МИФИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — ВЛАДИМИР АВЕРКИЕВ
Герои (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») — класс персонажей греческой мифологии, дети божества или потомки божества и смертного человека. Главное отличие героев от богов в том, что герои смертны. Ксения Логутенкова взяла интервью у Мифического героя — Владимира Аверкиева. В нем — опыт инженера, попавшего в бизнес 20 с лишним лет назад, и создавшего с нуля высокотехнологичную компанию.
Аристотель Онассис говорил, что весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знают другие. Какие секреты знаете лично Вы, которые помогли Вам начать свое собственное дело?
Трудно было перестроиться в бизнес после 24-лет работы на государственном предприятии — в МИФИ. Вам, наверное, даже трудно это все представить. Но вопрос более конкретный и я отвечу на него, опираясь на опыт работы в бизнесе. Я для себя понял, сформулировал себе на основании опыта и большого количества изученной литературы, что для успеха в бизнесе необходимо, во-первых, быть специалистом, в той области, где собираешься работать. Еще лучше – если ты самый лучший специалист в этой области. Во-вторых – тема бизнеса, направление твоей деятельности должны быть полезными для потребителей твоей продукции, приносить пользу тем покупателям, которым ты свою продукцию и свои услуги продаешь. В-третьих, обязательно нужно помнить, что в любом, даже самом маленьком бизнесе, все равно присутствуют все элементы, все подразделения, которые есть и в самой большой фирме, такие как административное, производственное, бухгалтерское, маркетинговое, юридическое, кадровое, контроля качества и так далее. Все эти службы, даже если у вас работает всего три человека, всё равно присутствуют и все эти направления деятельности необходимо постоянно держать под контролем. В этом плане разница между малым и большим предприятиями только в распределении обязанностей между сотрудниками.
Сергей Павлович Королев говорил: Имейте в виду, если вы сделаете быстро и плохо, то люди забудут, что вы сделали быстро, и запомнят, что вы сделали плохо. Если вы сделаете медленно и хорошо, то люди забудут, что вы сделали медленно, и запомнят, что вы сделали хорошо! Вопрос: как научиться работать быстро и хорошо?
Во-первых, это положение Королева абсолютно правильное. И это мое кредо таким всегда было. В принципе, этому нас учили в МИФИ. В Бауманском, наверное, тоже. Кроме того есть простое правило как надо действовать, чтобы дела не накапливались — дела надо делать сразу по мере их поступления. На первый взгляд правило слишком примитивное, но я его применяю и оно очень хорошо работает. Советую вам попробовать. Примечание: делать дело сразу не означает делать быстро и плохо!
Соичиро Хонда. Предприниматели должны быть готовы ставить перед собой неправдоподобные цели и должны быть готовы к поражениям. Вопрос: как Вы лично преодолевали трудности?
Как преодолеваю трудности? Работаю. Делаю. Думаю, ночами думаю, во сне многие решения приходят реально, когда что-то сложное. И не отступаю. Но если видно, что это тупик, не грех и обойти.
А неправдоподобные цели ставите перед собою?
Здесь бы поосторожнее сказал: я стараюсь делать так, чтобы цели были более реальные. Не знаю как неправдоподобные задачи, но трудные возникают каждый день и мы стараемся решать их.
Графито Генрих Осипович. Качество, должно иметь только один сорт — первый, и гидроэлектрическая станция обязана стоять так же незыблемо, как египетские пирамиды. Вопрос: как обеспечить качество продукта и всей работы, связанной с его производством и продвижением?
В двух словах не объяснишь: есть целые науки, посвященные качеству, начиная с качества материала и так далее. Но в наших условия то, что доступно – контролировать качество и требовать переделывать брак. Качество все время на контроле, потому что плохое качество очень быстро отражается у бизнесмена на загривке.
Акио Морита Самое важное, по-моему, это не обвинить кого-то в ошибке, а поскорее узнать, что же вызвало ошибку. Вопрос: как правильно организовать работу коллектива при создании компании?
Создание коллектива, это, наверное, самое сложное и самое важное в любой работе. Надо очень скрупулезно разбираться с людьми, где-то учить, никогда не командами, не криками, не разносами и вызовами на ковер и так далее. Вместе решать, если сложные задачи. Если человек не хочет работать или обманывает, тут нужны кардинальные методы. Приходится расставаться.
Уоррен Баффет. У всех миллиардеров, которых я знал, деньги только открыли их основные черты характера. Если они были быдлом до того, как у них появились деньги, то они просто становятся быдлом с миллиардом долларов. Вопрос: прав ли Уоррен Баффет? Какие черты характера надо развивать всем, включая миллиардеров?
Миллиардером я не был. Также с миллиардерами я никогда лично не общался. Но когда только начались у нас в стране «рыночные» отношения в образе человека, нацеленного на погоню за деньгами любой ценой, мне представился сказочный Кощей Бессмертный. Он, наверное, был миллиардером, но для меня он никогда не был и не мог стать примером, к которому я бы стремился (я не так воспитан с детства).
Насчет качеств, которые открываются у людей с большими деньгами. Несомненно, что большие деньги вытягивают у людей на поверхность отрицательные черты. В каждом человеке есть и хорошее, и плохое, а деньги дают возможность плохому вылезти наверх.
Применительно к бизнесу деньги – это инструмент, такой как молоток, как напильник, компьютер… И бизнесмену надо стараться рассматривать деньги именно как инструмент, а не как личное качество качество обладателя денег.
Какие черты характера в себе нужно развивать?
Развивать нужно положительные черты характера и сдерживать отрицательные. Положительные черты написаны в заповедях и в моральном кодексе строителя коммунизма были написаны когда-то. Положительные черты – не секрет, они известны. И отрицательные тоже. Нужно следить за собой, чтобы не поддаваться отрицательным чертам.
Зворыкин Владимир Кузьмич. Демонстрация была маловпечатляющей, передаваемое изображение представляло собой крест. В приемной катодной трубки был виден тот же крест, только менее контрастный и резкий. Пока это походило не на телевидение, а на «еле-еле видение». (о первых попытках создания телевидения). Вопрос: как правильно демонстрировать и продвигать свои достижения, свои разработки?
Продвижение – целая наука. Когда начал заниматься бизнесом, очень много пришлось уделить внимание изучению этой темы: различные семинары, книги и общение с опытными людьми. Конечно, нужно представлять в лучшем виде свою продукцию, но ни в коем случае нельзя замалчивать или обманывать людей по поводу отрицательных свойств. Лучше пояснить: положительные качества дают такие-то преимущества, но есть не положительные качества и надо найти ту область, где они эти не положительные качества приносят меньший вред. На практике это означает: надо найти применение такое, где преимуществ больше, чем недостатков…
Вы сказали, что нужно читать книги по продвижению товаров. Какую можете порекомендовать?
Не могу сказать сразу. Собирал по крупицам. Наше предприятие – малый бизнес, даже микробизнес и меня больше всего интересовала малобюджетная рекламная компания – там где малые затраты, но относительно большой эффект. Нужно смотреть, что конкретно для вашей продукции является наиболее оптимальным – вот мы поняли, что телевидение для нас совершенно ни к чему. Про нас было несколько передач, но отзыва практического не было. Единственное, звонили два – три корреспондента и говорили, что за плату могут написать старью про нас.
Трудно было начинать в начале 90-х лично самому и кто помогал в организации своего дела?
Конечно, трудно. Первая трудность – психологическая: после работы на кафедре экспериментальной ядерной физики нужно было кормить троих детей. Зарплаты не было, нужда заставила. Мне на кафедре сказали: пока не принесешь договор, с которого мы тебе будем платить зарплату, ничего не получишь. Принести договор о ядерной физике в те времена было проблемой.
Помогло то,что деваться некуда было. Но я особых сложностей никогда не боялся, в стройотрядах семь раз работал. Все делать умею: и яички раскрашивал сказочные, и зеленью торговал, и книгами торговал в переходе, гороскопами… завскладом работал в подвале два года … Потом с друзьями МИФИстами создал бизнес.
Лихие 90-е мы все прошли. Как вы со стартовым капиталом решили вопрос? Как вы создали команду, в какой области Вы работает?.
Предприятие наше «ПРОМБИОФИТ» создано в январе 1993 года и названо по начальным буквам наших прежних специальностей: промышленность, биология, физика и техника. Стартовый капитал был минимальный, начинали бизнес продолжая работать на государственных предприятиях: я еще работал в МИФИ и, одновременно, на складе, ребята работали в Биомаше. Начали с того, что продавали стаканчики пластиковые. Кредиты не брали никогда и я к кредитам отношусь очень отрицательно. Направление работы нашего предприятия – упаковка и упаковочное оборудование. Первая упаковочная машина для розлива жидких пастообразных продуктов – УД — 2. Она на удивление до сих пор пользуется спросом. Конечно, мы модернизировали её за это время. Она создана на базе одной из установок, которую сделали для большой линии на Биомаше.
Как складывалась команда. Первая группа – МИФИсты, 4 человека. Мы много участвовали на выставках, потом к нам подключились еще специалисты, в том числе из бауманского университета. Конструкторы самолетов и ракет средней дальности, химики-технологи работают у нас.
Как вы набираете персонал?
Ключевой персонал отбирается по личным связям, по знакомствам.
Как вы оцениваете потребности малого и среднего бизнеса в области производительности труда?
Направление деятельности нашего предприятия — полуавтоматическое оборудование. В начале нашей деятельности (двадцать лет назад) мы думали, что лет через пять полуавтоматическое оборудование станет предпринимателям не нужно, все постепенно перейдут на полностью автоматическое высокопроизводительное оборудование. В то время было так: в продаже практически не было майонеза и все предприниматели начали варить майонез приезжает к нам женщина в телогрейке за оборудованием, а через месяц она же приезжает в норковой шубе и говорит — погрузите две машины. Мы думали, что время полуавтоматов вот-вот закончится и им на смену придут автоматические линии. Однако прошло 20 с лишним лет, а интерес к полуавтоматическому оборудованию не спадает. В пятницу на прошлой неделе приезжал к нам физик из Томска. Говорит – я физик, я говорю – я тоже физик. Он говорит – я ядерщик, я говорю – я тоже ядерщик. Он занимается розливом растительного масла. Я его спросил по поводу автоматического оборудования: он пояснил, что у автоматов очень много минусов, они дорогие и сложны в обслуживании, требуется либо специалист, либо наладчик; их трудно переналадить на другой вид тары или другую дозу. Какую-то степень автоматизации, чтобы людям было удобнее работать, мы стараемся вводить. Полуавтоматическое оборудование не сильно проигрывает в производительности — у нас есть машина, которая делает наклейки на семь с половиной тысяч пузырьков в час. Самые большие немецкие и итальянские аппараты могут сделать 24 тысячи. Но на автоматах очень жесткие требования к качеству тары и этикеток. В реальности, на автомате в быстрее, чем на полуавтомате в каждую бутылку не нальешь, так как при увеличении скорости налива начнется выплескивание. Поэтому при автоматизации ставят роторное оборудование с одновременным наполнением тары по многим каналам. На наших полуавтоматах два канала (по числу рук оператора) и производительность 1200 порций в час. Помимо всего прочего автоматическое оборудование труднее разработать, изготовить и продать…
Однажды, в 90-е годы, физик-ядерщик, ему платили копейки, заработал на сборке мебели за две ночи столько, сколько ему платили за месяц. Он пришел домой и заплакал Потом открыл свое дело по производству мебели для аптек. А потом продал его. Вас не посещала такая мысль?
Вопрос о будущем бизнеса возникал и такой вариант рассматривался. На самом деле из иностранных книг по бизнесу (у нас такого опыта пока нет) видно, что вариантов не так много. У нас высокотехнологичный бизнес и реально покупателя я сейчас не вижу, потому что продавать нужно с людьми и головами.
Вы устали за 20 лет?
Нет, на самом деле интересно. Как физик из Томска, о котором я сейчас рассказывал, он вдруг мне сказал, что ему снится работа на ускорителе. Я сказал ему, что думал, только я один такой сентиментальный, что мне снится то же самое (никому не говорил, первый раз озвучиваю сейчас) – мне снится работа в МИФИ. Но сейчас тоже интересно. Какой плюс в моем бизнесе – работа творческая, работа явно нужная: люди звонят, электронная почта постоянно приходит, запросы разные. Хочется больше людям помочь. Приятно помогать людям, которые занимаются конкретным полезным делом: вот физик масло разливает, но не простое, кедровое, с добавками. В магазин прихожу и вижу на прилавках много продуктов, изготовленных с помощью нашего оборудования – узнаю их по этикеткам, по форме бутылки, по форме баночки.
Здесь сидят молодые, зеленые девчата и ребята. Им наверняка интересно узнать, как Вы стали предпринимателем?
В МИФИ нас учили адаптироваться к любой ситуации.
Теги:Акио Морита, Аристотель Онассис, Владимир Аверкиев, Графито Генрих Осипович, Зворыкин Владимир Кузьмич, Ксения Логутенкова, МИФИ, ПРОМБИОФИТ, Сергей Павлович Королев, Соичиро Хонда, Уоррен Баффет
Обратную ссылку с вашего сайта.