«ИННОВАЦИОННЫЕ ДОРОГИ» – КУДА ОНИ ВЕДУТ РОССИЮ
Секретарь (это было в старину) сказал писцу: «Помилуй, братец! Сколько запятых наставил ты: что слово, то запятая? К чему это?» — «Да с запятыми-то, сударь, красивее!»
Если вместо «запятой» вставить термин «инновации», то сразу становится ясно, что в последние годы за этим словом прячется неуклюжая модернизационная политика, проводимая сверху в России. В сухом остатке останутся лишь фолианты научных диссертаций на заданную тему, общественные организации, озабоченные новациями и, конечно, публичные акции в поддержку этой революционной идеи.
Последняя громкая акция прошла в Экспоцентре столицы, где, как написал Эксперт, произошло небывалое: «Столько западных гуру на квадратный метр даже бывалые наблюдатели припоминают разве что на американских и европейских инновационных мегатусовках. Главы высокотехнологичных корпораций, выдающиеся ученые, знаменитые венчуристы оккупировали многочисленные залы, чтобы поделиться с российской аудиторией сокровенным знанием о собственном инновационном успехе и грядущих вызовах человечеству». Отечественные достижения, напоминает журнал, тоже демонстрировались, «но все-таки оставались в тени — результаты кропотливой работы рядовых участников национального инновационного процесса подавались по-провинциальному скромно, видимо, в соответствии с местом, которое мы занимаем сегодня на мировой технологической карте».
Федеральный инновационный пилотный проект
Действительно, явно скромно на форуме смотрелась организованная Роснано деловая секция «Федеральный инновационный пилотный проект «Инновационная дорога», куда участников зазывал Александр Николаевич Морозов, директор Департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ уважаемой госкорпорации. В приглашении указывалось, что по заказу этого фонда Фонда «разработаны технические задания на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию участков автодорог в рамках реализации пилотного проекта «Инновационная дорога» на территории следующих субъектов Российской Федерации: Москва (муниципальная автодорога); Республика Татарстан (федеральная автодорога); Рязанская область (региональная автодорога)». Надо же случиться такому совпадению, что неделей ранее Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России утвердила Федеральный пилотный проект «Инновационная дорога» — как один из пяти комплексных проектов.
можно повесить ее «дублер» – воздушную «зебру»
И вот уже СМИ трубят о том, что «Инновационная дорога» на улице Пятницкая в центре Москвы, где будут бегать резвые элекробусы, может разрастись до «инновационного квартала» уже в 2013 году, охватив Пятницкую, Большую Ордынку и Климентовский да Черниговский переулки. Руководитель столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Комиссаров, анонсируя ранее проект, и вовсе переплюнул нашего фантаста Алексея Беляева, которого современники называли российским «Жюлем Верном», своими прогнозами. ««Мы хотим взять два дорожных участка, каждый длиной не больше 10 км, и применить на них все самые современные разработки, – заявил он в одном интервью, — Таких проектов нет нигде в мире. По отдельности элементы инновационной дороги применяются, но вместе – нет». В перечне новаций — отделенный от улицы воздушной завесой модель павильона с элементами обогрева зимой и охлаждения летом, где внутри предполагается разместить компьютеры с выходом в Интернет, торговые автоматы, информационные табло, бесплатные туалеты. Вот так и сказал: «В нескольких местах над настоящей «зеброй», на высоте 3–4 м, можно повесить ее «дублер» – воздушную «зебру» (ее роль выполняют обычные разрядные лампы). Не заметить такой пешеходный переход невозможно, даже если наземная разметка покрыта снегом».
Дороги сделали Америку, а бездорожье – Россию
Кстати, впервые СМИ громогласно поведали о электробусах аж в 2008 году. Программа Вести сообщила, что в ГУП «Мосгортранс» «Интерфаксу» пояснили, что электробус будет представлять собой гибрид троллейбуса и автобуса. «Это будет автобус с высокоемким аккумулятором. Он будет иметь около 30 посадочных мест», — отметили в «Мосгортрансе». В 2008-2010 годах электробус пройдет испытание на улицах столицы, после чего будет принято решение о его дальнейшей эксплуатации.
Кстати, первый образец электробуса, предназначенный для Олимпиады в Сочи и созданный с применением литий-ионных аккумуляторов, производимых ООО «Лиотех», будет готов к концу этого года, сообщил РИА Новости генеральный директор компании Александр Ерохин. ООО «Лиотех» является совместным предприятием ОАО «Роснано» и китайской Thunder Sky Group.
Кстати, великий русский инженер Ипполит Владимирович Романов свой электробус разрабатывал сам и демонстрировал публично в Петербурге в 1899 году. После успешных официальных испытаний в 1901 году городская управа разрешила изобретателю открыть движение его электромобилей на десяти линиях. Но Романову, попытавшемуся создать акционерное общество, не хватало финансовых ресурсов: только на постройку одного омнибуса требовалось около семи тысяч рублей, всего собирались изготовить 80 вагонов, на сумму около полумиллиона рублей.
У Роснано наверняка все получится, ведь финансовых средств в этой уважаемой организации с избытков. Тем более, что именно сейчас, по мнению Юлии Цепляевой и Юрия Ельцова из BNP Paribas, грань между финансовыми ресурсами государства и госкомпаний становится все более расплывчатой, и «госкомпании создают «параллельный бюджет» на амбициозные проекты, которые редко соответствуют профильной деятельности компаний» (Ведомости, 06.11.2012). Так что ответ на вопрос, кто заказал «инновационную дорогу» напрашивается сам собою. Внимательный читатель найдет его сам. Или с помощью умных машин: на форуме в Экспоцентре команда из Португалии, где вот-вот наступит экономический коллапс, презентовала тележку, которая самостоятельно ездит за хозяином. Она управляется видеосенсорами, которые при настройке «запоминают» конкретного человека.
Обратную ссылку с вашего сайта.