Инновации — это создание стоимости
Публикация в свежих Ведомостях интересна и поучительна.
Эстер Дайсон
Сегодня много говорится — и даже кое-что делается — вокруг тезиса о необходимости инноваций в России. Поскольку общественное мнение и культура играют важную роль в создании стимулов, поощряющих нас принимать на себя риски и создавать нечто новое, это — хорошая новость. Однако на самом деле инновации — не цель, а лишь средство для достижения подлинной конечной цели: оказания услуг и создания продуктов и инфраструктуры, которые были бы эффективными и имели высокое качество. В этом смысле даже привычка правильно делать обычные вещи имела бы огромное значение для изменения повседневной жизни миллионов россиян.
Я хочу сказать прямо: по-моему, инновации сильно переоценены. Большинство людей хотят не того, чтобы вещи были новыми, а чтобы они были хорошими. Инновации важны для журналистов и продавцов, всегда ищущих что-то свежее, но большинство людей — в России и по всему миру — предпочитают привычные вещи, служащие долго и надежно.
Что же могут сделать правительство и руководители бизнеса, чтобы использовать творческий потенциал российских предпринимателей и подвигнуть их на решение трудной задачи создания новых (пусть необязательно инновационных) компаний?
Я хочу подчеркнуть два важных момента, которым пока не уделяется достаточно внимания.
Во-первых, инновационные усилия России должны быть направлены не столько на повышение престижа страны в мире или продажу продукции за рубеж, сколько на завоевание сердец и умов собственных граждан. Россия со своим населением в 143 млн человек представляет для любой начинающей компании обширный и все более взыскательный рынок. В России возникло крупнейшее в Европе сообщество пользователей интернета и масса потребителей, чей спрос на современные лекарства, свежие продукты, эффективные услуги, а также на всё более дешевые и надежные бытовые товары растет.
Неудивительно, что, когда акцент делается на экзотические новые технологии для богатых иностранцев, граждане России не проявляют интереса. Они предпочли бы гарантированные рабочие места для своих детей, а не рискованные предприятия, ориентированные на вкусы людей, живущих где-то далеко. Зато представьте себе гордость родителей, чьи сыновья и дочери создали компанию, изменившую жизнь простых людей на родине, в России! К этому стоит стремиться, ради этого стоит даже рисковать. Основной акцент следовало бы перенести с погони за деньгами в глобальном масштабе на создание стоимости в локальном измерении.
Во-вторых, сами по себе правительство и крупные предприятия не станут, по всей видимости, источником инноваций. Не могут они быть и эффективным инвестором в инновации, как показали многочисленные подражания Кремниевой долине во всем мире. Лучшее, что эти институции могли бы сделать, — это стать образцовыми клиентами и потребителями.
Сегодня российские потребители становятся все более разборчивыми, особенно в интернете, где они все больше узнают о предложении товаров и услуг и находят их широчайший выбор. К сожалению, в это же время российский крупный бизнес и государственные учреждения зачастую (по разным причинам из-за коррупции, отсутствия выбора или по инерции) все еще приобретают товары и услуги крайне низкого качества.
Разумеется, это больно отражается на потребителях (но не на лицах, отвечающих за принятие решений). Хуже того, это подрывает рынок: компании соревнуются не в эффективности, а в применении предосудительных практик.
Как клиентам, большому бизнесу и государству следовало бы перейти к практике закупок, исходя из качества товаров и услуг, а не теневых связей и откатов. Они должны требовать, чтобы товары и услуги отвечали необходимым критериям(что было бы возможно, если бы менеджеры получали вознаграждение в зависимости от уровня эффективности своих компаний).
При этом государственные учреждения и крупные компании выиграют не только от инноваций, но и от улучшения качества. В конце концов инновации и повышение качества товаров и услуг пойдут россиянам на пользу — как в производстве, так и в частной жизни. Ведь инновации — это поприще не только для стартапов.
Цикл статей об инновациях и поддержке инновационного развития подготовлен совместно с форумом «Открытые инновации».
Автор — председатель совета директоров EDVenture Holdings
Теги:Эстер Дайсон
Обратную ссылку с вашего сайта.