СЕМЬ ОТВЕТОВ КЛЮКИНА
Клюкин Павел Николаевич, генеральный директор Академии Автомобильных Технологий, кандидат технических наук, доцент, отвечает на семь каверзных вопросов в рамках традиционной рубрики «Семь вопросов Большому Гостю».
1. Аристотель Онассис: Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что — то такое, чего не знает больше никто. Вопрос: какие секреты знали Вы лично, начиная свое дело?
Я начну издалека, спасибо большое, что пригласили в качестве гостя — это большая честь выступать в таком институте, потому что я сам волею судеб закончил бывший МАМИ. Судьба так сложилась, что я поступил в Физтех, но быть физтеховцем с хорошим образованием, но без какого-либо прикладного дела уже тогда не устраивало. Так как я влюбился в автомобили, в электронику, то поступил ещё в МЭИ . В самый ответственный момент случайно получилось, что пошёл и отучился в МАМИ, учиться было довольно просто, так как институт с не очень большими требованиями, и это стало определяющим. Хорошо зная автомобили и хорошо зная существо вопроса, я понял, что контингент людей, которые являются организаторами автомобильного бизнеса, директорами различными автосалонов и сервисов, плавают в вопросе работы с кадрами и образования. А у меня три поколения до и может быть три после, все в образовании. Стык образования и глубокого знания автомобильной и технической сферы, породил некий эксклюзив на рынке. Любая компания заинтересована в образовании, построить систему обучения в компании, в частности в автомобильном бизнесе. Это и явилось тем знанием, которое стало определяющим.
Андрей Кузьмичев: Что значит автомашины?
Я совершенно утилитарно подхожу к автомобилю и, пройдя такой путь и зная как эта железка работает вплоть до винтиков, 15 тысяч деталей, она не представляет интереса в целом, как её подают в журналах, в жёлтой прессе.
Григорий Баев: А «За рулём» — жёлтая пресса?
Я не буду говорить, потому что «За рулём» -это наши партнёры. Кстати, сегодня хочу порадоваться и порадовать, у нас вышла книга и я являюсь соавтором рядом с такими людьми как Иванов А.М. (проректор МАМИ по науке). Мы написали эту книгу, так как нет никакой значащей литературы, по которой реально можно учиться, либо это всё многократно переписано из 60-х, 70-х годов, либо это какие-то любительские материалы. А здесь всё в картинках всё просто, доступно, начиная от рынка и заканчивая технологиями, она недавно вышла, а этом экземпляр специально для КЛИПа, в подарок с подписью. Я это к тому, что «За рулём» — это большое издательство и говорить о том, что это жёлтая пресса, не правильно. Это издательство, которое пишет для массового потребителя. То, что мы хотим видеть, то они и пишут. А здесь именно было сочетание таких сложных систем и технологий и достаточно популярной формы, которая легла в образование и это позволило создать академию куда сейчас запись на курсы диагностов на пол года вперёд.
Мы часто выступаем в вузах и колледжах и проблема в том, что нет людей, есть технологии, есть оборудование, но нет людей которые, могут просто зажечь, просто прийти и поселить эту «любовь» в ребятах, которые потом станут профессионалами. Нет этих классных тренеров, педагогов, их мало. За счёт того, что они собираются у нас, мы платим в 3, в 4, в 5 раз больше, мы заинтересовываем, выводим на всякие собрания, экскурсии, на завод в Калугу ездили. Мы как одна команда, поэтому мы стараемся к себе присоединить, за счёт этого получаем один из элементов необычного подхода.
2. Выдающийся инженер Сергей Павлович Королев, выпускник Бауманки, в свое время высказался:
Имейте в виду, если вы сделаете быстро и плохо, то люди забудут, что вы сделали быстро, и запомнят, что вы сделали плохо. Если вы сделаете медленно и хорошо, то люди забудут, что вы сделали медленно, и запомнят, что вы сделали хорошо!
Вопрос: как научиться работать быстро и хорошо?
В нашем деле всё быстро и скоротечно, если мы не успеем, мы просто потеряем либо клиентов, либо целое направление, поэтому «быстро» перефразируем, что это должно быть «в срок», если конкурент хочет выпустить какую-то программу, то мы должны это сделать на день раньше. А понятие «хорошо» ,наверное, здесь зависит от того, что хочет видеть клиент. В первую очередь вы должны его слышать, так что «хорошо» для нас это то, что требует рынок, то, что требует клиент.
Как мы распознаем сигналы клиента? Смотрим, чувствуем. Есть определённые ниши, мы смотрим что нужно определённому пласту клиентов, если это компания и им нужно ряд сотрудников подготовить, значит это одна ниша, если это люди, которые ищут для себя пристанище, новую профессию, то есть им главное – трудоустройство, значит ещё один критерий. В общем так вот всматриваясь в пласты клиентов мы определяем для себя нишу и там уже стараемся под них писать то, что им нужно.
3. Соичиро Хонда: Предприниматели должны быть готовы ставить перед собой неправдоподобные цели и должны быть готовы к поражениям.
Вопрос: какие трудности Вам пришлось преодолеть?
Трудностей, конечно, было много. Тридцать два года все-таки, небольшой багаж есть. Сейчас мы строим новые отношения, открываем новые возможности, не только в автомобильной сфере, но и образовательной. В вопросе по поводу целей и трудностей надо вспомнить слова Че Гевара : «Требуйте невозможного, довольствуйтесь малым». Каждый день с утра пишу себе цели, которые практически невозможно выполнить. Чем выше цель, тем больше трудностей, тем интереснее жить, тем больше достигаешь.
Григорий Баев: А какую цель вы себе сегодня с утра поставили?
Павел Клюкин: Поставил цель приехать к вам на заседание, и вот я здесь. Но обычно, чем выше цель, тем лучше.
4. Графтио Генрих Осипович, отечественный инженер-энергетик, так рассуждал на счеткачества: Качество, должно иметь только один сорт — первый, и гидроэлектрическая станция обязана стоять так же незыблемо, как египетские пирамиды.
Вопрос: как обеспечить качество продукта и всей работы, связанной с его производством и продвижением?
Достаточно посмотреть на рынок и предложить что-то отлично лучшее, тем то, что предлагают другие. Иногда порой достаточно отточить все грани и мелочи, и результат становится совершенно другим. Нужно правильно позиционировать. Иногда не нужно производить что-то сверхуникальное, а довести до совершенства свой продукт.
5. Акио Морита, основатель SONY: Самое важное, по-моему, это не обвинить кого-то в ошибке, а поскорее узнать, что же вызвало ошибку.
Вопрос: как правильно организовать работу коллектива при создании компании?
Обязательно нужно иметь какую-то связь с каждым работником коллектива. Сейчас в команде 12 тренеров, каждый из которых профессионал и сам может уже кого-то учить, поэтому люди все сложные. Когда все собираются вместе, приходится придумывать что-то такое, куда обратят все взор, так как работа с коллективом- это одна из основ, которая в дальнейшем приводит результат.
Григорий Баев: Как вы боретесь со «звездной болезнью» в коллективе?
Павел Клюкин: Я приверженец демократии (улыбается). Когда мы собираемся, беседа идет только о работе. Ставим цель и устраиваем мозговые штурмы, на которых приходим к определенному решение.
6. Уоррен Баффет выдвигает гипотезу: У всех миллиардеров, которых я знал, деньги только открыли их основные черты характера. Если они были быдлом до того, как у них появились деньги, то они просто становятся быдлом с миллиардом долларов.
Вопрос: Ваше отношение к деньгам? И какие черты характера нужно развивать при зарабатывании?
Деньги-это ресурс для быстрого достижения основных целей, поэтому зацикливаться на них никак не нужно. Гоняться за ними нельзя, но ценить их надо. Нужно иметь цель и ресурсы для ее достижения. Когда у нас есть цель стать лучше других, у нас это получается, и как следствие, появляются деньги. Уоррен Баффет прав, у меня есть ряд примеров это подтверждающее.
7. Зворыкин Владимир Кузьмич, российский изобретатель телевидения: Демонстрация была маловпечатляющей, передаваемое изображение представляло собой крест. В приемной катодной трубки был виден тот же крест, только менее контрастный и резкий. Пока это походило не на телевидение, а на «еле-еле видение» (о первых попытках создания телевидения).
Вопрос: как правильно демонстрировать и продвигать свои достижения, свои разработки?
Повторюсь, что перед презентацией товара есть такой этап, как выявление потребностей. Мы должны четко знать, что нужно нашим заказчикам. На этих потребностях мы показываем рынку, что нужно в данный момент покупателю.
Григорий Баев: Моя пыточная процедура закончилась. А теперь – проход через тысячу. Вопросы из зала. Кто самый смелый или любопытный?
Евгений Журихин: Расскажите, какими были ваши первые клиенты, как вы их нашли?
Павел Клюкин: всегда приятно вспоминать такие моменты. В самом начале мы по своим знакомым кинули клич, что есть курсы, бесплатные. Быстро набрали первую группу (15 человек). Сложность была в том, что мы начинали с нуля, поэтому приходилось сами разрабатывать программы. Мы рассчитывали потратить на обучение 1,5 месяца, а все затянулось до 9. Поэтому потенциальные клиенты, которые хотели посмотреть на нас, вместо месяца ждали девять. Потом сарафанное радио заработало. Это, конечно, был микро бизнес, но модель была такая же.
Как вы оцениваете финансовый оборот на начальном этапе?
У нас был уставной капитал, но изначально мы работали как группа людей, которая не имела финансового кооператива вообще. Затраты уходили только тренерам, которые за стабильную зарплату читали тренинги. Потом пошли постоянные расходы: аренда помещений, ремонт и так далее. Но это делалось за минимальные деньги, и если посчитать, там не наберется даже миллиона. Текущие затраты были первые девять месяцев, были зарплаты, но не такие большие. Каждый тренер уникален. Имеет багаж знаний и умений, должен обучать молодых специалистов. Отсюда все и началось. Была общая цель, сделать это глобально и качественно, что собственно и получилось.
Из кого сейчас состоит ваш коллектив?
50% у нас своих работников, 50%-это приглашенные профи, которые работают на экспертном уровне, но с ними сложнее, нежели со своими. Они капризные, дорогие, иногда они не могут. Сейчас у нас 12 тренеров, административных всего 3 человека.
Логутенкова Оксана: Расскажите, пожалуйста, о самой забавной истории, которая произошла с вами?
Павел Клюкин: Какой сложный вопрос. Я думал, просто отвечу холост и все (смеется). Забавные истории происходят каждый день, поэтому стрессоустойчивость развивается все больше и больше. К нам приезжала делегация из Газпрома, с которой была согласована программа еще за полгода. И вот они прилетели, а оказалось, их руководитель перепутал программы. И вот они говорят, что им нужно вот это, а мы готовились долго, и вот выходим и понимаем, что от нас хотят не то, что нужно. Тут помогла эрудиция наших тренеров. Мы сгладили процесс, и они остались довольны.
Стенограмму подготовила Оксана Логутенкова
Теги:За рулем, заседание КЛИП, МАМИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Павел Клюкин
Обратную ссылку с вашего сайта.