PRO BONO БИЗНЕСА
«Pro bono» (от лат. pro bono publico — ради общественного блага) бизнеса давно и прочно вошло в практику университетского мира. Например, намедни вице-премьер РФ Владислав Сурков прочитал лекцию в Лондонской школе экономики на тему «Инновации в России: планы и перспективы». Опоздав на 10 минут, он сразу же, пишет Газета. Ру, заявил, что лекции не будет и предложил сразу перейти к вопросам-ответам. «Я буду говорить по-русски, и я за это не извиняюсь, потому что я русский», — уточнил Сурков и добавил, что его английский «недостаточно хорош». А еще он «пожаловался на то, что в России нет изобретателей уровня Стива Джобса или компании «Кодак» и «больших денег у нас на изобретениях не сделаешь» и заявил буквально следующее: «Нам нужна хотя бы одна история успеха, хотя бы один русский миллиардер, который заработал на изобретении, а не на том, что взял сырье и продал, например, завез английские кеды и продал нашим потребителям».
Напомню Владиславу Суркову и другим сколковостроителям, что у истоков так любимой ими Силиконовой долины стоял декан инженерного факультета и проректор Стэнфордского университета Фредерик Термен, который лично поддержал двух своих аспирантов Уильяма Хьюлетта и Дэвида Паккарда при создании их компании в 1938 году. А ранее, в 20-е годы, ведущие университеты США, в том числе Колумбийский университет, готовивший будущего индустриального инженера или «master of science», часто использовал способ «Pro bono» для сцепления взаимных интересов бизнеса и образовательного процессов для достижения синергетического эффекта. Например, инженер А. Близниченко о посещении Колумбийского университета написал в журнале За рационализацию (тогда так назывались журналы по бизнесу), так: «Совсем несуразным покажется европейцу, — что студента здесь учат пользоваться фабрично-заводскими каталогами. Я сам сначала не понимал подобной системы, видел в ней неразбериху, но впоследствии пришлось согласиться с этой постановкой дела, признать ее в своем роде полезной». А еще он увидел такой финал образовательного процесса: «Верхом достижений Колумбийского университета мне кажется последнее занятие, сводящееся к тому, что студенты, в сопровождении профессора, отправляются на «беседы» к банкирам, директорам, коммерсантам, начальникам железных дорог, управляющим фабрик, складов, электрических станций и т.п. Нельзя отрицать большой пользы в том, что люди большого опыта вполне сознательно и серьезно, в течении многих часов подковывают младшее поколение так, чтобы оно в последующем делало возможно меньше ошибок».
В наши дни «Pro bono» пусть неспешно, но проникает в университеты страны. Больше всего, на мой взгляд, преуспела в этом северная столица и особенно Высшая школа менеджмента СПбГУ, где состоялись открытые лекции Германа Грефа, президента и председатель правления Сбербанка России, Мохамеда Фахима, директора дивизиона Procter&Gamble, Саши Джокич, генерального директора подразделения продукции массового спроса L’Oreal , Лутца Хойзера, вице – президента и руководителя исследовательского подразделения SAP, Жан-Пьера Фью, HR директора, Россия Schlumberger и других топ-менеджеров.
В Москве схожие лекции, по утверждению директора Международного института управления МГИМО, Роберта Енгибаряна, так же организуется. Об этом он рассказал так: «Вот уже несколько лет мы приглашаем для чтения лекций в магистратуре топ-менеджеров крупных российских компаний. Такие встречи носят абсолютно прикладной характер: студенты могут пообщаться с представителями бизнес-структур, разобрать конкретные ситуации и вобрать в себя реальный опыт уже состоявшихся и успешных людей. С другой стороны, наши гости тоже имеют возможность и впоследствии предложить им работу».
Не сомневаюсь, что лекции носят прикладной характер, но смущен пассажем о том, что «студенты могут пообщаться с представителями бизнес-структур, разобрать конкретные ситуации и вобрать в себя реальный опыт уже состоявшихся и успешных людей». Трудно представить себе, как на лекции разбираются конкретные ситуации и как студенты «вбирают в себя» опыт людей…
Еще труднее найти следы этих лекций. Как, впрочем, и других: например, мне в сети попались лишь объявления о том, что с лекциями выступят Кейсуке Одзава — вице-президент Toyota Engineering Corporation (TEC), Масами Ииджима, президент компании «Мицуи энд Ко».
В проекте КЛИП МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялись три открытые лекции, доступные на сайте и в сети, Мумина Аъзамхужаева, президента ООО «Катерпиллар Евразия», Норицугу Уэмура — СЕО Mitsubishi Electric Europe B.V., Михаила Кокорича, основателя Dauria Aerospace. А ведь еще мы традиционно задаем семь вопросом нашим клипомагам, тем, кто уже состоялся в бизнесе и в жизни. Кстати, в этой связи как-то тухло смотрится призыв Владислава Суркова об историях успеха, где «хотя бы один русский миллиардер, который заработал на изобретении, а не на том, что взял сырье и продал, например, завез английские кеды и продал нашим потребителям». Наши клиподелы пока еще не заработали свои миллионы, у них все впереди, как и у нас: открытые мероприятия на Летней школе инженерного бизнеса состоятся в Калуге, где представители реального бизнеса будут учить уму-разуму тех, кто создает инженерные стартапы.
Теги:Dauria Aerospace, Mitsubishi Electric Europe B.V., «Pro bono», Владислав Сурков, Дэвид Паккард, Кодак, Колумбийский университет, МГИМО, МГТУ им. Н.Э. Баумана, ООО «Катерпиллар Евразия», Стив Джобс, Стэнфордский университет, Уильям Хьюлетт, Фредерик Термен
Обратную ссылку с вашего сайта.