КАЙДЗЕН МИХАИЛА КОРНЕВА
Норицугу Уэмура, директор представительства Mitsubishi Electric в РФ и СНГ, выступая перед студентами Летней школы КЛИППЕР 2014, пояснил: «Changes for the Better» — официальный слоган Mitsubishi Electric — также имеет глубокий философский смысл, связанный с Кайдзен. Мы верим, что нет самого лучшего. Всегда есть место для развития». Михаил Корнев, генеральный директор агрохолдинга «Корнев Групп», по утрам просыпается неспокойным, потому что каждый раз думает, что можно улучшить вокруг себя, в себе и в своем бизнесе. Несколько лет назад он продал ведущую региональную сеть супермаркетов «Пятачок» и вложил свои средства в сельское хозяйство, чтобы создать самый крупный агрохолдинг в России по производству овощей, а в 10-летней перспективе выйти на рынок стран СНГ и даже стать глобальным игроком.
Татарский вал, входивший в линию укреплений, построенных для защиты Российского государства от набегов крымских и ногайских татар в XVII веке, не менее надежно охраняет границы раскинувшегося на 20 000 Га хозяйства «Зеленая долина», входящее в состав «Корнев Групп».
11 августа выдалась замечательная погода, и я перед встречей с Корневым объехал его владения. Меня впечатлили идеально ровные ряды картофеля, зерновых культур. И это неудивительно, парк хозяйства обладает самой современной техникой, управление которой осуществляет электроника при помощи спутника. По картофельному полю неспешно полз красный гигант — уникальная картофелеуборочная машина DeWulf. За три года Корнев с нуля построил агрохолдинг, который за короткий срок вошел в пятерку компаний России по объемам производства картофеля. Клиенты — Магнит, Азбука Вкуса, Х5 Retail Group, Метро Кеш энд Керри, Реал, Дикси, Ашан, ЗАО «Фрито Лей Мануфактуринг» (бренды Lays, Cheetos), Farm Frites.
Когда я подъехал к офису и вдохнул свежего деревенского воздуха, я сразу вспомнил свои школьные мичуринские годы. Раскинувшиеся поля, голубое небо, стрекотание кузнечиков, жара и осознание, что речка Воронеж — вон она — за рощицей! Можно идти и купаться.
Внимательная помощница Ирина Назарова пригласила в кабинет к директору. Михаил Корнев, высокий и подтянутый, встречал сдержанной улыбкой: «С чем пожаловали, и чем могу быть полезен?». Я вручил свежий сборник Летней школы КЛИППЕР 2014, в котором разместились все публикации Клуба инженерных предпринимателей за целый год. Правда, я забыл ему сказать, что в сборнике КЛИППЕР 2015 появится сегодняшняя статья об успешном мичуринском бизнесмене. Я пригласил Михаила Корнева на наши заседания КЛИП в качестве большого гостя, а может, даже и с открытой лекцией о высоких технологиях в аграрном бизнесе. Правда, он мне не поверил, что наши эксперты регулярно ходят на заседания: «Что, они придут меня слушать?» Но если посмотреть на наши отчеты о заседаниях или об открытых лекциях, то все станет ясно. А пока мы приглашаем всех на открытую лекцию Натальи Касперской 9 сентября 2014, соучредительницы Лаборатории Касперского и одной из самых успешных предпринимательниц России. После краткого знакомства мы перешли к интервью.
Григорий Баев: В мае 2014 года на нашей площадке в МГТУ выступал наш земляк из Мичуринска Дмитрий Кузнецов. Он добился большого успеха в международном бизнесе, он является директором Google по маркетингу в России, а до этого он был вице-президентом Samsung по России. Его команда разработала и запустила первый телефон с двумя сим картами Samsung Duos. Сейчас это стандарт и любой другой производитель телефонов делает такие модели. Как Вы считаете, что помогло ему добиться такого успеха?
Михаил Корнев: Это серьезно! К сожалению, не слышал о нем. Поэтому я не могу ответить на вопрос, так как о результатах его работы только что узнал от Вас.
Григорий Баев: Какие качества нужны предпринимателю, чтобы добиться успеха?
Михаил Корнев: (Вздохнул) Я думаю, что, прежде всего, предприниматель должен обладать очень высокой внутренней неспокойностью, стремлению к переменам. Это человек, который каждое утро просыпается и думает, что сегодня вокруг себя он может улучшить. Мне кажется, это основа основ. И это желание постоянных перемен вокруг себя дает и силы, и идеи, увлеченность, все остальное произрастает именно отсюда.
Григорий Баев: Есть ли универсальный рецепт успеха?
Михаил Корнев: Нет, такого рецепта нет.
Григорий Баев: Любой бизнес — это командная работа. Как Вы создавали свою команду?
Михаил Корнев: Методом проб и ошибок, никак иначе. Бизнесов у меня много разных было. Я был молодым человеком, был один подход, я становился старше, бизнес становился серьезнее, люди вокруг меня менялись. Команда эволюционировала, кто-то уходил, кто-то приходил. Здесь также нет рецепта, что нужно брать на работу определенных людей. У меня были люди, с которыми я работал на протяжении 10 лет вместе, бизнес рос при этом, люди показывали прекрасные результаты, и я был абсолютно удовлетворен. Некоторых своих работников я делал своими партнерами. Я давал им возможность приобрести опцион — на льготных условиях приобрести долю в компании. Но приходило время, когда становилось ясно, что человек рос вместе со мной до определенного момента, а потом вдруг он оказывался полностью удовлетворенным всем, что вокруг него: количество квартир, дорогие машины, возможность 3-5 раз в год ездить отдыхать… И все, человек переставал расти и меняться. Уходило то, что мне очень важно: человек, проснувшись утром, не думал, что он сегодня изменит к лучшему. Мы расставались, приходили другие люди. Кто-то очень долго со мной работает, кто-то вообще не может со мной работать. Поэтому команда — это творчество, как и бизнес.
Григорий Баев: Как мотивировать команду после преодоления порога сытости?
Михаил Корнев: Когда люди преодолевали порог сытости и теряли интерес, я с такими расставался. У меня не воспитательное учреждение. Мы должны делать общее дело, получать прибыль для компании, развиваться самому, развивать свой коллектив и свой бизнес.
Григорий Баев: Какова роль семьи в успехе?
Михаил Корнев: Я думаю, что решающая. Человек выходит в жизнь, получив представление о мире именно в семье. Базовые ценности, с которыми человек живет и умирает, я думаю, в подавляющем большинстве формируются именно в семье. Как думают родители, как они себя ведут, о чем они говорят, как они строят отношения с друзьями и своими детьми. Ребенок это видит. Даже когда ему не объясняют, почему так происходит, он видит и чувствует эти вещи. Успех зависит от базовых ценностей. Каждый из нас имеет представление об устройстве этого мира: кто-то считает, что лучше демократия, кто-то верит в коммунизм. И у каждого есть своя картина мира — что такое хорошо и что такое плохо, с чем мы идем по жизни, на что мы опираемся. Успех зависит именно от базовых жизненных ценностей, которые закладываются в семье. Если ценности в человеке заложены правильные, он успешен по жизни и правильно реагирует на вызовы.
(прим. Г.Б.: В интервью АиФ Михаил Корнев поясняет роль своей жены в принятии решения об инвестировании в сельское хозяйство. «Конечно, колебания и страхи были. Но жена Наташа, с которой они учились в одной школе и живут уже больше 20 лет, поняла и полностью приняла его решение. Она знает, что муж вырос на Тамбовщине и без неё себя не представляет. Её поддержка была важнее, чем взгляды со стороны.»)
Григорий Баев: Что у Вас на первом месте — работа или семья?
Михаил Корнев: Никогда не задавался таким вопросом, и сейчас не смогу на него ответить. Я не ранжирую эти вещи. Для меня важно и то, и другое, номера не присвоишь.
Григорий Баев: Исходя из публикаций прессы, Вы становитесь одним из крупнейших игроков в агробизнесе в России.
Михаил Корнев: Не совсем так. Агробизнес России сложен, дифференцирован, есть десятки компаний, которые стоят миллиарды долларов. Конечно, мы далеки от этих цифр. Мы становимся заметным и одним из крупнейших производителей картофеля в России, но никак не в агробизнесе России. Потому что крупнейшие компании производят мясо птицы, свинины, зерновые, масленичные культуры, сахар. Десятки компаний, намного больше нашей. Поэтому говорить о нас, как о лидерах аграрного сектора — неправильно. Правильно говорить, что мы одни из лидеров в овощеводстве.
Григорий Баев: Какова роль зарубежных технологий и управленческих инноваций в успехе?
Михаил Корнев: Роль, безусловно, высокая. Мир стал глобальным, нравится нам это или нет. Очень четко сформировались правила игры, есть ВТО, Всемирный банк, масса институтов, регламентирующих эту деятельность. Не учитывать эти правила можно, но себе дороже. Поэтому, что касается нашего бизнеса — Корнев групп — мы стараемся играть по этим правилам. Одна из наших стратегий — максимальная производительность труда. Чтобы как можно меньшее количество людей производило как можно большое количество продукции, это эффективно. Что для этого нужно?
Первое — грамотный менеджмент. В СССР менеджмента вообще не было, может быть, только в Высшей партийной школе ЦК КПСС этому обучали, не знаю. Поэтому все наработки в современных системах управления, они западные, пришли к нам из Америки и Европы. Мы их изучаем и внедряем в свою практику.
Второе — это технологии. Путь, который мы выбрали, это максимальная механизация. Мы покупаем самую производительную технику — мощные трактора, широкозахватное оборудование. У нас самый современный завод по фасовке картофеля. Конечно, это все с запада. Россия не производит эту технику, и мы здорово зависим от этого. В итоге — управленческие методики западные, техника и технологии — западные, семена тоже. Вообще Россия очень зависима от зарубежных семян, и не только в овощеводстве, но и в картофеле. Наша страна производит только 5% от нужных нам семян картофеля, все остальное едет из Европы. По свекле такая же история, мы вообще не производим семян. Кукуруза и подсолнечник — аналогично. Высоких урожаев, которыми мы гордимся, если наши западные коллеги не будут нам продавать семена, не будет. Трактора у нас американские, John Deere, Challenger, итальянские New Holland, немецкие Deutz. А Россия хорошие и надежные трактора не производит. Формально производит, но это крупноузловая сборка импортных тракторов, и их количество в рамках погрешности по сравнению с общим парков российской сельхозтехники, может быть 0,5-1%. Есть у нас белорусский трактор «Беларусь». Но он маломощный, ненадежный. У себя в компании мы используем «Беларусь» для стрижки газонов, вывоза мусора, не на работах в поле.
Все перечисленное позволяет нам эффективно вести свое хозяйство.
Григорий Баев: Используете ли в своей практике технологии бережливого производства?
Михаил Корнев: Да, используем. Есть замечательная книга «Дао Тойота», наши сотрудники до дыр ее зачитывают. Впервые я увидел ее в библиотеке Сбербанка. Более того, в этом году мы прошли сертификацию у немецкой компании TÜV по ISO 9001 по стандартам менеджмента качества. Выбрали именно эту фирму, как наиболее авторитетную в своем деле, строгую. Пройти сертификацию было трудно. Но нам не нужно это было для галочки или контрактов, это нужно было нам самим, чтобы внедрить технологии менеджмента качества. Мы успешно прошли сертификацию, хотя остается еще много работы. Бизнес-процессы все разработаны и внедрены, стыки хорошо работают. Есть еще недочеты, но результатом я доволен, и работу надо продолжать. Дальше мы выйдем на продовольственную безопасность. Всю эту работу можно описать как мое вечное желание, проснувшись утром, сделать что-то лучше в каждом процессе, в людях, которые меня окружают, в себе самом, в моем бизнесе, на территории, на которой я живу. Моя внутренняя потребность постоянных улучшений, наверное, схожа с философией бережливого производства.
Григорий Баев: Абсолютно согласен с Вами, японцы называют эту философию «кайдзен». Вы упомянули книгу «Дао Тойота», которая помогает Вам в бизнесе. Что еще можете порекомендовать прочесть предпринимателям и руководителям?
Михаил Корнев: Предпринимателям я бы советовал прочитать Сергея Богатова «Как любить и создавать деньги, играя в свою жизнь». Управленцам надо читать от и до Питера Друкера, из наших авторов — Владимира Тарасова «Управленческая элита. Как мы ее отбираем и готовим», «Книга для героев». В России невозможно руководить коллективом, если ты не прочитал этого. И Александра Фридмана, он один из самых модных бизнес-тренеров. Его книга называется «Вы или вас: профессиональная эксплуатация подчиненных». По маркетингу мне очень нравится ряд западных авторов, например, книга «Стратегия голубого океана».
Григорий Баев: Кто для Вас пример в бизнесе?
Михаил Корнев: Сергей Галицкий, компания Магнит.
Григорий Баев: Как вы думаете, ответные «аграрные» санкции действительно помогут отечественной экономике?
Михаил Корнев: Я думаю, что больше вреда. Как мера поддержки российского сельхозпроизводителя ответные санкции никак не сработают, защищать отечественного производителя надо другими методами. И насколько я знаю настроения среди крупных сельхозпроизводителей, никто в серьез наращивать объемы производства не собирается, потому что меры введены всего на год. Представьте, в сельском хозяйстве длинное плечо окупаемости, 7-8 летние проекты. По мясу птицы сроки короче, 4-5 лет, но тоже достаточно длинные. Представим, что санкции введены на год на ввоз мяса крупного рогатого скота. Во-первых, у нас вырастить качественную говядину достаточно трудно. Во-вторых, у этих проектов срок окупаемости от 10 и более лет. А санкции ввели на год. Какой здравомыслящий человек будет вкладываться в проект окупаемостью в 10 лет, когда меры введены всего на год? Через год их отменят, а он уже вложил деньги. И что он будет с этим делать? Поддержки нам от санкций никакой. Может быть, вырастут цены на продовольствие в ближайшие год-два, будет чуть получше. В целом я вижу больше вреда от санкций. И дело не в фуа-гра, не в хамоне, не в устрицах. Я, наверное, как и Вы, не ем эту продукцию, питаюсь здоровой русской пищей. Не в этом дело. Вся эта неразбериха кроме нервозности ничего не дает, пострадает куча импортеров, кто-то разорится, кто-то начнет нарушать законы в поиске обходных путей. Некоторые говорят, что поставки мы переведем на Бразилию и Аргентину. Это не так просто, такие контракты нарабатываются годами, потом годами обтачиваются, оттачиваются логистические схемы, минимизируются затраты. Просто взять и привезти говядину из Бразилии вместо Австралии можно теоретически, можно по телевизору об этом сказать, но попробуй сделать это.
***
После интервью Ирина Назарова запечатлела нас на фоне солидной библиотеки. Мы попрощались с Михаилом Олеговичем, так как за дверями уже ждали представители Frito Lay. Но Зеленая долина не отпустила меня без обеда. Ирина Назарова проводила меня в светлую столовую, где по-домашнему и бесплатно могут поесть сотрудники компании. Кстати, механизаторам в поля еду специально доставляют, чтобы ни на минуту не останавливать уборку урожая. Десять минут спустя Корнев и сам зашел пообедать вместе со своими гостями, где за едой было слышно обсуждение аграрных санкций.
Кстати, Корнев Групп и Зеленая Долина — давно у всех на устах в Черноземье. Компания регулярно упоминается в Коммерсанте, Вести Тамбов, АиФ, местных газетах. Новости фирмы пестрят заголовками советской эпохи «Первое в этом году общее координационное совещание прошло на ура!», «Всем офисом — на субботник». 23 ноября 2013 можно узнать, что «Всем коллективом мы посмотрели фильм «Джобс: Империя соблазна» о гениальном и своеобразном человеке, основателе корпорации Apple», где в комментариях пишут «Весь офис в кино, так что Москва осталась без картошки!!!» А в феврале 2014 года «Ведущий аудитор ЗАО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь» О.В. Парамонов высоко оценил деятельность нашей компании». Это особенно приятно, так как наш эксперт Леонид Яскин, директор ЗАО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь» 28.03.2014 выступал на нашей площадке с открытой лекцией «Секреты мирового лидерства в инженерной экспертизе».
После обеда сотрудники компании устроили для меня обзорную экскурсию по хозяйству. Агрохолдинг возник на месте старого хозяйства ЗАО «Приволье», от которого остались полуразрушенные склады, здания и негодная техника. Кстати, один раритетный трактор МТЗ поставили на ход, выкрасили. Сейчас с ним любят фотографироваться иностранные гости Зеленой долины. Сегодня же Зеленая долина обладает солидным парком техники из десятков тракторов, зерно и картофелеуборочных машин, грузовиков. Там же красиво зеленеют трактора наших друзей — компании John Deere. Уже построено хранилище картофеля на 60000 тонн, зерновой элеватор на 60000 тонн, современнейший завод по мойке и фасовке картофеля и овощей.
Платят работникам по мичуринским меркам хорошо, например, механизатор в высокий сезон может зарабатывать по 50 000 рублей/месяц. Есть премии в виде «13» зарплаты. Сюда стоит добавить бесплатное питание. Ценных сотрудников размещают в специально построенном среди полей небольшом коттеджном поселке, например, там сейчас живут агрономы и главный бухгалтер. Всего в Корнев Групп на данный момент трудятся 430 человек. Текучесть кадров, по словам работников, минимальная, люди ценят свое место работы. Хотя поначалу было не так.
Когда Зеленая долина обосновалась на месте выкупленного «планово-убыточного» хозяйства, бытовало мнение, что пришли шальные федеральные деньги, которыми будут сорить налево и направо. Оказалось же не так — проект был долгосрочный, с жестким технико-экономическим обоснованием. Началась безжалостная борьба с воровством. Найденных несунов и воришек не прощали, увольняли со всеобщей оглаской, заводили уголовные дела. Все это напоминает сюжет нашего фильма «Топ-Американец» о реанимации Московского локомотиворемонтного завода, где главный герой Дмитрий Батурин «железной хваткой вскрывает дефекты производственной системы и обыкновенного головотяпства. В этом ему помогает жгучая брюнетка Анна». Кто помогает Корневу в суровых буднях, мне пока не ясно, но полный порядок, практически по японскому методу 5S, в машинно-тракторном парке, в хранилищах и на заводе, говорит о качественной работе.
Евгений Врабия, мастер смены завода по мойке и упаковке картофеля и овощей, летчик и бывший военный. «Начнем экскурсию с конца процесса, чтобы стало все понятнее». Как у настоящего офицера на его линии все четко и ясно: «Производственный такт — 20 упаковок в минуту». Перед зоной финальной упаковки идет участок сортировки, калибровки, сбора отходов. Евгений Николаевич обращает внимание на детали. «Смотрите, картофель на любом участке целый, без порезов, не подбитый. Отсортированные клубни не просто падают в контейнер, сначала они попадают на резиновый ударогаситель, а после него — мягко катятся в место хранения». Картофель сортируется на товарный различных сортов и мелкий — семенной. Сейчас работает так называемая сухая мойка для раннего картофеля, который долго не может хранится, а снимается с полей строго под заказ. Когда картофель созреет, будет работать соседняя «мокрая» линия, где картофель в дополнение помоют с водой и он будет чистым, белым и гладким. Установленная линия гибкая — мыться и фасоваться на ней могут и овощи, например, морковь. Картофельные хранилища соединены с заводами теплыми каналами с конвейерной линией, откуда даже в сильный мороз картофель может поступать в цех. Гибкий завод и с точки зрения кадров — в высокий сезон он перейдет на круглосуточный режим.
Картофельные хранилища поражают масштабом. Их можно сравнить с ангарами по внешнему виду, высотой примерно в 9 метров. Где-то под потолком нарисована красная линия, до которой буртом засыпают картофель на зимнее хранение.
На прощание мне подарили две упаковки молодого картофеля, который «особенно хорош для жарки». Я с удовольствием его попробую, о впечатлениях напишу. Как хорошо написал АиФ: «На московских рынках продавцы неизменно ставят перед своей картошечкой картонки с надписью «тамбовская». Тамбовский картофель — это уже народный бренд, гарантирующий качество. Однако в промышленных масштабах на Тамбовщине картофель никогда не выращивали — это было уделом частников в личных подсобных хозяйствах или мелких фермеров… Почему наш картофель лучше импортного? Импортный, который продаётся в наших магазинах, выращен чаще всего в Европе, Китае, Индии, Пакистане и Израиле. В почвах жарких стран, как правило, мало питательных веществ, много песка. Работать удобнее, но сколько нужно вносить удобрений?! Европейский картофель вообще может оказаться генно-модифицированным. Кроме того, гигантская урожайность за рубежом достигается за счёт того, что там за сезон производится до 15 обработок ядами и химическими средствами защиты. Наши производители и к земле, и к овощам относятся значительно бережнее».
Покидал гостеприимную Зеленую долину я с хорошим впечатлением, что собралась команда неравнодушных людей, которые создают большой и долгосрочный проект, сами получая от этого кайф. «Именно такие бизнесмены формируют новую «породу» людей дела – достойных, упорных, трудолюбивых, человечных и не лишенных чувства юмора» — пишет Андрей Кузьмичев в книге «Фанаты бизнеса» о своих героях, которые с нуля построили ведущие компании в области IT, телекоммуникаций, ритейла, строительства, консалтинга: Дмитрий Зимин, Давид Ян, Наталья Касперская, Надежда Копытина, Сергей Фалько, Анатолий Карачинский, Сергей Воробьев и другие. Наверное, Михаил Корнев — тоже фанат бизнеса.
Фотографии Корнев Групп, из личного архива Михаила Корнева, Григория Баева
Теги:Bureau Veritas, DeWulf, John Deere, Mitsubishi Electric, TUV, бережливое производство, Дмитрий Батурин, Дмитрий Кузнецов, Зеленая Долина, кайдзен, Корнев Групп, Михаил Корнев, Норицугу Уэмура, производство картофеля, сельское хозяйство, ТОП-АМЕРИКАНЕЦ
Обратную ссылку с вашего сайта.