Интервью с Алексеем Фоменко, третьим КЛИПОДЕЛОМ
Как Вы попали в университет?
Как я выбирал университет? Выбирал университет по сложности заданий на вступительных экзаменах. К сожалению, с введением ЕГЭ, такой способ уже не работает. Если я видел, что задания легкие, то вычеркивал такой университет из своего поля зрения, считая, что он создан для тех, кто умеет хорошо работать калькулятором. Искал такой ВУЗ, где есть творческие задачи. Приехал на Физтех, приехал в Бауманку, но, в конечном итоге, понравилась больше Бауманка. Университет и кафедру выбрал тоже уже случайно: в актовом зале меня приперли к стенке, я открыл буклет, взгляд упал на одну кафедру, куда и поступил. Наверное, к счастью, поступил туда, куда хотел. Профориентации особой не было, но мне повезло, что я попал туда, где мне было интересно. Наверно, 80% учащимся так не везет.
Как проходила учеба, что запомнилось?
Честно, запомнилось, что сессия у меня была самым свободным временем. Я мог больше времени уделять работе, мне учеба очень легко давалась. Работал со второго курса на кафедре университета, туда почти каждый день ходил. Наверное, учеба легко давалась потому, что я запоминал не конечные цифры, которые нам преподавали, а аксиомы и исходные посылки, путь, по которому можно было прийти к формулам и соотношениям. Благодаря этому, вместо того, чтобы учить несколько сотен соотношений, я учил несколько десятков базовых аксиом, чтобы потом ими «жонглировать».
Кто из преподавателей особо запомнился?
Мне запомнилась Генриетта Леонидовна Волохова. Я был восхищен, как можно было преподавать историю. История раньше казалась мне набором фактов, она больше рассказывала про науку, в которой тоже есть определенный подход к анализу событий. Запомнился случай, когда я получил пятёрку автоматом на первом занятии. Это был 5 курс, весенний семестр, 7 февраля. Мне пообещали, что у меня будет пятерка за то, что я на 5 курсе помнил, как можно решить матричное уравнение. Преподаватель на спор предложил решить за 5 минут. Так получилось, что я вспомнил, и ему пришлось поставить автомат. Хороших преподавателей можно долго перечислять.
Вы пошли в науку и в бизнес, почему у Вас все получилось? Вы стали кандидатом наук недавно.
Первое, со второго курса я начал работать в НИИ РЛ. И работал среди реальных разработчиков, которые не просто бумажки пишут, а делают реальные железяки, которые потом реально внедряются. Работая бок о бок с такими людьми, я видел методологию конструирования, которую, к сожалению, в университете не преподают. Нам преподают хорошую базу, но то, как реально делается, подходы к конструированию передаются больше на невербальном уровне: когда ты сидишь рядом с опытным конструктором, он показывает твои ошибки, показывает, как он это делает, как он чертит, как он отлаживает платы. Это я говорю с точки зрения моего становления как инженера. Там я вынес то, что пропагандировал наш руководитель, Казанцев Виктор Иванович: то, что ты делаешь, должно внедряться. Сейчас у меня такой же подход – делать то, что внедряется.
Как я пришел в бизнес? Когда учился в университете, активно занимался общественной деятельностью в студсовете, студенческом научно-техническом обществе имени Н.Е. Жуковского. Разные конференции организовывал, мероприятия, выставки. Там я получил первый управленческий опыт: как замотивировать людей, чтобы они с минимальным бюджетом сделали мероприятие. Это серьезная задача. Наверное, это очень важный навык для стартапщика — сделать все малыми средствами. Узнал о бизнес-инкубаторе и пришел туда на 5 курсе. Там дали основу по экономике, по маркетингу, по юридическим вопросам, азы бухучета.
Еще важный этап — на 4 курсе я узнал о ТРИЗ, познакомился с очень авторитетным тренером, который делал бесплатные занятия для студентов,
Кудрявцевым Александром Владимировичем. Это тоже помогло получить навыки творческого подхода к решению разных проблем и ситуаций, стало одной из причин, почему я создал компанию по решению изобретательских задач Изобреталь.
Когда речь заходит о бизнесе, то речь идет о команде, как её формировали?
Использовал разные подходы для формирования команды. В начале были ребята, которые занимались общественной деятельностью вместе со мною. Тогда это нельзя было назвать фирмой, это был кружок по интересам. Мы вместе пытались делать разные проекты. Сейчас эти проекты кажутся детскими. Нас позвали делать молодёжную стратегию развития Кувшиновского района Тверской области. Мы там жили две недели, анализировали проблемы района, предложили свои решения. Доложили администрации Тверской области, но, к сожалению, дальше бумаг это не пошло. Устраивал в Бауманке конкурсы по изобретательству два года подряд: находил производственную проблему и объявлял конкурс. Народ придумывал и в формате презентации показывал разные концептуальные решения проблемы.
Какая мотивация у вас была?
Хотелось собрать коллектив творческих людей. Но никто в бизнес не пошел – ребята ушли в основном наемными работниками. По мере роста масштабов задач постепенно формировалась команда постоянных людей, с которыми сегодня работаем. Некоторые ушли на другие предприятия, но связь с ними я поддерживаю.
Как вы «стартовали» в бизнесе?
С чего начали? Повторюсь, я решил создавать компанию по решению производственных изобретательских задач на заказ, поэтому мне не требовались никакие капиталовложения. Брал предоплату от заказчиков, за аренду мне не надо было платить, поэтому я мог развиваться без значительных инвестиций. В начале я не стал фокусироваться на узкой отрасли, меня за это сильно критиковали, но я не хотел становиться очередной узкоспециализированной инжиниринговой компанией. Я хотел и стремлюсь к тому, чтобы делать нестандартное оборудование, когда мы изобретаем, то используем опыт, полученный из разных предметных областей. Первый мой заказ связан с разработкой системы автоматизации стабилизации частоты вращения вала двигателя внутреннего сгорания, по сути, системы управления для бензиновой электростанции. Стояла задача заставить работать ДВС в нужном режиме, контролировать все его параметры, выводить их на табло оператора.
Это был первый заказ, пришлось разобраться с системой работы двигателя.
Следующий заказ – разработка подъемника для инвалидов. Это был большой заказ, делали его два года. В итоге придумали конструкцию, сделали опытный образец, на производстве сделали опытную партию, технологию написали. Я получил колоссальный опыт от придумывания идеи до постановки производства, опыт общения с работягами, с технологами. На момент окончания проекта я понимал, как придумывать идею, как запускать производство. Сама серия еще не получилась, но опытную партию запустили. Пока делали этот заказ, я понял, что помимо этого подъемника есть другие ниши – в частности, в домах нужны пандусы для матерей с детскими колясками. Есть большое количество домов, где хорошо бы поставить хотя бы пандусы для инвалидов. Так увидели новую нишу и начали самостоятельно разрабатывать наш пандус.
Первое время его финансировали из прибыли. За год мы его довели до уровня продукта. Сделали первую продажу, поняли, что его будут покупать. После этого, в декабре 2011 года, я взял кредит, чтобы не распыляться на другие заказы и сфокусироваться на пандусе. И мы побежали: за следующие полгода участвовали во всех выставках, где только могли, выставлялись, цеплялись за всех клиентов. Ловили походящих мимо посетителей, показывали пандус. Нас стали замечать. Потом, на одной выставке, к нам подошел заместитель мэра г. Москвы по ЖКХ Петр Павлович Бирюков. Ему наш продукт очень понравился, и он сказал, что такая штука нужна. После этого к нам подошло несколько человек по поводу сотрудничества, и мы выбрали тех, с кем интересно взаимодействовать. Мы открыли под это отдельное юрлицо и запустили отдельную компанию по изготовлению, сервисному обслуживанию и монтажу пандуса. За полгода после инвестирования организовали производство.
Не все инженеры могут заниматься бизнесом. Почему у них не складываются отношения с бизнесом?
Хорошо, что не складывается. Когда я начал заниматься бизнесом, на меня свалилось очень много управленческой работы. Соответственно, я не так быстро развиваюсь как инженер. Вот, если бы я работал наемным работником, получая стабильную зарплату, то я бы совершенствовался как инженер и, наверное, создавал классные вещи. Когда я стал предпринимателем, мой уровень как инженера немного упал. Если инженеры не хотят быть предпринимателями, то это их выбор. Стране очень нужны не только предприниматели, а капитаны производства. Это инженеры, которые меньше заботятся всякими финансовыми делами, но которые готовы взять знамя и повести за собой инженеров-изобретателей. Таких людей как Королев в стране пока мало. Почему? Наверное, в системе образования этому уделяется мало внимания.
Что Вам дало участие в проекте КЛИП?
Многие вопросы, заданные мне, были уже знакомы. Это связано с тем, что я фиксировал все вопросы, которые мне задавали последние несколько лет. В результате у меня есть заготовленные ответы практически на все случаи жизни. Участие в вашем мероприятии показало, что такая стратегия очень верна. Мероприятие – это возможность выступить, рассказать о своем проекте определенному кругу людей. Когда выступаешь, заранее не знаешь, кто тебя будет слушать. Когда мы участвовали во всех выставках, мы же не знали, когда к нам подойдет зам Собянина. Но участвовали везде и ловили возможности. Так и здесь, чем черт не шутит, может быть, среди людей, которые слушали, окажется потенциальный партнер, или среди друзей этих людей окажется покупатель продуктов моей компании.
Теги:Алексей Фоменко, НИИ РЛ
Обратную ссылку с вашего сайта.
Комментарии(1)