ДВА ЦЕНТА ИЗ США В КОПИЛКУ ИНЖЕНЕРНОГО БИЗНЕСА РОССИИ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП

Юрий ПанчулЮрий, день бодрый по Москве! Вы написали о Школе системного инжиниринга Физтеха: «Хорошая идея, плохая цена Причем плохая не только по российским, но и по американским меркам. Я работаю в Silicon Valley более 20 лет, компании часто оплачивают вечерние курсы для своих инженеров в вузах типа University of California Santa Cruz Silicon Valley Extension. Но при этом как правило есть планка — типа компания платит не более $6,000 в семестр за инженера. Если человек хочет пойти на программу за $100,000 — вперед, но за свои деньги и не с одновременной работой». Наверное, дело не только в цене, но и в том, что деловое образование в технических университетах России не развито. Буду признателен, если отпишите о том, какие реальные учебные программы в области бизнеса есть для инженеров. С наилучшими пожеланиями, Андрей Кузьмичёв, — так я наугад черканул в августе выпускнику МФТИ. И приятно, что Юрий Панчул  не просто откликнулся, а ответил обстоятельно.

Таких программ есть много — во всех американских университетах и многих коледжах, а также специализированные трейнинг-компании. Есть и вечерние курсы бизнеса, например в University of California Santa Criz Silicon Valley Extension business . Или например вот еще одно учреждение, популярное среди работающих инженеровКроме этого, я опишу свое персональное мнение насчет того, что инженеру полезно знать про бизнес. Я не в коем случае не авторитет в вопросе, это просто так сказать, мои два цента в копилку:

Прежде всего, большинство инженеров, работающих в сбалансированной технологической экосистеме, в бизнес никогда не углубляются. Американские компании (как большие, так и малые) как правило довольно надежно изолируют инженера от бизнес-вопросов. Это хорошо, так как не сбивает концентрацию на инженерных проблемах. Тем не менее, есть области, которые нужно знать всем серьезным инженерам. К ним относится:

 1. Ликбез по интеллектуальной собственности. Патенты, копирайт, трейдмарки. Международные патенты, сравнение патентного законодательства в США, Европе, России, Азии. Экономическая целесообразность патентования. Процедура патентования. Структура патента — общий claim, частные claims, меры против того, чтобы другие компании не могли объявить патент invalid

2. Интеллектуальная собственность на рабочем месте. Можно ли делать в свободное время проект X, одновременно делая в компании проект Y? Какие части интеллектуальной собственности можно принести из предыдущих проектов? Разбор ситуации постоянного работника и контрактора/консультанта.

 Далее, для инженеров, которые работают контракторами, инкорпорируя собственный небольшой бизнес, может быть полезен ликбез по формам компаний (корпорации C и S, партнерство и т.д.), формам стандартных контрактов и налогам.

 Для инженеров, которые собираются делать карьеру в большой компании как инжиниринг-менеджеры, полезно что-нибудь в духе трудов Peter Drucker по менеджменту. Я понимаю, что конкретно Дракер наверное устарел, но в свое время его очень любили японцы, которые сделали по нему свое чудо полувековой давности.

 Для инженеров, которые собираются делать классический стартап, необходимо

1. Ликбез по организации компании — собрание акционеров, совет директоров, команда управляющих, ангел-инвесторы, венчурные капиталисты.

 2. Ликбез по классам акций (common, preffered A, B, C…), shareholder preferences, раунды инвестиций, валюация, нетривиальные методы финансирования типа convertible debentures.

 3. Основы бухгалтерии, хотя бы для того, чтобы инженер, который вдруг стал членом совета директоров или CTO, мог бы понимать бухгалтерский отчет.

 4. Изменение структуры компаний в процессе роста, поглощения (Merger / acquisition), IPO, роль инвестмент-банкеров.

 5. Разбор большого количества примеров компаний — мне в свое время помогла книжка High Tech Start Up by John L. Nesheim

 Для инженеров, которые работают с клиентами (основатель компании, sales engineer, solution architect, application engineer):

 1. Процедура эвалюации продуктов от вендоров, принятая в больших компаниях. Особенности стран, например японских и корейских дистрибуторов

2. Экспортный контроль — законы, процедуры, черные списки

 3. Антикоррупционное законодательство, особенности бизнеса в разных странах

 Для инженеров, которые собираются переквалифицироваться в технический маркетинг — основы позиционирования, бранд маркетинг, работа с пиарщиками, умение делать эффективные презентации и писать эффективные тексты.

 Где-то так, на самом простом уровне.

На мой взгляд, Юрий скромничает. Он на своей шкуре испытал трудности бизнеса в США, и, наверное, многие знания почерпнул из книг и опыта коллег. Хочется эту тему продолжить: пусть наши заморские инженеры, понюхавшие пороху в реальном бизнеса, отпишут нам в проект о том, что надо РЕАЛЬНО ЗНАТЬ ИНЖЕНЕРУ, чтобы не спасовать перед трудностями новой волны технологического уклада!

Теги:, , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности