Форма плюс содержание равно новые технологии
25 июля 2013 в газете Бауманец вышло интервью Светланы Тимченко с Андреем Дмитриевичем Кузьмичевым
Наш университет – уникальное учреждение в системе высшего образования РФ, где постоянно рождаются инновационные разработки. И сегодня о тайнах развития предпринимательских талантов поведает Андрей Дмитриевич Кузьмичёв. Недавно он стал лауреатом литературной премии «САПФИР» в номинации «Финансовое кредо». А.Д. Кузьмичёв – руководитель проекта «КЛИП», научный руководитель летней школы инженерного бизнеса «КЛИППЕР». КЛИП – Клуб интересных предпринимателей – объединяет мобильных людей, способных работать – и не просто как положено по рабочему графику, а творчески, потому что нравится.
– А как возникла идея создания проекта «КЛИП»?
– Хорошие идеи носятся в воздухе, но их трудно реализовать, поэтому, на мой взгляд, лучше ответить на вопрос, почему проект удался. Во-первых, в университете существует уникальная предпринимательская экосистема, так ученые называют предпринимательскую культуру. Мой коллега по кафедре Григорий Баев весной этого года провел серьезное социологическое исследование, получив следующие выводы: студенты плохо информированы о курсах по предпринимательству и мерах поддержки университетом молодых предпринимателей; большинство респондентов считают важным развивать свои предпринимательские способности уже сейчас – чтобы построить успешную карьеру в будущем. Так что проект «КЛИП» – устойчивый канал продвижения инженерных проектов и их экспертной оценки. Во-вторых, нас поддержали многие коллеги по университету, но особые слова благодарности заслуживает зав. кафедрой «МТ1», профессор Владимир Михайлович Утенков – с его легкой руки проект «СТАНОК 2.0» старшекурсника Александра Семенова стал «палочкой-выручалочкой» Летней школы инженерного бизнеса «КЛИППЕР–2013». В‑третьих, у меня, как исследователя предпринимательства и менеджмента, есть опыт организации различных инициативных проектов в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (ныне РАНХиГС) и НИУ ВШЭ. В 2011 году, когда я вернулся в университет, где начинал работать еще в годы «перестойки», мне удалось организовать и провести при поддержке заведующего кафедрой «ИБМ2» Сергея Григорьевича Фалько конференцию по организации производства – Чарновские чтения. Напомню всем, что наш выдающийся выпускник Николай Чарновский в 1911 году издал первый в мире учебник по менеджменту. А с февраля 2012 я стал читать курс «Коммерциализация инноваций». Прямо во время чтения курса сформировалась первая команда проекта «КЛИП», куда вошли Артур Гимадеев с факультета «Э» и Марина Ахмедьянова с «ИБМ» с проектом «Нитроклиринг». Уже через 2 месяца после запуска проекта, в конце июня прошлого года, команда стала призером российско-германской деловой игры «Фабрика инновационных решений» на XII Всероссийской выставке научно-технического творчества молодёжи. В сентябре мою идею о проекте «КЛИП» поддержал Сергей Григорьевич Фалько, а наш бывший выпускник, ныне ассистент Григорий Баев стал соорганизатором проекта. Буквально за неделю мы разработали, а он создал сайт проекта «КЛИП», куда мы тут же начали размещать посты по инженерному предпринимательству: у меня, как у бывшего колумниста газеты «Ведомости», есть опыт подготовки интересных материалов. В-четвертых, что не менее важно для осознания успеха нового проекта, всего за год сформировалась команда, куда вошла ассистент Юлия Котиева и наши замечательные студенты: Дмитрий Сидов, Александр Кожура, Ксения Логутенкова, Татьяна Лапушкина и Алексей Мефодичев. Как тут не вспомнить об экосистеме предпринимательства!
– Какие из проектов, разработанных в клубе, стали востребованными?
– Изначально мы не ставили задачу «создавать» проекты, это главная цель работы университетского бизнес-инкубатора. Цель проекта «КЛИП» – продвижение проектов и развитие предпринимательской культуры. Кстати, мое изучение схожих проектов в российских университетах показало, что абсолютное большинство из них – разовые годовые проекты. К ним можно отнести как конкурс БИТ, Кубок Техноваций, так и бюджетные, такие как Зворыкинский проект. Студентам, испытывающим тягу к предпринимательству, несомненно, следует принимать в них участие. Но эти публичные проекты, при всём уважении к ним, на самом деле, простите за тавтологию, мало публичны: на сайтах проектов зачастую нет списка экспертов, отсутствуют публикации и другие материалы, полезные для участников. В то же время в вашем вопросе есть доля истины: так как нами уже накоплен уникальный опыт в области инженерных проектов, с осени проект «КЛИП» открывает студенческое внедренческое бюро как альтернативу бизнес-инкубатору. Если говорить точнее, мы организуем бизнес-акселератор на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана. В нем студенты и выпускники смогут вместе с экспертами оценивать реальные инновационные проекты и, главное, формировать команды, позволяющие быстро получить результаты.
– Я знаю, что принципиальным отличием всех ваших проектов является «командный принцип» разработки. Но команду тоже нужно создать, определить лидера – а он, кстати, может поменяться при продвижении проекта?
– Это больная тема всех предпринимательских проектов не только в России, но и в мире: на практике, а не в теории надо соединить в одно целое инженерный талант с предпринимательским, а это не так просто. В качестве классического примера успешного инженерного проекта я обычно привожу пример сотрудничества нашего выдающегося выпускника Владимира Шухова и американца Александра Бари. Их предпринимательская энергия стала основой грандиозного бизнеса: за 30 лет работы по проектам Владимира Шухова и под его руководством были построены 3240 стальных резервуаров для нефти, керосина и других продуктов вместимостью 178 млн пудов, 65 нефтеналивных барж водоизмещением 6,8 млн пудов, 350 верст нефтепроводов, 4210 паровых водотрубных котлов, первые русские газгольдеры, 417 железнодорожных мостов, 21 элеватор для хранения зерна, 8 доменных печей, металлические конструкции для 200 зданий общей площадью более 423 тыс. м2 и многие другие объекты.
А что у нас сейчас? Вот замечательный проект «Wicron» ребят с «РК» по производству, продаже и аренде роботов удаленного присутствия. Да, в основе команды – талантливые инженеры. Мы помогли им составить буклет и подготовить презентацию, где отражено экономическое обоснование проекта и его основные показатели; схожая ситуация была и с проектом кафедры «МТ1» «Высокоскоростная обработка».
– Название школы «КЛИППЕР» напоминает по звучанию «Флиппер». Это случайное совпадение или симпатичный смышленый дельфин в какой-то мере близок идее вашей летней бизнес-школы для молодежи?
– Из проекта «КЛИП» вырос новый проект – Летняя школа инженерного бизнеса «КЛИППЕР». Она успешно прошла в июле в Калужском филиале университета, а в феврале, отмечу, проект школы стал победителем международного семинара по коммерциализации инноваций «From Research to Business – Seminar on Innovation Commercialization» в Технологическом университете г. Лаппеенранта (ЛТУ). Так что с названием мы не промахнулись: с одной стороны, проект вырос из далекого прошлого – в середине позапрошлого века так называли самые быстроходные суда; с другой, в начале нулевых в России создали «Клипер» – многоразовый космический челнок (увы, он так и не полетел). Но и «Флиппер» также подходит как название школы: участники объединяются в команды, чтобы создать что-то прикладное, полезное всем нам, пусть и в игровых, а не реальных условиях получить уникальную предпринимательскую закалку для реализации проектов в своих университетах. Стоит сказать, что в организации школы «отличились» наши эксперты и друзья проекта «КЛИП»: сначала нас поддержала компания Mitsubishi Electric Europe B.V., а потом флагман российского бизнеса АФК «Система» и программа «Лифт в будущее».
– Какие планы у проекта «КЛИП»?
– С осени мы расширяем свое присутствие в университете: к традиционному последнему вторнику месяца, когда у нас происходили презентации проектов, добавляется второй вторник для выступлений экспертов и представителей бизнеса. Прекрасная аудитория школы бизнеса № 411ю уже стала мала, и мы «переезжаем» в 316-ю аудиторию.
Теги:Андрей Кузьмичев, Бауманец, КЛИП, Клиппер, НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации", Сергей Фалько, Центр управления производством, Чарновские Чтения
Обратную ссылку с вашего сайта.