ИНЖЕНЕР В РОССИИ: МЕЖДУ США И КИТАЕМ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП

Шелдон Коэн (Sheldon Cohen) из университета Карнеги-Мэллон в Питтсбурге (США) и его коллеги опубликовали статью в журнале Brain, Behavior and Immunity, где подробно описали весь ход исследования, начиная с того, что они набрали 152 добровольца в возрасте 18-55 лет (заплатив им за участие в эксперименте по тысяче долларов). Один из основных выводов ученых: бедность в детстве меняет структуру ДНК и ослабляет иммунитет. Если обратиться к исследованию Как устроена мировая наука, то понятно, что именно в США преуспевают ученые, представляющие такие дисциплины, как нейронаука и психология. Однако там же содержатся сведения о том, что  центральной и полностью доминирующей наукой для Китая, где уровень жизни  гораздо ниже, чем в США,  оказывается инженерия, область создания новых технологий, а второй по величине — обслуживающее его материаловедение. По какому пути развития инженерного образования предстоит пойти России с учетом того, что ныне в ней, судя по публикации в Русском репортере, центральное место занимает физика, а инжиниринг привязан к ней?

В сторону США смотрит Сколтех и АСИ. Причем направление задано давно. Директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков так пояснил, зачем российским вузам нужен стандарт инженерного образования CDIO («Всемирная инициатива CDIO» (CDIO расшифровывается как Conceive — Design — Implement — Operate, то есть «Задумай — Спроектируй — Реализуй — Управляй»):

«В России много хороших инженеров. В России очень мало хороших предпринимателей. Чтобы создавать настоящие компании, нужны инженеры-предприниматели. Недостаточно просто сказать человеку – ты предприниматель, чтобы он после этого построил мировую технологическую компанию.  Соединить две компетенции очень сложно, потому что готовить инженера – это последовательный сложный процесс, а готовить предпринимателя – это риск. Нужно готовить к риску и научить его правильно рисковать. И несколько лет назад в мире придумали, как сделать так, чтобы эти две компетенции, эти лед и пламя соединить, и назвали это стандартом CDIO – стандартом подготовки инженеров-предпринимателей. Случилось практически чудо: автор этого стандарта, который его внедрял в США, в Китае, на Ближнем Востоке выбрал Россию как место продолжения своей научной и образовательной карьеры. И такой шанс мы не можем упустить».

 

 

Сколтех же не просто смотрит: совместно с МИСиС он организует Академию CDIO. А все потому, что его возглавляет автор этой инициативы Эдвард Кроули (Edward F. Crawley), руководитель Сколковского института науки и технологий».

А что Китай? В публикации Известий сообщается читателю, что сегодня в Китае в общей сложности около 3 тыс. университетов, из которых практически 95% так или иначе связаны с техническими специальностями. Более половины учебных заведений связаны с обработкой металлов и инженерными конструкциями. Ранее в Китае была такая же система профтехобразования, как когда-то в России, а сейчас при каждом заводе, как пишет газета, есть курсы, где переучивают или доучивают местных жителей. «Вместо канувших в Лету профтехучилищ будущие китайские рабочие заканчивают трехлетние курсы при институтах. После их окончания молодые специалисты получают специальную справку с присвоением определенной квалификации, — читаем мы в газете, —  Для работы на производстве, впрочем, и этого достаточно. В последние годы в Китае приобрели популярность и негосударственные учебные заведения. Они создаются не на деньги частных спонсоров, а благодаря усилиям местной общины».

Что ждет инженерное образование в России? Ряд инженерных университетов устремился в направлении CDIO Initiative. Виктор Шалай, ректор Омского государственного технического университета, с гордостью сообщил: «Всемирная инициатива CDIO заслуживает одобрения, поскольку она акцентирует внимание общества на приоритетности инженерного образования, оказывающего наибольшее влияние на развитие экономики. Возможное применение стандартов CDIO в российском образовании оцениваю положительно».

Александр Милкус, редактор отдела образования «КП», озабочен другой темой: по его мнению в инженерные вузы, «чтобы заполнить бюджетные места, берут учиться всех, «кто шевелится»». «В знаменитом калининградском военмехе зачислили на специальность «боеприпасы и взрыватели» ребят со средним баллом по трем ЕГЭ чуть больше 50! – пишет он, — А один умелец вообще по трем предметам набрал 103 балла. Это не просто тройки в школьном исчислении. Это тройки с минусом. Вот такие потом будут боеприпасы и так вот они будут взрываться. Троечники идут на кораблестроение и технологию текстильных изделий, на создание сельхозтехники и создание летательных аппаратов… Почему вузы набирают такой контингент? А все просто — деньги, за подготовку инженера государство неплохо платит институту. Лишь несколько инженерных вузов еще держат планку. В первую очередь знаменитая Бауманка. А остальные»?

На мой взгляд, России в подготовке инженерных кадров следует идти своим путем, тем более, что в МГТУ им. Баумана есть свое ноу-хау – РУССКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ. Именно она заложила фундамент многих современных инженерных школ. Академик Николай Антонович Доллежаль, как пишет  Сергей Лесков , сделал реактор для обогащения урана, по принципиальным параметрам много лучший, чем американский. Незадолго до того, как Доллежалю исполнилось 100 лет, Лесков спросил у него: «Что главное для ученого?» Доллежаль ответил: «Не люблю, когда меня называют ученым. Ландау говорил, что пудель ученым может быть. Ученый неизвестно что делает. Я — не ученый, а инженер, то есть создатель нового».— «Что же важно для инженера?»— «Первое — это честность. Конструктор — не растратчик средств, он бережет деньги заказчика. Второе — глубокие знания. Третье — не бояться ответственности. Не столько материальной, сколько моральной. Инженер должен быть уверен, что машина работает так, как он ей приказал. И четвертое — работа инженера не заканчивается проектом. Надо часто выезжать на объект и доводить машину уже на месте».

Так что вряд ли нам нужна эта американская мечта, ведь Левша, герой сказки Лескова, на призыв англичан: Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет, твердо сказал НЕТ.

Теги:, , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Комментарии(1)

  • Игорь

    |

    Инженер — означает «все могу»
    Вот за качества инженера — отдельное спасибо, но чтобы они заиграли надо создать условия в стране, а не только внедрить «чудо CDIO программу»!!!
    Если эти качества ценятся, то за них надо платить!
    (законы экономики нельзя нарушать, это не физика)
    Первое — это честность. Платите инженерам!! и отличники пойдут в инженеры! и в «боеприпасы и взрыватели»!!!

    Второе — глубокие знания.
    Вот здесь без экспериментов и лабораторных — не обойтись, чтобы были знания, а не просто информированность.

    Третье — не бояться ответственности.
    Это только из опыта и любви к своему делу… и машина будет не только работать на испытаниях, но и весь срок!!!

    И четвертое — работа инженера не заканчивается проектом.
    Вот это самой интересное! Видеть, как материализуются свои идеи, воплощаются в жизни!!!

    Ответ

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности