ИНДУСТРИЯ 4.0 И ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БУДУЩЕГО
ПОДГОТОВЛЯТЬ ИНЖЕНЕРОВ ДОСТАТОЧНО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ И ОБЛАДАЮЩИХ ДОСТАТОЧНЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ И ЭКОНОМИЧЕСКИМ КРУГОЗОРОМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
«Широкое и самостоятельное промышленное развитие в современных условиях невозможно без такого же развития техники и инженерного образования… широкое и самостоятельное развитие инженерного образования невозможно без тесной связи его с промышленностью и неосуществимо там, где она находится ещё в примитивном состоянии». Кажется, что это цитата из свежего выступления Президента или премьер-министра на правительственном совещании, или Клауса Шваба, основателя Давосского форума. Но это выдержка из доклада 100 летней давности директора и ректора Императорского Московского технического училища (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) Василия Гриневецкого «Проект развития московского технического училища в школу политехнического типа». Уникальный документ опубликован во втором томе альманаха «Русский метод обучения ремеслам», который был представлен на одноименной конференции 26 апреля 2016 года.
Похожие темы обсуждались на секции «Индустрия 4.0. Подготовка кадров для предприятий будущего» Международного Лин-саммита в Сочи (подробный обзор мероприятия).
Описанием профиля и потребностей предприятий будущего начала свой доклад модератор секции Виктория Печковская, декан Высшей школы управления и инноваций МГУ имени М.В. Ломоносова. Самой важной задачей предприятий будущего она считает «потребность в очень талантливой, квалифицированной и гибкой рабочей силе». Виктория Печковская описала требования к инженерам будущего, которые мне показались суровыми, судите сами: постоянное повышение квалификации, владение цифровыми технологиями, мультидисциплинарное мышление, инструменты маркетинга и социологии, освоение современных систем сквозного анализа потребительского спроса и поведения, в том числе «Big data», навыки быстрого прототипирования и вывода продукта на рынок с целью тестирования спроса. Кроме того, инженеры должны обладать знаниями иностранных языков для работы на международных проектах, навыками кросс-культурной коммуникации, уметь работать в «виртуальных командах и на распределенных проектах», и при всем этом обладать стратегическим мышлением. То есть на выходе из университета должен получиться мегаспециалист с энциклопедическими многопрофильными знаниями, имеющий практический опыт, да еще и с навыками менеджера и предпринимателя. И где же готовить такого специалиста? Высшая школа управления и инноваций МГУ разработала межфакультетскую программу «Инноватика (Управление в технических системах» совместно с Химическим, Физическим, Биологическим факультетами, факультетом ВМК и Институтом механики МГУ. Цель программы — готовить конструкторов, технологов, организаторов производства, менеджеров по управлению наукоемкими и инновационными проектами для инновационного развития высокотехнологичных производств, отраслей, территорий. На этой программе студенты получают в начале базовую естественно-научную подготовку, затем начинают изучать экономические и управленческие дисциплины. Печковская отмечает, что многие топ-менеджеры в компаниях — технологических лидерах сначала получали базовое техническое образование, затем шли доучивать на экономические специальности или MBA. Причем доучиваться приходилось без отрыва от производства. А описанная программа позволяет студентам сэкономить время и получить необходимые знания в то время, пока они молоды и не обременены проблемами бизнеса. Я же про себя отметил схожесть программы Высшей школы управления и инноваций с программами факультета «Инженерного бизнеса и менеджмента» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Студенты также вначале получают базовый технический фундамент, а уже на его основе ведется преподавание управленческих и экономических дисциплин.
Людмила Временникова, заместитель директора АНО «Японский центр «Кайдзен в Краснодарском крае», продолжила идеи Печковской. Она пояснила, что для подготовки достойных кадров для предприятий работа со студентами важна, но еще важнее заниматься профориентации уже со школьной скамьи, а еще лучше — с детского сада. Свои тезисы Людмила подкрепила примерами реальных проектов: семинары для директоров и педагогов школ Краснодарского края, введение предмета «Бережливое производство» в агроклассах школ Усть-Лабинска, внедрение принципов бережливого производства в детском саду, пособие для директоров школ и детских садов по кайдзен.
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БУДУЩЕГО
В своем выступлении я постарался показать пользу проектного обучения для подготовки кадров для предприятий будущего. И начал я с промо-ролика Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР, где студенты работают в проектах. Какие же кадровые проблемы мы выявили исходя из исследований производственных предприятий малого среднего и крупного бизнеса, которые мы регулярно проводим в нашем университете? Со стороны предприятий проблемы заключаются в дефиците инженерных кадров, в слабом взаимодействии вузов с предприятиями, в недостаточном (по мнению предприятий) уровне подготовки студентов. Со стороны студентов другая картина: проблемы профориентации, студенты часто на 6 курсе не знают, где они хотят работать, и кем они себя представляют через 10 или больше лет; неумение работать в командах; неумение описывать свои идеи; отсутствие опыта проектной работы. И мы пришли к выводу, что в этой ситуации, в первую очередь, мы виноваты сами! Мы считаем, что такая ситуация связана с тем, что нет исследовательских проектов, которые работают с предприятиями. Студентов учат по учебникам без реальных кейсов от предприятий, пересказывают чужие модели и рецепты, пересказывают Джеффри Лайкера, который, кстати говоря, исследование провел и именно поэтому, мы все сейчас говорим о бережливом производстве. И мы видим корень проблем именно в том, что нет исследований отечественных предприятий, а эти исследования являются ключиком к проектному взаимодействию предприятий и вузов и подготовки новых кадров для предприятий будущего.
Я представил несколько бауманских примеров. Первый — Летняя Школа Инженерного Бизнеса. В этом году она пройдет в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Она уже проходила в 6-ти городах России. В лучших территориях опережающего развития. Схема такая: студенты, аспиранты и выпускники со всей страны, из-за рубежа, из лучших технических университетов объединяются в команды для работы над реальными инженерными кейсами реальных предприятий. Кейсы представляют руководители собственники предприятий, все показывают и помогают решать эти кейсы. Ребята защищают их перед руководителями и нашими экспертами и получают обратную связь. Причем обратную связь получают и предприятия-партнеры. Студентов командами приглашают на работу. В прошлом году мы решали кейсы предприятия ВНИТЭП, которое производит лазерные станки, самые быстрые в мире, они раскраивают металл. Но у них есть проблема – металл раскроили, а что делать с остатками? Говорят, попробуйте решите, ребята, нам некогда этим заниматься, мы их сдаем на металлолом, но чувствуем, что их можно использовать повторно и для этого нужна модель, алгоритм, попробуйте разработать? Студенты разработали, предприятие оценило алгоритм высоко и возможным для внедрения, все довольны. Команду пригласили на практику. Это достижение для ребят. Но летняя школа это ежегодное мероприятие. Что же делать в течении года? Как находить предприятиям ключик в университет? А ребятам ключик к предприятиям?
С 2012 года в МГТУ действует Клуб инженерных предпринимателей. Это профессиональное сообщество. Туда входят руководители, основатели, собственники производственных и высокотехнологичных предприятий. Уже 4 года наш генеральный партнер компания Mitsubishi Electric, наши проекты поддерживали такие компании, как АФК Система, Mail.ru, Sferiq, Камский кластер, РВК. На открытых лекциях руководители Hitachi, Caterpillar, Google, Билайн, ВТБ24 делятся своим опытом и общаются с ребятами. Два раза в месяц проходят такие мероприятия. Другой формат — это заседания, где представляются проекты от уровня прототипа студентов и выпускников, как МГТУ, так и других. Цель таких мероприятий — показать, что ребята могут брать и включаться в эти команды. Делать своими руками то же самое, при этом превращать идеи в бизнес.
В 2011 году в МГТУ создан Центр Управления Производством (ЦУП). Основными задачами являются проведение научных исследований, подготовка и проведение учебных программ, оказание консалтинговых услуг в области организации производства. В частности, это курсы и тренинги для предприятий по направлению «производственный менеджмент», «бережливое производство», «стратегия предприятия». Среди наших клиентов: АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», АО «ГПТП «Гранит», НИИ Приборостроения им. В.В. Тихомирова, АО «МНИИ «Агат», АО ВОП «Гранит». В учебном процессе используются авторские деловые игры по производственному менеджменту и стратегии предприятия. Это участие в проектах по реанимация промышленных предприятий. Команда ЦУП под руководством Д.Л.Батурина реанимировала такие предприятия, как ОАО «Московский локомотиворемонтный завод», ООО «Инзенский деревообрабатывающий завод». Опыт реанимации МЛРЗ описан в фильме «ТОП-АМЕРИКАНЕЦ». С 2014 года ЦУП проводит ежегодный Чемпионат Москвы по бережливому производству (http://cup-russia.ru/lean-champ/), в котором принимают участие команды, сформированные из студентов и выпускников высших учебных заведений, организаций сферы производства и услуг, где активно изучается и внедряется бережливое производство.
В финале выступления я пригласил собравшихся на уже шестую Всероссийскую конференцию по организации производства «Чарновские чтения» 3-4 декабря 2016 года.
Из «Проекта развития московского технического училища в школу политехнического типа»
В.И. Гриневецкий в 1915 году в своем докладе «Проект развития московского технического училища в школу политехнического типа» ставит следующие задачи развития отечественного технического образования:
а) подготовлять инженеров достаточно специализированных и обладающих достаточным техническим и экономическим кругозором для самостоятельной технической работы.
б) давать возможность инженерам, как только что окончившим курс, так и приходящим из практики, работать над научно-техническими вопросами и освежать и пополнять свои технические и экономические познания на различных повторительных и дополнительных курсах для инженеров;
в) непосредственно содействовать самостоятельному развитию русской научной техники.
Из описанных задач видно, как Гриневецкий, будучи ректором ИМТУ, заботился о том, чтобы выпускники могли приносить промышленности максимальную пользу. Но и бизнес при этом не оставался в стороне от развития училища: «Училище получило возможность, благодаря пожертвованиям и некоторым хозяйственным комбинациям, значительно пополнить за это время оборудование своих новых учебных институтов». Остается только пожелать, чтобы в современных условиях профессура стремилась идти «в гембу» и активно развивать проекты с предприятиями, а бизнес помогал проектам университета, ну а в тесном взаимодействии получались бы самые лучшие программы по подготовке востребованных специалистов.
Фото Юлии Тимофеевой, Дениса Лысова
Теги:Василий Гриневецкий, Виктория Печковская, Вольное дело, Григорий Баев, Индустрия 4.0, Клуб инженерных предпринимателей, Летняя школа КЛИППЕР, Лин-саммит, МГТУ им. Н.Э. Баумана, подготовка кадров, Проект развития московского технического училища в школу политехнического типа, промышленная революция, Татьяна Румянцева, Центр управления производством
Обратную ссылку с вашего сайта.