Гости из будущего

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в БИЗНЕС

эксперт логотипВремя от времени в новостях стали появляться сообщения о бестопливном самолете, который, питаясь энергией Солнца, совершает двадцатичасовые беспосадочные перелеты. Чтобы выяснить, кто и зачем построил это чудо высоких технологий, мы отправились в маленький городок Пайерн около Женевы, где базируется компания — создатель этого самолета. Оказалось, что дорогостоящая игрушка принадлежит вовсе не наследникам Рокфеллера или Ротшильда, а двум швейцарским энтузиастам, которые смогли создать такую бизнес-схему, при которой ведущие мировые компании конкурируют друг с другом за поставку материалов и прочих составляющих для этого проекта, причем совершенно бесплатно.

И здесь история входит в следующую захватывающую стадию. Для того чтобы построить самолет, друзьям надо было привлечь значительное количество первоклассных высокотехнологичных компаний (сегодня их в проекте 80). Но как это сделать, если нет денег? Постепенно, после первых трудных лет отчаянных попыток заинтересовать партнеров (я не спросила Бертрана, как психотерапевтический опыт помогал ему убеждать сомневающихся, но мне кажется, что его харизма сыграла не последнюю роль), бизнес-схема проекта стала выглядеть следующим образом: привлекается несколько крупных партнеров-спонсоров, которые выделяют деньги на проект либо занимаются исследованиями, необходимыми для создания самолета, или же поставляют необходимые материалы. Например, немецкая компания BayerMaterialScience, хорошо известная на мировом рынке, является так называемым спонсором по материалам и имеет исследовательскую группу из 30 человек. Задача в том, чтобы сделать эти материалы максимально легкими и одновременно прочными. Летающий сегодня самолет Solar Impulse имеет размах крыльев, как у аэробуса А340, а весит всего 1600 кг, то есть как семейный автомобиль. По словам главы BayerMaterialScience Патрика Томаса, вес кабины пилота в новом солнечном самолете, который сейчас строится, будет составлять всего 28 кг (в планах было 75–80 кг), но и на этом они останавливаться не собираются. «Замечательное правило участия в этом проекте состоит в том, чтобы сделать лучшие материалы, — говорит он. — Например, мы работаем над кабиной пилота уже два года, но если кто-то сделает материал лучше — возьмут его. И никакого компромисса. Компания не может, фигурально выражаясь, купить свое место в этом проекте. Это настоящее соревнование. Ну, правда, могу сказать, что сейчас мы выигрываем. Наши материалы используются более чем в 60 позициях. Прежде всего это покрытие крыльев и кабины и многое другое».

То, что Bayer делает для этого проекта, — чрезвычайно дорогой эксклюзив, но это научные исследования, которые двигают вперед ее технологические возможности (все ноу-хау, полученные в процессе работы над проектом, остаются интеллектуальной собственностью компаний), поэтому она считает участие в этом проекте выгодным не только для своего имиджа. Похожую роль в проекте играет химический концерн Solvay, производящий пластики и полимеры. Можно сказать, что в рамках проекта происходит соревнование двух химических гигантов: кому удается сделать материал легче и прочнее, тот и выигрывает. Другой крупный спонсор проекта — часовая компания Omega, которая поставляет приборы для пилотов (среди крупных партнеров — Deutche Bank, Schindler, Altran, Dassault, Toyota). Было любопытно узнать, как участвует в проекте швейцарская косметическая фирма Clarins: как оказалось, она не только выступает в качестве спонсора, но и поставляет специальный крем для пилотов против сильного ультрафиолетового излучения, так как самолет поднимается на высоту до 9 км. Если же говорить не о гигантах, то участие в проекте маленьких компаний со всего мира может происходить по-разному. Некоторые поставляют нужные детали или оборудование бесплатно, некоторые со скидкой, а какие-то просто за деньги, но в результате Solar Impulse удается раздобыть для проекта все необходимое. При столь значительной доле безденежного обмена трудно оценить реальную стоимость и затраты проекта, но что касается «живых» денег, то за девять лет своего существования Solar Impulse пришлось потратить 100 млн швейцарских франков.

Подробнее — «Эксперт» №41 (823) /15 окт 2012,

Теги:, , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности