СЕМЬ ОТВЕТОВ БАТУРИНА

Опубликовал Григорий Баев от . Опубликованно в Семь вопросов Большому гостю

Ответы Дмитрия Батурина, исполнительного директора Московского локомотиворемонтного завода, заместителя генерального директора международного центра оптимизации бизнес-процессов и увеличения доходности предприятий ЗАО «КРОНА ГРУП», на семь каверзных вопросов в рамках традиционной рубрики «Семь вопросов Большому Гостю».

1.    Аристотель Онассис
Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что — то такое, чего не знает больше никто.
Вопрос: какие секреты знали Вы лично, начиная свое дело?

Ответ простой: опыт западный, американский, в частности, немножко канадский, который не знаком российским бизнесменам. Не знаком в области практики, в теории уже полно книжек переведено. В принципе, и все.

2.    Выдающийся инженер Сергей Павлович Королев, выпускник Бауманки, в свое время высказался:
Имейте в виду, если вы сделаете быстро и плохо, то люди забудут, что вы сделали быстро, и запомнят, что вы сделали плохо. Если вы сделаете медленно и хорошо, то люди забудут, что вы сделали медленно, и запомнят, что вы сделали хорошо!
Вопрос: как научиться работать быстро и хорошо?

Я сам не умею работать ни быстро и ни хорошо. Я работаю плохо и медленно. Если бы я очень хорошо работал, я был бы настолько занят, что не смог бы сюда прийти. Поэтому считаю, что работаю плохо, если меня спокойно отпускают.

3.    Соичиро Хонда
Предприниматели должны быть готовы ставить перед собой неправдоподобные цели и должны быть готовы к поражениям.
Вопрос: какие трудности Вам пришлось преодолеть? Думаю, Дмитрий Леонидович здесь много чего интересного здесь расскажет.

Трудности, кончено, преодолел ужасные, потому что в 28 лет пришлось уехать из России и начать жизнь заново, зная только два десятка слов по-английски, моя кастрюли вместе с эквадоорцами в ресторане, уча английский язык… Трудности были. Поражения? В принципе, я всегда говорил, что я вернулся назад в Россию, зато я выучил английский.
Поэтому задача-минимум была, задача-максимум тоже была, получилось где-то посередине. Дональдом Трампом я не стал, но начальником производства на предприятии я стал.

Андрей Кузьмичев: А трудности в США и в России чем-нибудь отличаются?

Да, отличаются. В США не нужно блата иметь, нужно просто работать хорошо. Эта страна – плавильный котел, в котором ум и трудолюбие продвигают тебя вверх по карьерной лестнице вне зависимости, какого ты цвета или как ты хорошо или плохо говоришь. Вот в этом и разница. Не нужно иметь дядю, тетю или родственника, других каких-то знакомых или друзей, которые будут тебя продвигать. Хотя и там есть такое понятие, которое называется «promotion by the hook», то есть когда кто-то крючком тебя подцепил из знакомых и тянет тебя за собой.

Тогда вопрос в продолжение. А почему в Россию приехали, если в Америке столько преимуществ? В чем преимущество здесь?

Преимущество одно – в оплате. Там я достиг своего рубежа, а здесь за эту работу платят в десять раз больше.

Андрей Кузьмичев: То есть там как топ-менеджер достигли рубежа?

Абсолютно точно. Дальнейший карьерный рост там у меня остановился, дальше можно было расти только по горизонтали, вертикального роста не было.

Андрей Кузьмичев: Почему Россия, а не новые рынки, например, Юго—Восточная Азия или Латинская Америка?

Потому что образование высшее получал в России, родной язык русский, здесь до 28 лет прожил, поэтому стартовая база здесь была уже готова. А в развивающихся рынках мухи-цеце, аборигены, заразы.

 

4.    Графтио Генрих Осипович, отечественный инженер-энергетик, так рассуждал на счет качества:

Качество, должно иметь только один сорт — первый, и гидроэлектрическая станция обязана стоять так же незыблемо, как египетские пирамиды.
Вопрос: как обеспечить качество продукта и всей работы, связанной с его производством и продвижением?

Качество очень легко обеспечить, если относиться к своему продукту, как к потребителю. На американских и канадских предприятиях, когда один департамент передает заготовку в другой департамент, приемка осуществляется на уровне покупателя с улицы: купил бы он этот товар. Если я не хочу его покупать, значит, он не качественный.
Поэтому начинать надо работу с качества, причем такого уровня, чтобы можно было продукт дальше продвигать. А если брак – то производство останавливается. Поэтому отношение простое: относись к получению комплектующих для себя, как к покупателю. И эта идеология работает очень неплохо.

5.    Акио Морита, основатель SONY:
Самое важное, по-моему, это не обвинить кого-то в ошибке, а поскорее узнать, что же вызвало ошибку.
Вопрос: как правильно организовать работу коллектива при создании компании?

Ну это у японцев, наверное, надо найти причину. В Америке в бизнесе ищут козла отпущения так же легко, как и в России. Находят моментально. Там есть мастера, до которых нашим далеко до их политического нивелирования проблемы до разведения пальцев. А у японцев ищут проблему. Но дело в том, что после нахождения виноватого проблему все равно нужно решать. Поэтому в Америке сначала быстро находят виновного, а потом решают проблему. У нас же сначала быстро решают проблему, потом быстро находят виновных.
Команду свою строю очень просто. Если человек – профессионал, то он мне подойдет. Обычно первые два-три дня работы показывают, профессиональный это человек или начитавшийся книжек имидж-мейкер, который может рассуждать много, рассказывать. Одно-два выданных задания – и все ясно.

Андрей Кузьмичев: С помощью каких заданий можно определить, хороший сотрудник или плохой?

Скажем, дается упрощенная задача, но приближенная к практике. На американских интервью, даже когда ты приходишь устраиваться на мастера, тебе дают примерно 5-6 листов математических заданий. То есть если ты не можешь квадратный корень извлечь, то, соответственно, мастером на производстве тебе не придется работать. Хотя многих американцев, среднего звена менеджеров, с которыми я общался, повергал в шок вопрос квадратный корень из а в квадрате. Они не знают, что это такое. Дайте им калькулятор, который нажатием кнопки все выдает. Там не заморачиваются доисторическими способами обнаружения воды с помощью лозы или логарифмической линейкой. Там для этого есть современные технологии.

6.    Уоррен Баффет выдвигает гипотезу:
У всех миллиардеров, которых я знал, деньги только открыли их основные черты характера. Если они были быдлом до того, как у них появились деньги, то они просто становятся быдлом с миллиардом долларов.
Вопрос: Ваше отношение к деньгам? И какие черты характера нужно развивать при зарабатывании?

Прежде всего нужно развивать жадность, потому что без развития жадности богатым не станешь. Причем развив жадность нужно добавить как ложку дегтя немного щедрости, и то только для того, чтобы снизить налогооблагаемую базу. Все американцы жертвуют только для того, чтобы снизить налогооблагаемую базу. Иногда 100 тысяч долларов для заработка в 10 млн долларов позволяют заплатить на 5-6% меньше налогов. Поэтому там щедрость дозированная.

Что первичнее – деньги или другие ценности?

Простой вопрос для аудитории: кто хочет власти безграничной, поднимите руки. Никого нету. А вот если спрошу, кто хочет стать гипнотизером, половину руку поднимет, потому что это завуалированное, скрытое желание повелевать. Так что я считаю, что прежде всего стоит власть. А власть может заключаться и в позиции, и в деньгах, и просто в лидерстве в группе.

7.    Зворыкин Владимир Кузьмич, российский изобретатель телевидения
Демонстрация была маловпечатляющей, передаваемое изображение представляло собой крест. В приемной катодной трубки был виден тот же крест, только менее контрастный и резкий. Пока это походило не на телевидение, а на «еле-еле видение» (о первых попытках создания телевидения).

Вопрос: как правильно демонстрировать и продвигать свои достижения, свои разработки?

Тем, кто не знает, лучше всего купить книжку «Презентация для чайников». Там все достаточно ясно рассказано, с чего нужно начинать презентацию. А еле-еле видение напоминает мне на-на-на технологии или ё-ё мобили, все это из этой области. Все начинают с еле-еле, а заканчивают успехом, если продолжают сражаться. А презентовать нужно уметь, потому что без презентации даже самая выдающаяся идея не получит шанса на развитие. Учитесь презентовать, прежде всего, себя, потому что, придя к работодателю, вы продает свой наемный труд. Продавайте его дорого. Потому что, если вы будете блеять, икать, стесняться, то, соответственно, шансов занять хорошую позицию нет. Учитесь продавать себя, свой наемный труд, если вы хотите быть наемным работником. Если вы хотите быть бизнесменом, тем более постарайтесь лучше продавать свои идеи, это еще сложнее. Идей много, а источников финансирования мало. Чтобы убедить спонсора-донора-мецената вложить деньги в вашу идею, вы должны быть очень убедительны. 

Моя пыточная процедура закончилась. А теперь – проход через тысячу. Вопросы из зала. Кто самый смелый или любопытный?

Алексей Москвич. Вы сказали, что Вам в 10 раз платят больше в России, чем в США. Кто в России платит в 10 раз больше – российские или западные работодатели?

Российские, конечно. Американские хорошо знают цену труда.

Мой товарищ, очень похожая у него история, он в Гарварде жил, получает в России на порядок больше, чем в Америке. И у него работодатель – американцы.

Если это развитие американского подразделения в России, то это возможно. Но обычно – это лишь начало. Как только налаживается работа, ищется местный специалист, который по уровню зачастую выше, но при этом получает меньше.

Я знаю десятки людей, которые не хуже меня разбираются во всех нюансах бизнеса, но не имея за плечами парашюта с надписью «американский опыт», шансов получить у них большую зарплату нет.

Александр Кожура, студент МГТУ, 2й курс.

Действительно ли в Америке можно развивать свой бизнес, как описывал Теодор Драйзер?

В книжках много чего пишут. Но, наверное, есть, если Microsoft начинал в сарае – то есть существуют правдивые доказательства такой возможности.  Но это единицы. По статистике в Америке семь из десяти открывшихся бизнесов банкротятся, в течение 5 следующих лет еще 70% оставшихся банкротятся. То есть теоретически, такие возможности там есть, практически – их мало. Конкуренция очень жесткая, в Америку со всего света едут люди, в том числе и очень грамотные. Америка продолжает покупать лучшие мозги мира, уже 50 лет покупает. Каждый из них едет с идеей быть не просто наемным рабочим, а иметь свой бизнес, свою сеть, бренд. Поэтому конкуренция очень жестокая.

Причем так не только в Америке. Если вы возьмете государство Израиль и всех наших профессоров, выдающихся людей, которые сейчас там работают таксистами, швейцарами, примерно то же самое в Америке. У меня был приятель, который водил такси, но при этом был выдающимся хирургом у себя в Пензе. Но в Америке он не смог сдать экзамен по общей химии на должном уровне. Поэтому он содержал семью, управляя желтым такси.

Андрей Кузьмичев и Григорий Баев в гостях у Дмитрия Батурина на МЛРЗ

Дмитрий Галкин, студент МГТУ, 2й курс.

Насколько быстро Вам удалось адаптироваться в новой стране и понять, как и куда двигаться в ближайшем будущем?

У меня все очень рационально произошло. Мы с женой распределились, кто должен учиться, а кто работать. Поэтому я пошел мыть кастрюли, а она пошла учиться. Но через какое-то время, когда я научился хорошо мыть кастрюли, я решил расти. Это произошло через неделю.

Я понял, что нужно учить язык, развиваться, чтобы стать кем-то. Ведь поменять место жительства ради того, чтобы мыть кастрюли, как-то не солидно. Мне хотелось все-таки выделиться. Мною двигала не столько нужда, так как минимальная зарплата составляла тогда, насколько я помню, 45 $/час. Просто я хотел, чтобы у моих детей был свой дом, чтобы я мог позволять себе нормально отдыхать в отпуске.

И самый главный двигатель – я хотел соответствовать своей жене, потому что она со своим карьерным ростом заставляла дергаться и вылезать на следующий уровень.

Теги:,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Григорий Баев

к.э.н., преподаватель кафедры "Экономика и организация производства" МГТУ им. Н.Э. Баумана

Комментарии(2)

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности