BILDER EINER LANDSCHAFT — ОЛЬГА ШРЕДЕР И OE GERMANY
С Раисой Деминой, основательницей компании Велком, очень легко было общаться на открытой лекции в марте 2014 года. В самом начале она рассказала о том, как начинала с нуля — она сама всё делала – мыла полы, оборудование, вязала колбасу, варила её, коптила. Трудно в это поверить, но мы жили там, в этом помещении, наверное, круглосуточно. С Ольгой Шредер, такой же элегантной как Демина, я познакомился на бизнес-форуме на Казачьем берегу, организованном компанией Механика. Как тут не сказать добрые слова в адрес эксперта КЛИП Дмитрия Даньшова. Я даже не мог представить себе, что она сегодня возглавляет немецкую производственную компанию OE Germany, нишевого чемпиона, занимающегося производством и сбытом тяжелых конструкционных деталей для дизельных двигателей европейских марок. Мне , несмотря на массу соблазнов форума, сразу стало интересно, как хрупкая женщина родом из СССР «рулит» суровыми немецкими инженерами производственниками, добиваясь при этом бизнес успехов? А потом я задумался: можно ли ее компанию отнести к скрытым чемпионам по версии Германа Саймона, т.е. к компаниям — лидерам рынка, с постоянным ростом продаж, слаженным коллективом и ориентацией на международную торговлю? Об этом я спрашивал её на международной выставке MIMS AutomechanikaMoscow в Экспоцентре, проходившей в конце августа 2015 года.
Есть немецкое исследование Германа Саймона «Скрытые чемпионы», где описаны относительно небольшие и малоизвестные производственные предприятия, при этом занимающие лидирующие позиции на европейском или мировом рынке. Расскажите из своего опыта, действительно ли существуют такие компании в Германии? И что это за компании?
Да, это так. По моему мнению, это предприятия среднего размера. Есть огромные корабли — корпорации, известные во всем мире, которые везут огромное количество груза, товара, они нам всем нужны. А есть вот эти траулеры, небольшие маневренные корабли и кораблики, которые обладают большой скоростью, маневренностью, помогают плыть большому кораблю и спасать ситуацию. В этом сила этих небольших производственных предприятий, которые я знаю по Германии и другим странам. И наша компания является скрытым чемпионом. Я сейчас заканчиваю перевод описания системы, как происходит обучение в компаниях — скрытых чемпионах.
Чем они уникальны? Там, в первую очередь, приветствуется и награждается инициатива каждого сотрудника и инициатива руководства. Чем быстрее есть результат и продукт, а продукт востребован, тем это лучше оценивается менеджментом. В крупном предприятии это не так. В небольшом предприятии владелец быстрее видит толковых людей, их потенциал. Он их развивает, отправляет на обучение. И получаются специалисты, которые востребованы, и которых ни у кого больше нет. Это мы видим на производстве ротационных горелок, промышленных горелок, о которых я рассказывала. Эти специалисты знают друг друга, их немного. И они отшлифовывают производственный процесс до возможного предела.
Почему эти компании — скрытые чемпионы? Потому что у них такие кадры, ведь все зависит от сотрудников, насколько они компетентны, специализированы.А руководитель скрытого чемпиона должен уметь все. Из-за того, что предприятие среднего размера, он должен знать процессы ITшников, в отделе закупок, в финансах — очень комплексный подход. И этот симбиоз компетентности сотрудников и широты кругозора руководителя приводит к лидерству на рынке. Да, скрытые чемпионы не на слуху, как гиганты бизнеса или их основные заказчики. Они среднего размера, но абсолютно успешны.
Саймон выделяет, что у скрытых чемпионов стабильный ежегодный рост продаж на уровне 15%, они лидеры рынка. А какие факторы успеха этих фирм? Вы сейчас назвали важнейший фактор — люди, образованные, компетентные, постоянно занимающиеся разработками и инновациями.
Да, действительно. У нашей компании также постоянный рост продаж. Эти небольшие команды очень сплоченные — один за всех, и все за одного. У нас практически нет барьеров между отделами. Информационные процессы очень короткие и быстрые: все друг с другом очень быстро договариваются. Если заказ пришел, то он должен пролететь в момент через все отделы! Взаимодействия отделов как в часах, все работает как единый механизм. Это не только в нашей компании, это традиционно для других лидеров рынка. Что еще важно, у сотрудников широкая ответственность и полномочия. Сотрудник закупок обязан знать, как устроено производство и другие отделы.
В Германии нет полезных ископаемых. Остается брать только высокими технологиями. Это можно достигать только за счет правильной организации, высокого уровня образования. У меня сын учится в техническом университете на инженера в Штутгарте. У меня у самой два высших образования — одно советское, а второе немецкое. Есть ментальность в немецком обществе: чтобы сохранить страну, нужно быть на уровне, нужны инновации, ноу-хау. И что интересно, инновации развивают не гиганты, а небольшие компании.
У Саймона есть такое мнение о скрытых чемпионах — большая глубина специализации при большой широте. Например, есть немецкая компания — мировой лидер в производстве посудомоечных машин для гостиниц и ресторанов. Да, они работают в узкой нише, не выходят на массовый рынок. Но зато могут удовлетворить запросы любого отеля, они занимаются всем от проектирования, установки до ремонта, у них есть любые комплектующие и сопутствующие товары.
Могу это подтвердить и на примере нашей компании. Мы когда основывали компанию, наши собственники предлагали в нашем секторе заняться коленчатыми валами, блоками, головками блока цилиндров и все. А мы как опытные специалисты сразу собственникам сказали: если вы хотите, чтобы мы имели успех в мировом масштабе, мы должны иметь всю производственную программу по моторному блоку. Больше не нужно ничего, ни подвеска, ни трансмиссия. Но моторная группа — полный каталог! Мы получили инвестиции, мы создали весь спектр номенклатуры для европейских марок. И за пять лет существования мы успешны в 130 странах мира. И мы работаем с такими успешными компаниями, как Механика. И они довольны, что мы можем поставить им весь спектр продукции. Если ты хочешь быть нишевым чемпионом, иначе никак нельзя.
Как можно описать Вашу нишу?
У нас тяжелая артиллерия. Мы производим и занимаемся сбытом высокотехнологичных тяжелых конструкционных деталей для дизельных двигателей европейских марок. И мы в каждой стране ищем партнеров, которым это могло быть интересно. И каждый наш специалист может собрать и разобрать мотор. Каждый понимает, даже если это продажа, нужно знать весь двигатель изнутри, нужно знать весь наш каталог наизусть. Ведь 6 цилиндровый и 12 цилиндровый двигатели сильно отличаются друг от друга — это нужно четко понимать во всех деталях: другие расходники, материалы, другой подход. У нас в этом и проявляется наша узкая специализация. Если так посмотреть, то нет аналогичных компаний, которые так глубоко в этом разбираются. Поэтому мы и существуем, не смотря на то, что у нас небольшая команда. Более того, мы успешная компания. Нужно всегда держать руку на пульсе, совершенствоваться, учиться.
Как удалось настоящей русской красавице возглавить абсолютно немецкую производственную компанию?
(Смеется) Не задумывалась над этим. Наверное, энергия, которая дана от Бога. Не боюсь клише, что если я эмигрантка, женщина, то все пути закрыты. У меня таких мыслей просто никогда не было. Я приехала молодой студенткой и хотела сразу покорить мир. Сразу не удалось (смеется). И мне всегда хотелось построить мосты между Россией и Германией, потому что я вижу все, исходя из моего образования экономического и исторического. И я не зря попала в Штутгарт, где каждый камень — это история совместная России и Германии. Императрица Екатерина приехала из Германии, она сделала столько всего для укрепления связей между Россией и Германией. Я являюсь членом русско-немецкого экономического Клуба. Мне всегда было интересно высокотехнологичную Германию состыковать с Россией, с одной стороны, необъятной, с другой стороны, очень любимой. И я знаю возможности российские. Мне всегда было немного обидно, что они реализуются не в полной мере.
Я получила в Германии второе высшее образование, хорошо защитилась с высокой оценкой. Мои научные труды попали на волну, когда был сильный интерес к Восточной Европе, когда восточные страны брали в ЕС, были необходимы специалисты со знанием восточноевропейских языков в университете Дюссельдорфа. Я выиграла конкурс на написание книг по этой теме от министерства внутренних дел Германии, нарабатывались контакты по этой теме. Затем родился сын Иван. Семейная ситуация сложилась такой, что мне нужно было как матери быть при сыне. И я подумала, что мне нужно для этого стремиться в промышленность. А по науке я много ездила, успела поработать на баварском телевидении, была такая передача «BildereinerLandschaft», мы ездили с группой, снимали фильмы о Восточной Европе. Потому что для немцев и Западной Европы это был совершенно неизвестный мир. Все это было интересно. Но когда у тебя родился сын, нужно не заниматься поездками, а нужно стабилизироваться.
Я еще и человек целеустремленный. Я познакомилась с компанией по двигателям, которой были нужны контакты с Россией. Ну и практически я еще раз с нуля начала учебу — learningbydoing. Я прошла школу в Германии, которая называется «Женщина на руководящей позиции в Германии». Ко мне появилось уважение, как к специалисту. Я хочу сказать, что немцы очень уважают трудолюбивых людей. Они сами очень трудолюбивые. У них четко — с 8 до 17 отработали, никого не увидишь, чтобы в интернете сидели. Дисциплина — мать победы. И если ты сам трудолюбивый, им не важно, какой ты нации, тебя будут уважать. Если ты личность, если ты хочешь чего-то добиться, если умен, целеустремлен, то всегда тебя поддержат, всегда тебе помогут, ты получишь уважение.
Я была таким же сотрудником, как и все. Но владельцы во мне углядели коммерческую жилку. Потому что везде, где я вела, всегда был успех. А собственник хочет успех масштабировать.
Я оканчивала в Кишиневе экономический вуз, получила специальности экономист и историк. В Академии наук я узнала о возможности поехать в Германию, я прошла конкурс DAAD. Сначала я уехала по стипендии DAAD, затем я начала работать ассистентом профессора в Дюссельдорфском университете, там была у меня специальность экономическая история, по ней я и защитилась.
Нашему образованному человеку не важно, за что он берется — за детали двигателей, за шоколадную фабрику. Если у тебя есть определенный уровень образования, то ты все сможешь охватить.
А мы с уважением относимся к экономической истории. В прошлом году к столетию выхода в свет первого в мире учебника по менеджменту Н.Ф. Чарновского «Организация промышленных предприятий по обработке металлов», мы в университете выпустили репринт издания 1914 года. И обязательно его подарим вам.
Я занималась наукой, потом перешла в промышленность. Я иногда пишу статьи, выступаю по теме экономической истории.
Я тоже пишу статьи по производственным стартапам и технологическому предпринимательству и мне крайне приятно, что в прошлом году на форуме Современное предприятие и будущее России – ЧАРНОВСКИХ ЧТЕНИЯ, было очень много молодых студенток и исследовательниц. В этой связи приятно было пригласить Ольгу Шредер выступить на пленарном заседании, которое пройдет по традиции в зале Ученого совета МГТУ им. Н.Э. Баумана в нашем Слободском дворце. Так что всех приглашаю на V Чарновские чтения по организации производства, где регистрация уже открыта!
Фотографии OE Germany, Григория Баева
Теги:OE Germany, Olga Schroeder, автомеханика, Герман Саймон, МИМС Автомеханика, нишевый чемпион, Ольга Шредер, скрытые чемпионы, центральная поршневая группа, Чарновские Чтения
Обратную ссылку с вашего сайта.