САМАЯ КРАСИВАЯ МАШИНА BAUMAN RACING TEAM
На минувшей неделе в МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялась традиционная IX Молодежная научно-инженерная выставка «Политехника», на которой были представлены разработки студентов, аспирантов и молодых ученых МГТУ им. Н. Э. Баумана. Среди всех экспонатов выделялся стенд команды Формулы Студент, где стоял настоящий гоночный болид, собранный руками студентов. В прошлом году команда Bauman Racing Team успешно дебютировала с ним в Италии на трассе Варано и заняла 32 место в общем зачете. В нынешнем году бауманская команда построила новый автомобиль и собрала больше всех наград в международных соревнованиях Formula Student Russia.
С 4 по 7 сентября международные соревнования Formula Student впервые прошли в России на базе автодрома АДМ в Мячково. В соревнованиях приняли участие 22 команды из России, Германии, Венгрии, Турции, Египта, Шотландии, Ирландии, Ирана. Российский этап включал в себя техническую инспекцию, статические соревнования (бизнес-план, Cost Report, Engineering Design) и динамические испытания (на маневренность и точность управления, ускорение, выносливость, эффективность). Бауманская команда подготовила для мероприятия уже новый автомобиль, вобравший в себя массу технический инноваций.
От столичного Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства мне пришло официальное приглашение поучаствовать в финальной части турнира и в церемонии награждения. В Мячково мне удалось познакомиться с главным судьей соревнований Пэтом Кларком, бывшим тренинг-менеджером Hyundai в Австралии и вице-президентом Международной комиссии по картингу, которая находится в подчинении FIA и организует все крупные турниры. Как пишет Денис Гусев в motor.ru, «почитать советы Кларка по автоспортивной инженерии можно в его блоге Pat’s Corner на сайте немецкой Formula SAE». Помимо открытости и обаяния Кларка мне запомнились его несколько высказываний. Например, он не считает Formula Student коммерческим проектом, а проектом с fund rising. «Я всегда советую командам делать автомобиль белым, чтобы на его фоне были хорошо заметны логотипы спонсоров!» Не забыл Кларк и о партнерах на церемонии награждения, где он специально надел майку с их логотипами: «Уважаемые партнеры, поднимите руки, кто доволен, что поддержал формулу студент в России!» Недовольных в зале не оказалось. Российской команде организаторов Пэт Кларк подарил лебедя: «Это символично: посмотрите, как красиво организовано все вокруг. Но никто не видит, как этот замечательный лебедь упорно и отчаянно гребет лапами под водой!».
Итог церемонии — Bauman Racing Team собрала больше всех наград: самая красивая машина, самый быстрорастущий проект, самая лучшая силовая установка, 2 место в соревнованиях на маневренность, 2 место по защите конструкции, 3 место в соревнованиях на точность управления, 3 место за презентацию бизнес-плана. Однако первое место в общем зачете взяла команда Arrabona Racing Team из Венгрии.
Сразу после эмоциональной церемонии награждения мне удалось взять интервью у руководителя и идейного вдохновителя команды Bauman Racing Team, д.т.н., профессора кафедры «Поршневые двигатели» МГТУ Дмитрия Онищенко.
Григорий Баев: Как оцениваете выступление команды на Formula Student Russia и само мероприятие?
Дмитрий Онищенко: Мероприятие проведено на очень высоком уровне, есть с чем сравнить, и здесь первый блин не вышел комом. Были моменты, когда нам почему-то не дали возможность пройти второй или третий раз кросс и acceleration test безо всяких причин, хотя мы укладывались по времени. Если бы мы имели возможность воспользоваться этим, мы возможно были бы первыми. Тем не менее, организация глобально проведена на очень высоком уровне. Об этом говорят наши коллеги из Германии, Австрии, приглашенные судьи, приглашенные инспектора. Я с ними соглашусь и думаю, что в следующем году у нас будет гораздо больше иностранных и российских команд.
Что касается нашего выступления, мы выступили хуже, чем могли бы. Дело в том, что у нас одна из самых сложных по дизайну конструкция, это все оценивали, в частности немецкие судьи в кулуарах говорили, что тех инноваций, которые заложены в эту машину, хватит на три машины, которые должны занять первое место. Но, к сожалению, наша задумка просела. Нам просто банально не хватило времени, и мы эти красивые инженерные решения не смогли заставить работать вместе. Мы обязательно на следующей неделе сделаем полный анализ на вопрос отказа системы. Мы все инженеры, и должны понимать, чем сложнее система, тем выше вероятность отказа. И в качестве примера могу привести команду Венгрии, занявшую первое место. Их команда смогла сделать это, потому что их машина проста по конструкции и не отказала. С другой стороны, в этой конструкции нет потенциала для дальнейшего развития, и венграм придется хорошенько потрудиться, чтобы сохранить позицию в следующем году. У нас же очень хороший задел, мы можем продолжать идеологию нашей машины, чтобы в следующем году выступить достойнее. И усилия мы будем прилагать на отработку надежности.
Григорий Баев: Ваша команда завоевала больше всех наград?
Дмитрий Онищенко: Да, именно так, мы взяли, это очень приятно. И это мнение объективное, потому что представители абсолютно разных компаний выделили именно нашу команду и наши инженерные решения. Здесь и фонд Сколково, лучшие российские машиностроительные заводы. Есть еще объективные решения судейской бригады, поскольку мы во многих официальных номинациях заняли вторые и третьи места. Это можно назвать промежуточным успехом. Но, тем не менее, я недоволен, потому что мы ожидали от машины других результатов. Мы откатывали машину на всех режимах и даже не была намека на то, что произойдет неожиданный отказ. Судя по такой неожиданности, возможно, это был отказ электроники. Возможно что-то еще, мы будем анализировать, думать. В любом случае для ребят данный неуспех — это очень серьезный урок того, что в таком проекте не должно быть мелочей. К каждому проводочку, болтику, к каждому винтику надо подходить ответственно.
Григорий Баев: Как вы оцениваете роль Университета и партнеров в успехе вашей команды?
Дмитрий Онищенко: Я повторю слова нашего ректора Анатолия Александрова, что университет — это, прежде всего, студенты. А студенты нашего университета очень талантливые люди, и те ребята, которые являются строителями болида формулы студент, они большие умницы, трудяги, они умеют применять практические, теоретические и фундаментальные знания, совмещать их. И мы это доказали. Конечно же, их вклад самый большой. Что касается роли администрации университета, то она тоже очень велика. У нашей команды очень большая степень свободы. Анатолий Александрович разрешил нам работать по ночам, у нас доступ к помещению практически круглосуточный. Это надо, особенно когда остаются считанные дни до этапа. И, разумеется, полная свобода в плане договоренностей, в плане карт-бланша, общения с нашими потенциальными спонсорами. Огромное спасибо надо сказать ФГУП НАМИ. Мы очень много деталей делаем именно у них. И самое главное, что ребята настолько заражены этой идеей, что у них горят глаза, и вот такие уже взрослые сотрудники НАМИ, которые работают на станках, тоже так загораются, что отставляют в сторону коммерческие заказы и помогают нам, что очень приятно и говорит о том, что это очень важно для них.
Григорий Баев: Слева от сцены стоит проект «Крым». Расскажите, каким Вы видите его будущее?
Дмитрий Онищенко: Я не хотел бы заглядывать в далекое будущее, но у нас есть план на этот год, который мы можем озвучивать. Мы приложим усилия для того, чтобы в следующем году у нас появился прототип, на котором можно было бы поездить. Что можно сказать о проекте? Это некий дериватив, причем крайне логичный, разумный с точки зрения идеи Формулы Студент. Дело в том, что когда ребята прекращают быть студентами, то есть они либо оканчивают ВУЗ, либо поступают в аспирантуру, они не имеют права быть членами командами. Они могут быть судьями, волонтерами, но не конструкторами. Так получилось, что у нас в прошлом году была очень хорошая слаженная команда, и эти ребята поступили в аспирантуру, и встал вопрос, что им делать. Я им подбросил идею — сделать бюджетный красивый псевдоспортивный автомобиль на базе узлов одного из самых распространенных в России автомобилей — Лады Калины. Она обеспечивает доступность в цене, а так же доступность в эксплуатации. Любую деталь, можно будет купить в любом деревенском магазине. В этом плане идея доступности очень правильная. И когда я об этой идее рассказал ребятам, закончившим свою карьеру в Формуле Студент, они за это схватились, и сейчас это является темой их диссертации. Поэтому перед нами стоит непростая задача. Очень сложно сделать такой прототип, который можно будет показать и прокатиться на нем. Дальше посмотрим, но, хоть это и звучит слишком идеалистически, мы планируем штучное производство этих автомобилей. Когда это будет, я не знаю, но все это зависит от того, что мы сможем сделать в течение этого года.
Григорий Баев: Презентуете этот проект на заседании КЛИП?
Дмитрий Онищенко: Обязательно!
Со своей стороны мы поздравляем с промежуточным успехом команды Bauman Racing Team и желаем новых побед! Сегодня в Сочи завершился первый Гран При России Формула 1 в истории, где дебютировавший в данной категории пилот Даниил Квят приехал 14, а первое место занял пилот Мерседес Льюис Хемилтон. Возможно, нынешние участники Formula Student в будущем займут также достойное место и в Формуле 1. В качестве пилота, инженера, конструктора или руководителя проекта? Время покажет!
Фото: Андрей Кузьмичев, Bauman Racing Team, Григорий Баев
Теги:Bauman Racing Team, Formula Student Russia, Дмитрий Онищенко, политехника, формула 1, формула студент
Обратную ссылку с вашего сайта.