Инновации — это создание стоимости

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП

Публикация в свежих ВедомостяхЭстер Дайсон интересна и поучительна.

Эстер Дайсон

Сегодня много говорится — и даже кое-что делается — вокруг тезиса о  необходимости инноваций в России. Поскольку общественное мнение и культура  играют важную роль в создании стимулов, поощряющих нас принимать на себя риски и  создавать нечто новое, это — хорошая новость. Однако на самом деле  инновации — не цель, а лишь средство для достижения подлинной конечной  цели: оказания услуг и создания продуктов и инфраструктуры, которые были бы  эффективными и имели высокое качество. В этом смысле даже привычка правильно  делать обычные вещи имела бы огромное значение для изменения повседневной жизни  миллионов россиян.

Я хочу сказать  прямо: по-моему, инновации сильно переоценены. Большинство людей хотят не того, чтобы вещи были новыми, а чтобы они были хорошими. Инновации важны для  журналистов и продавцов, всегда ищущих что-то свежее, но большинство  людей — в России и по всему миру — предпочитают привычные вещи, служащие долго и надежно.

Что же могут  сделать правительство и руководители бизнеса, чтобы использовать творческий  потенциал российских предпринимателей и подвигнуть их на решение трудной задачи  создания новых (пусть  необязательно инновационных) компаний?

Я хочу  подчеркнуть два важных момента, которым пока не уделяется достаточно  внимания.

Во-первых, инновационные усилия России должны быть направлены не столько на повышение  престижа страны в мире или продажу продукции за рубеж, сколько на завоевание  сердец и умов собственных граждан. Россия со своим населением в 143 млн  человек представляет для любой начинающей компании обширный и все более  взыскательный рынок. В России возникло крупнейшее в Европе сообщество  пользователей интернета и масса потребителей, чей спрос на современные  лекарства, свежие продукты, эффективные услуги, а также на всё более дешевые и  надежные бытовые товары растет.

Неудивительно, что, когда акцент делается на экзотические новые технологии для богатых  иностранцев, граждане России не проявляют интереса. Они предпочли бы  гарантированные рабочие места для своих детей, а не рискованные предприятия, ориентированные на вкусы людей, живущих где-то далеко. Зато представьте себе  гордость родителей, чьи сыновья и дочери создали компанию, изменившую жизнь  простых людей на родине, в России! К этому стоит стремиться, ради этого стоит  даже рисковать. Основной акцент следовало бы перенести с погони за деньгами в  глобальном масштабе на создание стоимости в локальном измерении.

Во-вторых, сами  по себе правительство и крупные предприятия не станут, по всей видимости, источником инноваций. Не могут они быть и эффективным инвестором в инновации, как показали многочисленные подражания Кремниевой долине во всем мире. Лучшее, что эти институции могли бы сделать, — это стать образцовыми клиентами и  потребителями.

Сегодня  российские потребители становятся все более разборчивыми, особенно в интернете, где они все больше узнают о предложении товаров и услуг и находят их широчайший  выбор. К сожалению, в это же время российский крупный бизнес и государственные  учреждения зачастую (по  разным причинам из-за коррупции, отсутствия выбора или по инерции) все еще  приобретают товары и услуги крайне низкого качества.

Разумеется, это  больно отражается на потребителях (но не на лицах, отвечающих за принятие решений). Хуже того, это подрывает рынок: компании соревнуются не в эффективности, а в применении  предосудительных практик.

Как клиентам, большому бизнесу и государству следовало бы перейти к практике закупок, исходя  из качества товаров и услуг, а не теневых связей и откатов. Они должны  требовать, чтобы товары и услуги отвечали необходимым критериям(что было бы возможно, если бы менеджеры  получали вознаграждение в зависимости от уровня эффективности своих  компаний).

При этом  государственные учреждения и крупные компании выиграют не только от инноваций, но и от улучшения качества. В конце концов инновации и повышение качества  товаров и услуг пойдут россиянам на пользу — как в производстве, так и в  частной жизни. Ведь инновации — это поприще не только для стартапов.

Цикл статей об  инновациях и поддержке инновационного развития подготовлен совместно с  форумом «Открытые  инновации».

Автор — председатель совета директоров EDVenture Holdings

 

Теги:

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности