ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СТАРТАП: «КРУТЫЕ ОСНОВАТЕЛИ» И «КРУТЫЕ» ПРОДУКТЫ
Создать с нуля технологическую компанию в России по-прежнему непросто, однако у начинающих предпринимателей появляется все больше возможностей как с точки зрения привлечения капитала в проект, так и с точки зрения его менторской, консультационной поддержки, — с упоением пишет Евгения Носкова в свежем номере РГ и добавляет, — Причем если первое способны обеспечить и государство, и частный бизнес, то второе — прерогатива предпринимателей. Часто именно нехватка знаний о том, как делать бизнес, становится основной проблемой российских стартаперов, отметили участники дискуссии «Предпринимательский ландшафт: роль государства и финансовых институтов» на Всемирном конгрессе предпринимателей. С менторами, судя по публикации, в России всё обстоит неплохо – журналистка ссылается на мнение Натальи Касперской, генерального директора группы компаний InfoWatch, которая выступала на конгрессе и то, что она сказала, очень хорошо объясняет проблемы, с которыми постоянно сталкиваются эксперты КЛИП и Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР 2014. А вот с капиталом у тех, кто начинает свое дело, проблемы.
Как правило, у начинающих предпринимателей отсутствует маркетинговое, рыночно ориентированное мышление, — считает Касперская и поясняет, — Связано это с тем, что в основном владельцами и руководителями технологических компаний становятся люди технического склада. Придумывая продукт и выходя с ним на рынок, они не представляют, как будут его продавать, а знают только, что продукт «крутой». Но «круто» — это не всегда то, что нужно потребителю. Как это знакомо тем, кто смотрел презентации инженерных проектов у нас на клубной площадке, где выступали замечательные ребята Алексей Фоменко, Павел Быков, Константин Ермишин, Павел Курбацкий, Артур Гимадеев. Правда, было и исключение — креативное мышление продемонстрировал Дмитрий Михайлов, руководитель Молодежного инжинирингового центра НИЯУ МИФИ.
Наталья Касперская приводит такой пример из своего опыта: одна из команд технарей уверяла её, что они хотят сделать великий продукт, это будет волшебная ракета, которая будет летать до звезд и будет совершенно фантастической. И вот они ее делают, делают, делают, понятно, что у инвестора рано или поздно терпение кончится — ракеты все нет, и все это больше напоминает трехколесную телегу. Вердикт Касперской таков: нам надо формировать предпринимательскую культуру и правильно ориентировать предпринимателей на то, что делать.
Предпринимательская культура – тонкая материя. Я с Григорием Баевым посетил панельную дискуссию «Предпринимательское образование как фактор успеха», где в качестве модератора выступал президент Центра Предпринимательства Виктор Седов. Выступала на панельной сессии директор Центра предпринимательства Высшей школы менеджмента СПбГУ Галина Широкова, и другие участники из разных стран и городов страны. Но началось всё с того, что в белом кресле сидела очаровательная Галина в черном деловом костюме. Одна одинешенька. А рядом бурлил зал и не было свободных мест, лишь Григорий присоседился к кому-то с краю. Он и записал свои впечатления от дискуссии:
Vivek Wadhwa, Vice President of Innovation and Research, Singularity University, произнес банальные слова о том, что мы сейчас живем во время очень быстрых перемен, к которым нужно быть постоянно готовым, что компании, не готовые к ним, уходят в прошлое. Jose Estabil из MIT отметил, что предпринимательство — очень серьезный инструмент для продвижения инноваций.
Все участники секции говорили, что самое важное в предпринимательском образовании — культура. Они привели различные примеры ее действия на команды и всех, кто включён в процесс создания своего дела. Елена Кадейкина из MIT говорила о важности быть поддержанным людьми с одинаковым с вами видением, а Галина Широкова упомянула исследование предпринимательского духа студентов.
По поводу образовательных методик участники дискуссии сошлись во мнении, что предпринимательству можно обучать только через само предпринимательство — если захотел стать предпринимателем, то тебе необходимо запускать бизнес. Кстати, мы запустили проект КЛИПа — Клуба интересных предпринимателей и Летнюю школу инженерного бизнеса КЛИППЕР с такой же целью – команды студентов и выпускников, вдохнув дух предпринимательства, самостоятельно строят свои бизнесы.
Мне лично запомнился худой вопрос на дискуссии о том, какие учебные курсы нужны предпринимателю, а какие – менеджеру. Тот, кто его задавал, не услышал ответа о том, что важно сначала определить компетенции, а потом уже формировать образовательную среду, где они будут наполняться содержанием.
После панельной дискуссии никто не хотел уходить – Галину Широкову взяли в оборот бравые парни. А потом, уже после душного зала, наступило братание хороших людей – за стаканом с кофе Галина Широкова познакомилась с Надеждой Копытиной, основательницей группы компаний Лёдово, серийной предпринимательницей, и им было о чем поговорить. Но нормального разговора в этот раз не получилось – Галина спешила домой, в Питер. И я проводил её до выхода из манежа – по пути с нами раскланивался Алексей Комиссаров, руководитель столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, мимо бежали на очередные сессии участники конгресса…
Проводив Широкову, я вернулся в манеж и удивился – вечер, обычно на подобных мероприятиях после обеда и выступления первых лиц количество участников сокращалось на порядок, а тут вокруг сновали и иностранцы, и наши, громкоговорящие участники. Все диванчики оказались забиты под завязку и никто никуда не спешил. Лишь потом я прочитал, что на конгрессе побывали представители 153 стран – это абсолютный рекорд всемирного конгресса. Так что огромное спасибо организаторам за атмосферу! Как тут не вспомнить Марка Твена с его словами о том, что Климат зависит от людей, которые нас окружают. В данном случае речь идет о предпринимательском климате.
Теги:Алексей Комиссаров, Алексей Фоменко, Артур Гимадеев, Виктор Седов, Галина Широкова, Дмитрий Михайлов, Евгения Носкова, Константин Ермишин, Надежда Копытина, Наталья Касперская, Павел Быков, Павел Курбацкий
Обратную ссылку с вашего сайта.