расскажет о том, какие знания и умения получают студенты Бауманки и Московского университета, какие возможности для молодых людей возникают у студентов в процессе учебы, как выбрать работу в хорошей компании.

Участие бесплатное, подключение на встречу по ссылке https://webinar.bmstu.ru/b/rrn-khx-cum

ИСТОРИЯ «ПРО ЛЕВУЮ ПЯТКУ И ПРАВУЮ НОЗДРЮ»

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП, Экскурсия на предприятие

2 марта 2022 года появилась публикация  Михаил Гордин обратился к студентам и сотрудникам МГТУ, где Михаил Валерьевич Гордин, исполняющий обязанности ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана, написал правильные слова, обращаясь к моим коллегам по Бауманскому университету. Но я в это время летел на станцию Овражки, где находится технопарк Лидер. Кстати, это простой полустаночек, конечно, не в чистом поле, но пока кроме пятиэтажного знания, куда нас и пригласили, рядышком ничего высокого не было. Наслаждаясь весенним солнцем, мы попали в руки совладельца ГК МТЛ, который бережно провел нас в переговорную, показам предварительно макет технопарка.

Когда к нам с Аркадием Дидковским присоединились студенты, в переговорной состоялся обстоятельный разговор о проекте, который начинался четверть века назад. 

Дабагов Анатолий Рудольфович пояснил сразу: «Мы сотрудников с семьями, всю эту огромную команду в 700 человек вывозим в дом отдыха на три дня. там у нас всё празднование и происходит. Это традиция такая. Мы организовали компанию в 1997 году. Вы люди молодые и, наверное, слышали, что это было очень специфическое время для нашей страны…». Вот только маленький штришок к истории земельной компании:

Электроэнергию мы поставляли паточной фабрике, паточная фабрика делала патоку для производства конфет, потом конфеты мы реально организовывали их продажу на рынке.

Что еще в истории и опыте компании, стремящейся стать игроков мирового рынка? Во-первых, плодотворное сотрудничество с General Electric:

Это не большой бизнес, владельцем продукта является GE. Но на шильдике написано, что произведено компанией Медицинские технологии для GE. Этот бизнес очень важный для нас с точки зрения получения опыта работы с транснациональными корпорациями. И такой опыт не купишь ни за какие деньги.

Компания сегодня успешно развивается:

Сейчас мы крупнейшая компания в медицинской промышленности в стране по обороту.  С точки зрения производительности труда мы лучшая компания среди всех отраслей промышленности, потому что у нас выручка на одного работающего велика, и мы уступаем Газпрому и прочим таким компаниям. А среди компаний обрабатывающей промышленности мы первые.  Мы входим в число 500 компаний по стране системообразующих – это означает с точки зрения государства, что если катаклизмы случаются с такими компаниями,

Это сильно влияет на экономику отрасли.  В планах у нас – стать международной компанией и развитие экспорта для нас приоритет важнейший.

Экскурсия, прошедшая после вкуснейшего бесплатного обеда, неспешно погружала нас в царство производства, разработчиков; вы увидели чистые комнаты и мастодонта с General Electric, но без оболочки. Через полторта часа студентов разрывали эмоции:

Думбадзе Илья

Я большую часть времени работал на производственной площадке и смотрел, как инженеры собирают рентгены. Даже немного выучил. Интересно было очень и полезно.

Калмыков Николай

Экскурсия была очень по делу. Во всяком случае, честно говоря, то, что нам показывали в вузе мы не видели оборудования. Возможно, ограничения наложил ковид. Но побывать на производстве медтехники реально и по своему профилю до этого момента не доводилось. Это был интересный опыт. Увидели интересные технические решения.  Удалось поговорить с людьми, которые над этим реально работают, потому что очень многие говорят – производстве медтехники в России нет, только сборка. Люди здесь обычные, открытые. Хорошие люди.

Александров Андрей

Приятно, что в нашей стране есть отечественные компании, которые занимаются не только продажей оборудования, но также производством и научными разработками. Увидели чистые комнаты! Сам работаю в этой области, поэтому так и интересовался характеристиками чистых помещений.

Матвеенко Евдокия

Как студентке факультета ИБМ мне было интересно посмотреть на саму организацию и увидеть, как стратегия соотновится с планами развития. На третьем этаже новые производственные площади и студенты нашего факультата помогали в его организации. Мне очень понравилась история «про левую пятку и правую ноздрю» — что гибкие технологии всегда существовали и то, что их вновь по-новому назвали, это способ по-новому организовать в процессе работы людей. Я думала об этом и раньше, но было интересно услышать об этом от человека, который работает на производстве.

Дмитрий Каргапольцев

С предприятием МТЛ я знаком уже лет пять, но сам здесь физически никогда не был. Мне было интересно посмотреть, как всё реализовано на практике. Мне понравилось и это совпало с моими ожиданиями. Сказать, что чего-то новое я увидел, наверное, не могу, потому что был уже на большом количестве разных предприятий. Но впечатление, скорее, более положительное, если сравнивать с другими предприятиями, на которых я был. Уровень организации хороший. Технологии, которые используют, тоже на высоком уровне. Мне понравился манекен! Таких нигде не видел! Они для диагностики оборудования.

Дмитрию понравился манекен, а я внимательно через день прочитал обращение Михаила Гордина, где кольнула меня такая фраза:

Многие поколения бауманцев трудились для обеспечения безопасности и независимости нашей Родины. Это для нас не пустой звук, и я уверен, нынешние и будущие поколения будут продолжать эту традицию. Наш университет не политический институт, и мы всегда жили и работали во благо развития науки, инженерной школы и интеллектуального потенциала России.

В 1915 году Василий Гриневецкий, профессор, директор и ректор МТУ (так написано на обложке труда), тоже говорил о будущем нашей великой страны:

Все эти особенности развития современной техники растут, можно сказать, как лавина, которую остановить нельзя и движению которой можно лишь подчиняться. Это мировое развитие техники в каждой стране теснейшим образом связано, во-первых, с научной техникой и инженерным образованием и, во-вторых, с промышленностью.

Проект развитiя Императорскаго Московскаго Техническаго Училища в школу политехническаго типа, Москва, Типографiя М. Александровой, Разгуляй. Телеф. 3-65-86, 1915.

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности