ПУЗЫРЬ ПРОГРЕССА
«Технологические инновации — золотое дно с точки зрения формирования пузырей на рынках акций, утверждает Елена Чиркова в статье «Пузырь прогресса» («Коммерсантъ Деньги», №50 (907) от 17.12.2012) и делает такой ход: «Их перспективы очень трудно оценить, особенно инвестору-непрофессионалу. А раз так — это мощный афродизиак». Наши клиподелы ощущали эту мощную энергию страстей в первые годы жизни проектов, когда инвесторы не рвались в их бизнес, но свой шанс они не упустили, их заметили и они получили первых клиентов или инвесторов.
Чиркова полагает, что байку для инвесторов о новом мире можно создать при помощи практически любой инновации, сколь бы незначительной она ни была и в качестве примера описывает появление в США автоматического укладчика кеглей в боулингах. «До этого они считались злачными заведениями, а кеглями там заведовали мальчишки, у которых зачастую не складывались отношения с клиентами. Машины оказались проворнее и надежнее мальчишек, играть стало приятнее. Повсюду начали трубить, что это семейное развлечение, «загородный клуб для народа», — пишет Чиркова, — Туда ринулся средний класс, и к концу 1950-х 10 млн американцев посещали боулинг как минимум раз в неделю. Аргументы Уолл-стрит: «180 млн человек умножить на два часа в неделю и на 52 недели в году. Это очень большой боулинг». Акции профильных компаний — производителей оборудования и операторов сетей — стали фаворитами рынка. Инвесторы вложили в индустрию $2 млрд — огромную сумму по тому времени. Вскоре популярность катания шаров пошла на убыль, падение цен акций с пика составило 80%».
Напомню всем о том, что реальные технологические инновации создают имидж предпринимателю на долгие годы. Например, когда Томас Эдисон изобрел фонограф, он сначала его запатентовал, а потом разместил рекламу в газете Scientific American. Итог впечатляет: в лабораторию Эдисона Менло-Парк хлынули толпы любопытных, причем желающих посетить увидеть это чудо было так много, что руководству железной дороги пришлось пустить дополнительные составы поездов. За небольшую плату, каждый посетитель лаборатории мог записать валик с собственным голосом. На этих экскурсиях Эдисон заработал столько, что сумел поставить фонограф «на конвейер», и к тому же, создал для него рынок сбыта. И вот уже на всемирной Парижской выставке 1889 года около выставленных фонографов происходило, как писали газеты того времени, «вавилонское столпотворение». Ежедневно сто экспонировавшихся фонографов прослушивало 30 тысяч посетителей, терпеливо стоявших в очередях. Сам Эдисон был настолько поражен собственным открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлен в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза».
В России такое «вавилонское столпотворение» было давно: когда Юрий Гагарин с триумфом вернулся на Родину. Не пора ли повторить его нашим клиподелам? И для них вместо афродизиака приведу фразу: «Всех больных закапывать в 7 утра!» (Объявление в глазном отделении).
Обратную ссылку с вашего сайта.