Семь ответов Аъзамхужаева
Ответы Мумина Аъзамхужаева, президента «Катерпиллар Евразия«, в рамках традиционной рубрики «Семь вопросов Большому гостю». Caterpillar — крупнейший в мире производитель спецтехники.
1. Аристотель Онассис: «Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что — то такое, чего не знает больше никто».
Вопрос: какие секреты знали Вы лично, начиная свое дело?
Я не Аристотель Онассис, поэтому не могу сказать. Когда мы начинали свое дело, это было в 89 году, мы ничего не знали, никакого секрета у нас не было абсолютно, мы просто хотели начать свое дело.
2. Наш выдающийся инженер Сергей Павлович Королев, выпускник Бауманки, в свое время высказался:
«Имейте в виду, если вы сделаете быстро и плохо, то люди забудут, что вы сделали быстро, и запомнят, что вы сделали плохо. Если вы сделаете медленно и хорошо, то люди забудут, что вы сделали медленно, и запомнят, что вы сделали хорошо!»
Вопрос: как научиться работать быстро и хорошо?
На самом деле, я отвечу серьезно на данный вопрос. Мы в компании Катерпиллар очень верим в принципы бережливого производства. Бережливое производство заключается в очень простых вещах: надо работать так, чтобы убирать потери. Когда убираете потери, можно работать быстро и можно работать хорошо, без потерь.
3. Соичиро Хонда: «Предприниматели должны быть готовы ставить перед собой неправдоподобные цели и должны быть готовы к поражениям».
Вопрос: какие трудности Вам пришлось преодолеть? С какими трудностями приходится бороться каждый день?
Трудностей, конечно, много, и все преодолевают их. Просто, я думаю, самое главное – это не терять веру. Без веры плохо. Человек должен во что-то верить, когда работает и в бизнесе. Это помогает, если не верит, тяжело.
4. Графтио Генрих Осипович, инженер-энергетик, говорил: «Качество, должно иметь только один сорт — первый, и гидроэлектрическая станция обязана стоять так же незыблемо, как египетские пирамиды»
Вопрос: как обеспечить качество продукта и всей работы, связанной с его производством и продвижением?
Надо исходить из того, что качество не является неким застывшим понятием. Настроения меняются. В конце концов, качество отвечает тем требованиям, которые клиенты предъявляют. И, соответственно, единственный способ это обеспечить в рамках всей компании, в рамках всей цепочки, это то, что мы называем процессом постоянного улучшения, только так это можно делать.
Бережливое производство помогает в этом?
Да, конечно. Бережливое производство помогает сократить путь от того, что хочет клиент, к тому, как вы это сделаете. Идея – убрать все промежуточные потери этой цепочки, чтобы она становилась как можно короче.
5. Акио Морита, основатель СОНИ: «Самое важное, по-моему, это не обвинить кого-то в ошибке, а поскорее узнать, что же вызвало ошибку».
Вопрос: как правильно организовать работу коллектива при создании компании?
Опять, возвращаясь к принципам бережливого производства. Основой его являются навыки решения проблем. То есть, вы постоянно находите проблемы, а они все время есть, а у людей должны быть навыки решения проблем. А в чем заключается навык решения проблем? В нахождении ее причины, а не борьба с симптомами. Надо бороться с причинами. Много методик для этого существует, например, пять почему и так далее. Главное – дойти до сути. И это нужно делать постоянно.
Еще одна важная вещь при решении проблем – это создать культуру, чтобы люди считали, что вынесение проблем на обсуждение не есть плохо, что за это не наказывают. И в этом проблема, потому что многие думают, что если покажут проблему, то их накажут. Наоборот, надо людей поощрять, чтобы они показывали проблемы.
6. Уоррен Баффет выдвигает гипотезу: «У всех миллиардеров, которых я знал, деньги только открыли их основные черты характера. Если они были быдлом до того, как у них появились деньги, то они просто становятся быдлом с миллиардом долларов».
Вопрос: прав ли Уоррен Баффет? Какие черты характера надо развивать всем, включая миллиардеров? Являются ли деньги самой основной целью в жизни?
Ответ очевидный, конечно же, деньги не являются основной целью. Не видел еще ни одного человека, который счастливый только потому, что у него много денег. Некоторые думают, что наличие денег является залогом счастья, но мы понимаем, что это не так.
Как воспитать эти качества? Я думаю, правильнее сказать, как эти качества не потерять.
7. Зворыкин Владимир Кузьмич: «Демонстрация была маловпечатляющей, передаваемое изображение представляло собой крест. В приемной катодной трубки был виден тот же крест, только менее контрастный и резкий. Пока это походило не на телевидение, а на «еле-еле видение». (о первых попытках создания телевидения)».
Вопрос: как правильно демонстрировать и продвигать свои достижения, свои разработки?
Очень сложный вопрос, на самом деле. Я думаю, что здесь, возвращаясь к ответу, как бороться с трудностями, то же самое. Человек должен верить в то, что он продвигает. Потому что обычно новые технические решения являются неочевидными. И это понятно, ведь если бы все было очевидно, многие бы уже давно это придумали. И наличие веры, что все сработает, здесь тоже является самым главным.
Точно так же и в любом другом проекте, который вы продвигаете, и который еще не очевиден. Для продвижения у вас должна быть вера, что все удачно запустится.
И еще один вопрос. Своим студентам кафедры РК-4 «Подъемно-транспортные системы» рассказал, что сегодня Вы будете на встрече, президент Катерпиллар Евразия. И вот они жутко испугались. Стали спрашивать, как можно студенту с Вами пообщаться, говорить, что это невозможно. А по факту – никто из низ не пришел. Отсюда вопрос: как можно с Вами пообщаться студентам?
Очень просто. Во-первых, я тут с удовольствием пообщаюсь сегодня, если у кого-либо будет желание. А так мы можем для студентов вашей кафедры организовать отдельную встречу. Не только я, но и мои коллеги с удовольствием расскажут, что и как мы делаем.
Спасибо. Вот эту часть я им обязательно покажу.
Сергей Матвеев, доцент ИБМ-2, МГТУ им. Н.Э. Баумана: Скажите, пожалуйста, Ваша фирма разрабатывает энергетические установки. В основном, это дизельные установки, на которых КПД не более 30%.
Я думаю, что больше.
Но все равно, не так уж много. В каком инвестиционном направлении Вы работаете, чтобы поднять данный КПД?
На самом деле, мы работаем в нескольких направлениях. К примеру, энергетика сейчас движется больше в сторону газификации. Причем это природный газ, другие газы. Соответственно, очень большое наше направление – это газовые двигатели. Особенно то, что называется возобновляемыми источниками энергии.
И вот электричесий КПД газовых поршневых электростанций может достигать 45% и выше. Особенно это важно, если речь идет о генераторах, работающих в режиме основных источников электроэнергии.
Другое направление – когенерация. Топливная эффективность когенерационных станций (станций вырабатывающих электроэнергию и тепло) может достигать 90%. Никто еще ничего другого не придумал.
Если двигатель применяется на наших машинах, мы больше смотрим на оптимизацию всей системы в целом. Если оптимизировать только двигатель, а вся машина нет, эффективность двигателя будет теряться.
Например, одно из направлений, которое мы сейчас продвигаем очень сильно, в бульдозерах, когда там есть гидродинамические трансмиссии, где большие потери, мы идем по пути создания электрических приводов. За счет этого мы добиваемся большей эффективности целой системы.
Максим Соловьянов, ООО «Новые сетевые технологии»: Нет ли у Вас типовых проектов по подземным газопоршневым станциям? Я имею в виду то, что в России сейчас запрещено заводить газ под землю. И мы ищем для продвижения готовый типовой проект подобной электростанции. Подобные станции активно используют в Японии, Великобритании и других странах.
Нет, у нас таких нет. Одно из решений, которое мне известно, связано с использованием шахтного метанового газа. Это решение есть, оно применяется широко.
Григорий Баев: Упомянутые Вами разработки ведутся в Катерпиллар Евразия или глобально по всему миру?
Нет, не у нас. Катерпиллар – глобальная компания, причем работает со всем миром, разработки идут в разных местах. Если говорить конкретно по газовым установкам, у нас есть два центра – в Германии и в США. Если брать другую продукцию, будут другие места.
Анатолий Долголаптев, Президент Клуба Императорского технического училища: В продолжении темы о перспективных направлениях развития. Вы сами разрабатываете электроприводы или работаете с партнерами?
На самом деле, и так, и так. Традиционная философия Катерпиллар – мы очень вертикально интегрированная компания. Если возьмем всю нашу систему – двигатель, трансмиссию, ходовую – мы делаем, в основном, все сами, в отличие от наших конкурентов, которые покупают на стороне. Но когда идет речь о переходе на электрику, электрические приводы, конечно, мы пользуемся опытом людей, которые этим давно занимаются. Мы идем в сторону электрики, начиная с дизеля и механики.
В России занимаетесь электроприводами?
Конкретно в России – нет. Но нам всегда интересно посотрудничать, посмотреть, какие потенциальные идеи могут быть. На самом деле, если говорить о новых разработках, настолько все это стало сложно и комплексно, что самостоятельно сделать самому ничего нельзя. Особенно, если речь идет об областях, которые не являются нашей ключевой компетенцией. Дизель, механика, шестеренки мы можем хорошо делать, а вот электрику пока только учимся делать.
Как Вы оцениваете Ваши прорывные решения – это следствие работы Вашей фирмы или работы малых внешних коллективов? Для России это очень серьезный вопрос: все почему-то решили, что малые фирмы могут решить все.
На самом деле, я думаю, что развитие происходит следующим образом. Прорывные идеи рождаются в малых коллективах. Большие компании, такие как Катерпиллар, — это те, которые могут это взять и коммерциализировать.
Я и пытаюсь объяснить российскому руководству, что у нас помимо тех, кто придумывает идеи, должны быть те, кто может их реализовать.
Григорий Баев: В России есть исследовательские центры Катерпиллар?
Таких центров нет. Но у нас здесь есть производство, очень серьезное присутствие вместе с нашими дилерами. Но собственно исследовательских инженерных центров у нас здесь нет, к сожалению. Но еще не вечер.
Теги:Caterpillar, Анатолий Долголаптев, Максим Соловьянов, Мумин Аъзамхужаев, Семь вопросов Большому гостю
Обратную ссылку с вашего сайта.