PRO BONO БИЗНЕСА

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП

surkov-pic510-510x340-91594«Pro bono» (от лат. pro bono publico — ради общественного блага) бизнеса давно и прочно вошло в практику университетского мира. Например, намедни вице-премьер РФ Владислав Сурков прочитал лекцию в Лондонской школе экономики на тему «Инновации в России: планы и перспективы». Опоздав на 10 минут, он сразу же, пишет Газета. Ру,  заявил, что лекции не будет и предложил сразу перейти к вопросам-ответам.  «Я буду говорить по-русски, и я за это не извиняюсь, потому что я русский», — уточнил Сурков и добавил, что его английский «недостаточно хорош». А еще он «пожаловался на то, что в России нет изобретателей уровня Стива Джобса или компании «Кодак» и «больших денег у нас на изобретениях не сделаешь» и заявил буквально следующее: «Нам нужна хотя бы одна история успеха, хотя бы один русский миллиардер, который заработал на изобретении, а не на том, что взял сырье и продал, например, завез английские кеды и продал нашим потребителям». 

 

Напомню Владиславу Суркову и другим сколковостроителям, что у истоков так любимой ими Силиконовой долины стоял декан инженерного факультета и проректор Стэнфордского университета Фредерик Термен, который лично поддержал двух своих аспирантов Уильяма Хьюлетта и Дэвида Паккарда при создании их компании в 1938 году. А ранее, в 20-е годы, ведущие университеты США, в том числе Колумбийский университет, готовивший будущего индустриального инженера или «master of science», часто использовал способ «Pro bono» для сцепления взаимных интересов бизнеса и образовательного процессов для достижения синергетического эффекта. Например, инженер А. Близниченко о посещении  Колумбийского университета написал в журнале За рационализацию (тогда так назывались журналы по бизнесу), так: «Совсем несуразным покажется европейцу,  — что студента здесь учат пользоваться фабрично-заводскими каталогами.  Я сам сначала не понимал подобной системы,  видел в ней неразбериху, но впоследствии пришлось согласиться с этой постановкой  дела,  признать  ее  в  своем роде полезной». А еще он увидел такой финал образовательного процесса: «Верхом достижений Колумбийского  университета мне кажется последнее занятие, сводящееся к тому,  что студенты, в сопровождении профессора, отправляются  на «беседы» к банкирам,  директорам, коммерсантам, начальникам  железных  дорог,  управляющим  фабрик, складов, электрических станций и т.п.  Нельзя отрицать большой пользы в том,  что люди большого опыта вполне сознательно и серьезно, в течении многих часов подковывают младшее поколение так,  чтобы оно в последующем делало возможно меньше ошибок».

В наши дни «Pro bono» пусть неспешно, но проникает в университеты страны. Больше всего, на мой взгляд, преуспела в этом северная столица и особенно Высшая школа менеджмента СПбГУ, где состоялись открытые лекции Германа Грефа, президента и председатель правления Сбербанка России, Мохамеда Фахима, директора дивизиона Procter&Gamble, Саши Джокич, генерального директора подразделения продукции массового спроса L’Oreal , Лутца Хойзера, вице – президента и руководителя исследовательского подразделения SAP, Жан-Пьера Фью, HR директора, Россия Schlumberger  и других топ-менеджеров.

 

В Москве схожие лекции, по утверждению директора Международного института управления МГИМО, Роберта Енгибаряна, так же организуется. Об этом он рассказал так: «Вот уже несколько лет мы приглашаем для чтения лекций в магистратуре топ-менеджеров крупных российских компаний. Такие встречи носят абсолютно прикладной характер: студенты могут пообщаться с представителями бизнес-структур, разобрать конкретные ситуации и вобрать в себя реальный опыт уже состоявшихся и успешных людей. С другой стороны, наши гости тоже имеют возможность и впоследствии предложить им работу».

 

 

Не сомневаюсь, что лекции носят прикладной характер, но смущен пассажем о том, что «студенты могут пообщаться с представителями бизнес-структур, разобрать конкретные ситуации и вобрать в себя реальный опыт уже состоявшихся и успешных людей». Трудно представить себе, как на лекции разбираются конкретные ситуации и как студенты «вбирают в себя» опыт людей…

 

Еще труднее найти следы этих лекций. Как, впрочем, и других: например, мне в сети попались лишь объявления о том, что с лекциями выступят Кейсуке Одзава — вице-президент Toyota Engineering Corporation (TEC), Масами Ииджима, президент компании «Мицуи энд Ко».

 

 

В проекте КЛИП МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялись три открытые лекции, доступные на сайте и в сети, Мумина Аъзамхужаева, президента ООО «Катерпиллар Евразия», Норицугу Уэмура — СЕО Mitsubishi Electric Europe B.V., Михаила Кокорича, основателя Dauria Aerospace. А ведь еще мы традиционно задаем семь вопросом нашим клипомагам, тем, кто уже состоялся в бизнесе и в жизни. Кстати, в этой связи как-то тухло смотрится призыв Владислава Суркова об историях успеха, где «хотя бы один русский миллиардер, который заработал на изобретении, а не на том, что взял сырье и продал, например, завез английские кеды и продал нашим потребителям». Наши клиподелы пока еще не заработали свои миллионы, у них все впереди, как и у нас: открытые мероприятия на Летней школе инженерного бизнеса состоятся в Калуге, где представители реального бизнеса будут учить уму-разуму тех, кто создает инженерные стартапы.

 

Теги:, , , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности