8 мая, в преддверии праздничных дней, Владимир Сидоренков со своими одногруппниками по факультету инженерный бизнес и менеджмент МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках ознакомительной практики посетил один из ремонтных цехов (техцентр) компании «Механика». На подходе к месту встречи со специалистом, первое, что мы увидели и услышали – была огромных размеров охладительная гидробашня, принадлежащая заводу «Энергопромсервис», написал он в своем посте. — Как впоследствии с улыбкой высказался наш специалист: «У нас тут свой Ниагарский водопад». Дмитрий Даньшов, сооснователь этой компании чуть раньше посетил Бразилию, где почти за неделю проехал не одну сотню километров. И свое первое впечатление о Бразилии, бразильцах и о бразильянках он выразил так: Южная знойная страна. Нервы щекочет потому что безопасность там фрагментарная, лето вечное, люди улыбчивые, но при этом если вечером идешь купить пачку кефира, то часы лучше оставить на ресепшене в гостинице – целее будешь.
Цель поездки, о которой я взял интервью, — посещение выставки автомехаников, предприятий, занимающихся восстановлением агрегатов для автомобильной, тракторной, сельскохозяйственной и прочей техники, знакомство с ассоциацией ремонтников Бразилии. И поэтому на первый вопрос о том, все ли намеченные цели визите удалось реализовать, последовал такой ответ:
Впечатлений, информации, контактов получено с избытком. Насколько удастся приобретенный опыт имплантировать на Российскую почву, поживем – увидим.Вот Вы оказались на выставке, что Вы увидели и что Вас там заинтересовало?Бразильские компании и компании из Латинской Америки на выставке в Сан-Паоло представлены шире, чем во Франкфурте и естественно шире, чем в Москве – у нас они почти не представлены. Несколько отличается внешний антураж? Техническая информация на стендах европейских компаний на португальском языке представлена более развернуто, чем они это делают для Европы и для России.Формат выставки для них сам по себе традиционный?Да, традиционный и выставка проходит многократно: по четным годам проходит выставка грузового и коммерческого транспорта, по нечетным проходит выставка легковая. Эта тенденция характерна для мира в целом. Выставки потихонечку уменьшаются количественно, часть информации перетекает в интернет, поэтому физические выставки становятся более скромными по масштабам. Тем не менее, линии стендов с буквенными обозначениями идут от «I» до «O» по алфавиту, длинна каждой линии, ну, наверное, метров 500 – 550, так что можете себе представить количество представленных там компаний.Эта выставка какие конкретные результаты дала кроме визиток и улыбок?Наверное, если во Франкфурте мы – одни из многочисленных непонятных посетителей, то там мы наделены большим вниманием со стороны представленных на выставке бразильских компаний. Скорее всего потому, что русских там не так-то много. Видя, что у нас давние и хорошие отношения с их крупными заказчиками либо конкурентами из Европы, они, наверное, в какой-то момент понимают: да — это не случайные люди, это компания с опытом на рынке, потому что написать об этом в презентации и рассказать – это одно, а другое дело – поздороваться за руку с их главным немецким конкурентом. Это производит на них впечатление и разговор из осторожной рекламной плоскости переходит в конкретную практическую.В чем это заключается?Это заключается в надежде получить более адекватные ценовые предложения и в потенциальной готовности к сотрудничеству: «Да, мы видим, сто вы серьезные парни. Давайте попробуем найти «общие точки».Эти «общие точки» только для выставки или контакты продолжились?Нет, сейчас будет обработка каталогов, будет составление предварительных ассортиментных запросов, получение ценовых предложений — это такой коммерческий процесс, связанный с оценкой возможности поставок запчастей из Бразилии.В чем отличается ранок запчастей в Бразилии от российского рынка?Отличается, прежде всего тем, что имеет более высокий уровень пошлин: соответственно многие мировые лидеры перенесли туда производство, чтобы не платить 70%. Есть уникальные собственные бразильские производители. Отличается и структура и традиции эксплуатации автомобилей и специальной сельскохозяйственной, строительной, генераторной и морской техники. Рынок отличается существенно от нашего тем, что в Росси предприятиям предлагается замена узла или двигателя в случае поломки или износа, а в Бразилии существует реально мощная индустрия ребилдинга, ремануфактуринга, ремонта, то есть тот самый Стохановский метод эксплуатации техники, который описан в учебнике Решетникова 36-го года, вот он там реализован в полном объеме.Можно ли у нас запустить протестировать подобный эксперимент по ребилдингу, есть ли площадки в России, есть ли партнеры, на которых можно опираться.Мы, как компания, пытаемся это делать уже много лет, но ситуация в России следующая: любой поставщик техники и ее серьезный агрегатный ремонтник – это антагонисты, это антиподы: «Мы хотим продавать новые моторы, а ты ремонтируешь старые, ты нам рынок портишь» — такие отношения между ними. В Бразилии это не возможно: «Мы продаем технику, техника нуждается в длительной и надежной эксплуатации, если ты ее ремонтируешь, то мы можем провести аудит качества, обучить твоих специалистов, выдвинуть свои требования и если ты эти требования выполняешь, то получаешь красивый логотип на фасад твоего здания и становишься нашим официальным ремонтником». В России реально работающих примеров такого подхода нет.Вот Вы посетили ведущий учебный центр, что это такое в реальности?Это тема для отдельного рассказа, просто у многих серьезных ремонтников мы слышали про то, что «где Вы берете специалистов, как Вы их готовите?» Отправляем в SENAI, забираем из SENAI. Вы решили эту сложную задачу по электронике, а мы ее считаем в России не решаемой… «Мы отправили парней в SENAI, парни вернулись и через 3 месяца их задача была решена.» Вопрос к ассоциации бБразильских ремонтников Канарема: «Синьор Рикардо, могли бы Вы для нас организовать знакомство с этим SENAI?» — «Сейчас, ребята, подождите.» Звонок другу, перезвон и через 15 минут ответ: «Да, SENAI в лице проректора по учебной части Вас ждет завтра к 10 утра, welcome.» Приехали, рассказали нам об истории, о системе работы и финансирования этого предприятия. Я уже описывал эту систему обучения чуть раньше и напомню, что она существует с 42-го года по инициативе бизнеса: по инициативе их торгово-промышленной палаты все промышленные предприятия договорились о том, что они отчисляют 1% от фонда заработной платы на образование. За счет этого создаются и финансируются школы, в этих школах те, кто отчисляет 1% имеют право обучать до 15% их личного состава, но существуют и странные вещи: помимо возможности обучать до 15%, существует обязанность обучать не менее 5%, поэтому если я имею желание бесплатно учиться, я должен устроиться на работу, предварительно оговорив с потенциальным работодателем, что в принципе я иду учиться. «Поэтому если у тебя есть неиспользованная квота, то возьми меня. У тебя будет квота закрыта, а умен будет диплом, что я специалист». Что является занятным, учат специалистов иностранцев в первую очередь из португало и испаноговорящих стран, хотя говорят: «Если Вам это нужно, давайте подумаем как обучить русских.» В Бразилии реально учат: невозможно представить, чтобы учили невостребованным специальностям, если взяли на механика с такой специализацией, значит его будут учить на механика именно с такой специализацией, а не на механика вообще и не на базе двигателя ГАЗ53, а на базе моторов, узлов, коробок, которые реально сейчас работают на рынке. Там же, например, проводят занятия специалисты General Electric, DuPont, BMW, Mercedes и так далее, которые обучают и мастеров производственного обучения, и студентов старших курсов. Те же компании партнеры, они представлены в презентации (Mitsubishi, Mercedes, Ford и т.д.), поставляют учебные пособия и помогают составлять учебные программы бесплатно: например BMW наставило в зале на миллион с лишним евро мотоциклетной техники и мальчишки могут разобрать дотла мотоцикл BMW GS1200 и собрать его потом, иногда после этого он заводится. Есть вечерняя форма обучения, есть краткосрочные курсы по повышению квалификации. Есть лаборатории и курсы, посвященые топливам и смазкам, поскольку у них одним из видов топлива является спирт, то и спирт туда включен в полном объеме, и солярка, и био-дизель. Если нам по маслам предлагают учиться по рекламным буклетам, то там по конкретным физическим и химическим параметрам: сколько серы, сколько включений, каким образом фильтруется масло, что в нем осталось, есть ли в нем следы металла, то есть износа, есть ли в нем следы песка, пыли, нужно ли его менять, утилизация масел и так далее. То есть учат не по рекламным буклетам, а по реальному положению вещей.Какова квалификация персонала, который там работает, не самих учащихся, а персонала?Предполагаю, что высокая, потому что слышал на производстве, что проблема с подключением к обкаточному стенду каких-то двигателей была решена после того как ребят отправили поучиться в SENAI : то есть получили дополнительное образование, вернулись на производство и решили проблему. Техника, на которой учатся, работоспособная и достаточно современная, неисправности туда вносят совершенно реальные физические и студенты должны найти их и устранить. хочется верить, что уровень подготовки реально высокий, уж точно выше чем у нас, потому что на базе движка ГАЗ51 очень сложно подготовить специалиста по Mercedes.Какой стиль общения в Бразилии?Достаточно дружелюбный, наверное потому, что мы — коллеги, а уж никак не конкуренты. Наверное и потому что с некоторыми бразильскими коллегами пересекались в Франкфурте и где-то еще. Два года назад они приезжали к нам, посмотрели на наши успехи. Для того, чтобы достичь успеха и понимания с официантом в кафе не нужно оставлять чаевые, нужно проявить привычное бразильцам неформальное дружелюбие. Я не могу это воспроизвести, это могут воспроизвести только те, кто там живет и понимает нюансы шуток, допустимых и недопустимых интонаций, то есть артистизм – это ключ к успеху в Бразилии. Поэтому лучше в южном полушарии переводчица с португальского в Бразилии выпускница московского ГИТИСа. А что-нибудь для нашей непонятной русской души взяли?Посмотреть на океан, выпить третью по счету чашку кофе на неспешном завтраке …А там кофе действительно отличается от того, который у нас?У нас он хороший кое-где, а у них он хороший везде. Местные говорят, что от того в какую пачку он насыпан и сколько он стоит на полке магазина вкус не зависит, покупай любой – он весь хороший. То есть кофе — хороший и все.А что там еще хорошее кроме кофе?Наверное хороший камперини – тростниковая водка со льдом и лимоном и каким-то еще наполнителем. Говорят, что еще хорошая обувь, потому что мясо то мы съедим, а кожу надо куда-то девать. Но познакомиться с этой частью бразильской жизни не успели, потому что было два переезда по две фабрики в день, все было достаточно сжато, не до магазинов.Какие Вы производства ремонтные посетили?Завод по промышленному ремонту автоматических трансмиссий легковых и грузовых, по ремонту рулевых механизмов, воздушных компрессоров, двигателей.Эти посещения были как ознакомительная экскурсия или Вы ставили себе какие-то более конкретные цели?Ставили цели — понять в чем они нас превзошли и чему стоит поучиться. Превзошли они, безусловно, в налаженном, деловом, конструктивном диалоге с производителем. Библиотека в хорошей мастерской – это стена метров двенадцать на шесть и она вся уставлена бумажными томами мануалов, в них можно найти все. Мы, для того чтобы найти недоступную для нас техническую информацию, отправляем письмо в Америку, поскольку мы являемся членами Американской ассоциации ремонтников и говорим, что у нас проблема с двигателем Deutz и просим дать нам по нему регулировочные параметры, а через сутки получаем ответ. И это повезло, что выпускник МАМИ там, в Америке посоветовал поступить именно таким образом, а иначе бы мы не получали просто никакой технической поддержки, ремонтировали бы в слепую «ответный залп на глаз и наугад». А там в Бразилии доступность и системность технической информации обеспечена очень хорошо и знания не являются монополией иностранного поставщика. Мы же, наверное, посильнее в поставках запчастей, может это попутная польза от разницы в налоговых системах, там удорожание деталей при пересечении границы от 70 до 100%, а у нас существенно меньше. По первым впечатлениям административные барьеры и монополизация рынка для поставщиков запчастей там выше. Какие еще впечатления остались от Бразилии? Мы помним выражения: «родина обезьян», «кастет на пляже» …Обезьянку видел одну и то, это была не совсем обезьянка, а скорее разновидность бразильской белки. Люди улыбчиво расслаблены, ребята в воскресенье пошли в музей футбола — попали на демонстрацию против политики президента Бразилии (президент в Бразилии женщина Дилма Русеф), которая проходила с песнями, с плясками, с мороженным и улыбчивыми полицейскими, поскольку для них тоже праздник. То есть бразильская демонстрация – это филиал карнавала. Озлобленности не прочувствовалось. Бразильские представления о женской красоте достаточно своеобразны, не могу сказать, что их полностью не разделяю, но у них своя эстетика. Попоцентризм присутствует и девушки на стендах одеты соответствующим образом, то есть обтягивающий комбинезон сверху до низу с полосочками, которые позволяют представить 3D модель в динамике.Кстати, о попоцентричности: зоологи из США, авторы статьи в журнале Animal Behaviour недавно сообщили всему миру: оказывается, что вопреки мифу о привлекательности крупного зада, правда для бабуинов, самцы не оказывают особого предпочтения самкам с пышными формами. Но ведь это ученые: вот бы исследовали проблему ширины полосочек, обтягивающих зад бразильянок! И опубликовали в ведущих научных журналах! А потом ведущие модельеры Бразилии стали бы, основываясь на результатах научных достижений, правильно создавать полосочки в зависимости от возраста представительниц слабого пола.
Интервью готовила Татьяна Лапушкина. Фото от Дмитрия Даньшова
профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"
Оставить комментарий
Контакты
Клуб инженеров и предпринимателей
Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518