Интервью с шестым клиподелом Павлом Быковым
Расскажите несколько слов о себе.
Я родился в Москве. Достаточно много сменил школ, хотя переезжали мы один раз. В одной из школ был выбор: пойти на курсы МИФИ или на курсы Экономико-статистического института. На курсы в МЭСИ пошли ребята с не очень хорошей успеваемостью, я пошел на курсы МИФИ. Конечно, много не понимал, пытался поступать в лицей МИФИ, пытался поступать в лицей МГТУ. Подготовки не хватило, не прошел.
Однако попал в очень интересную школу, где по одному классу в старших классах было от МФТИ. Чтобы их не расформировали, они набирали тех, кто не прошел в лицей. Соответственно, 10 класс я там отучился. Мне не понравилось, что был очень высокий уровень тех, кто учился там раньше, по физтеховским правилам, и тех, кто учился недавно. Поэтому в 11 классе я поступил в лицей 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, где как раз Борис Васильевич Падалкин был директором, — он сейчас первый проректор – проректор по учебной работе университета. Там отучился и стал поступать в МГТУ.
Тут тоже была интересная история: я планировал поступать на факультет ИУ, и там до 2003 года проходной бал был 8 с половиной баллов. Там я ходил на «Шаг в будущее», понимал, что по «шагу» не поступлю, слишком большая конкуренция, и решил поступать по баллам и набрал 8 с половиной. Это оказался единственный год, когда проходной балл стал 9, а на следующий год, оказался 8 – получилась такая «пила». Поэтому, по вакантным местам я попал на бюджет, но на кафедру МТ 1.
Тогда я не очень понимал, что же это такое, но подумал, хорошо, что не космос, станки есть везде. Пытался переводиться на ИУ, но меня не отпускали, хотя учился я хорошо. В итоге, когда я понял, что мне не перевестись, со второго курса пошел работать – ставил интернет. На самом деле, это было интересно. Интересно потому, что, хотя в компании были менеджеры и прочие работники, лучше всего получалось делать работу самому – самому выбрать себе клиентов, самому с ними договориться, правильно им объяснить, что нужен им модем не за 50 долларов, если они хотят ощущать прелести Интернера и в ванной и в туалете, — тогда Wi-Fi только появлялся, то им нужен было модем за 150 долларов и услуга настройки. Менеджеры это, естественно, не могли делать. В определенный момент я понял, что у меня накопилось определенное количество клиентов – появилась своя база, я с ними всегда очень дружественно старался общаться. Они меня уже стали приглашать в индивидуальном порядке для ремонта: к некоторым я ездил и 7, и 8 и 9 раз – чинил им все компьютерное хозяйство. Это было интересно, ведь я работал уже на себя.
В 2009 году я заканчивал обучение, тогда был кризис и работу было сложно найти – в коммерческих организациях и так всех увольняли, а идти на госпредприятия, которые находились далеко, а платили там копейки и предлагали не интересную работу, мне не хотелось. С другой стороны, при написании диплома я заинтересовался станками и даже получил грамоту за лучший диплом кафедры. Поэтому решил остаться в аспирантуре, занимался высокоскоростной обработкой. На кафедре выполнялись исследования по грантам, заказам заводов. В итоге это вылилось в то, что я понял – есть определенная методология, которую можно использовать для повышения производительности станков. Методология на самом деле достаточно простая, не так уж много там научной новизны, но зато очень много практической пользы, в России такими исследованиями практически никто не занимается. Теперь я уже соискатель кафедры. В определенный момент я понял, что нужно все это коммерциализировать, потому что это может иметь достаточно большую ценность для клиента, это с одной стороны. С другой стороны, мне самому это интересно. Кстати, это реально будет поднимать эффективность всего нашего производства.
Как проходило обучение? Кто из преподавателей запомнился? Какие советы можете дать студентам?
Сначала я не мог представить, что останусь на кафедре аспирантом, буду на ней преподавать. Когда заведующим кафедрой стал профессор Владимир Михайлович Утенков, у нас появился маленький станочек с ЧПУ, это было уже интересно. Им занимались другие сотрудники, но всем было видно, что что-то развивается. Диплом писал у Мещеряковой Веры Борисовны. Она требовательный и квалифицированный преподаватель, и поэтому у меня оказался сильный проект. Заведующий лабораторией Курдин Алексей Борисович, он сейчас уже не работает в МГТУ, хорошо умел обучать пользоваться станками с ЧПУ на занятиях и индивидуально. Самое интересное было вот в чем: если на лабораторных занятиях все просто осваивали станки, то индивидуально появлялась возможность сделать какую-либо реальную вещь, получить определенные навыки.
Вам удалось побывать на современных предприятиях, что Вы можете о них сказать?
Заводы, конечно, разные – всё зависит от владельца. Есть государственные, есть получастные. Главные показатели — количество заказов и то, как диверсифицирован процесс производства. Просто на госзаказе трудно прожить – то он большой, то маленький. Самые большие проблемы связаны с процессом организации производства, дело не в бережливом производстве – там уже потеряно то, что наработали в Советском Союзе, до инноваций руки не доходят. Простой пример: из-за того, что детали обрабатываются большими партиями, владельцы хотят как можно «эффективнее» использовать станок, раз он налажен, хотя переналадка занимает не много времени, стальные детали ждут своей очереди и за это время они начинают ржаветь, слегка покрываться ржавчиной, потому что на промежуточных операциях они должны как-то опресовываться и проходить соответствующую обработку. Это ведет к серьезным потерям, хотя качеством не очень интересуются: детали принимают сборочные предриятия. Конечно, висят там лозунги «СОКРАТИМ БРАК», но по факту это не выполняется. Еще одна проблема: у людей, работающих с достаточно дорогими материалами, на дорогих станках полностью отсутствует личная ответственность. Например, оператор при отработке новой программы легко может отвлечься, не уследить и воткнуть шпиндель в стол станка. Это грозит последующим простоем станка, затратами на ремонт — они могут достигать десятков тысяч евро. Рабочего за это могут, конечно, уволить, но никто этого не делает – нет кадров. Или, например, могут запороть литые титановые заготовки стоимостью несколько миллионов рублей. При этом так же не находят виноватых. Но ведь люди должны нести ответственность: нужно делать процессы, которые исключают брак, ведь это все ложится в стоимость продукции. Большинство таких заказов финансируется из бюджета и, видя это, начинаешь понимать, почему у нас все дорого.
А как на кафедре ведется исследовательская работа?
Возможность кафедры по зарабатыванию денег связана с грантами. Под них и формируются коллективы. У нас есть аспиранты, часть из них где-то работает, кто-то преподает. Уже сформировалось ядро из 4 человек для проектных работ и мы можем подключить к ним человек 7 – 8.
Если у Вашей кафедры появится возможность организовать Фаблаб, насколько оптимистично Вы на это смотрите?
Я думаю, что университету это было бы полезно: во-первых, это важная имиджевая составляющая, как же так, у них есть, а у нас нету! Во-вторых, мы можем сделать нашу лабораторию лучше, чем в других университетах — многое для Фаблаба мы можем изготовить самостоятельно, тем более, что образцы, прототипы есть, нужны деньги на качественные комплектующие. Я думаю, что Фаблаб – это отличное место, где свои возможности могут реализовывать студенты и аспиранты нашего университета для получения опытных образцов для реализации своих идей. Фаблаб так же может быть неплохой платформой для сборки учебных станков как для учебного процесса курсов во всех технических университетах, так и могут реализовываться в другие учебные учреждения. Иногда к нам, кстати, обращаются с заказами на уникальные станки, которых или просто нет в природе, а если они есть, то стоят каких-то феерических денег, но ничего из себя не представляют.
Любой проект – командная работа. Как у нас в университете и у Вас на кафедре обстоит дело с командной работой?
Конечно, в учебном процессе университета есть курсы, где есть некоторые моменты, связанные с командной работой: например, выполнение лабораторных работ. Но они временные, создаются по необходимости, и потом рассыпаются. Безусловно, нужно внедрять эти навыки в учебный процесс: например, чтобы не каждый дипломник делал свой станок как проект с удовлетворительной степенью проработки, а, например, чтобы каждый студент сделал свой узел станка, но на очень высоком уровне, чтобы все это вместе состыковалось .
Какие замечания в адрес организаторов проекта КЛИП?
Например, вчера выяснилось, что снимаются заседания в одной разрешении, а выкладываются в сети в другом. Соответственно, если материал хороший, нужно его выкладывать в полном разрешении. А так, мне кажется, что проект замечательный, очень приятный, очень дружелюбный.
Представим себе, что Вы приехали в Калугу на Летнюю школу инженерного бизнеса и Вам дается 45 минут для выступления перед участниками. Чем проект КЛИП еще может Вам помочь в подготовке к таким выступлениям?
Конечно, бросить учебный процесс с наукой не получится, но у меня уже есть навыки публичного выступления, начиная с курсов повышения квалификации, лекций для студентов и заканчивая защитой результатов НИР на НТС заводов. Но там, конечно, больше речь шла о технике, но навыки как правильно построить презентацию для целевой аудитории, для покупателей, для инвесторов, нужно тренировать. Так что я бы, особенно после доработки прототипа, поучаствовал на других площадках, мне было бы очень интересно.
Теги:Борис Васильевич Падалкин, Владимир Михайлович Утенков, Курдин Алексей Борисович, лицей 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, Любой проект – командная работа, маленький станочек с ЧПУ, МГТУ, Мещерякова Вера Борисовна, МИФИ, МТ-1, МФТИ, МЭСИ, навыки публичного выступления, Павел Быков, проект КЛИП, Фаблаб, Шаг в будущее
Обратную ссылку с вашего сайта.