ИНЖЕНЕРНЫЙ МОЗГ ОЛЕГА БАРАННИКА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП

холл 2 этажа ЦДПВ минувшую пятницу второй человек государства, вступился, судя по заголовку Дмитрий Медведев заступился за предпринимателей в свежем номере Российской газеты , за тех, кто нацелен на развитие своего дела. В публикации отмечено: Выступая перед российскими бизнесменами, глава правительства заявил, что «традиционные факторы роста экономики в значительной мере исчерпаны». А это значит, что другого пути, как сделать ставку на развитие частного предпринимательства, у страны просто нет. В минувшую субботу те, к кому обращался Медведев, собрались в Центральном доме предпринимателя столицы на конференцию для начинающих предпринимателей с громким названием – «СТАРТАП-ПРАКТИКУМ». И основная площадка, и три секции действительно работали, но со сцены из уст тех, кто создавал свое дело, неслись слова: Нам нужны продажники! Нам нужны клиенты! 

Питч-сессия на большой сцене, где 20 проектов по полторы-две минуты телеграфным текстом преподносились, собрала не только тех, кто хотел начать свое дело. Бодро выходили на сцену консультанты, издатели: например, одна дама призывала: я приглашаю, чтобы вы поучаствовали в распространении мобильных приложений.

Порадовал меня изобретатель Евгений Обжиров, который раньше работал в финансовой сфере, а тут задумал вывести на рынок новую технологию – она называется замок электростатический. Он скромно заявил со сцены: Идея сама примитивна, но сложность её заключается в том, что в кустарных условиях такое устройство сделать нельзя, оно получается очень высокотехнологическим продуктом. Поэтому мне в первую очередь необходима технологическая поддержка людей, которые могут изготовить опытный образец. Деньги в данном случае не столько важны, нужно сделать опытный образец и испытать его.

Творцы чехла для чемодана, экологических комнат в детских садах и школах, как и автор проекта о специальном комплексе упражнений, «который приводит к тому, что человек расслабляется», столкнулись в финале со словом ПОПУТЧИК. Так назывался проект, который презентовала яркая блондинка: идея проекта проста — взять любое помещение, стилизовать под поезд, идете в купе и получаете порцию вдохновенного общения.

изобретательЯ лично получил порцию вдохновенного общения с изобретателем электростатического замка. Вот какой получился диалог:

Почему у вас нет описания проекта?

Потому что я не готовился.

Презентация  у вас есть?

Презентации нет. Я еще к презентации не готовился. Но это час или два работы. Это не вопрос.

Презентации как таковой не было и на мастер-классе Олега Баранника из компании Startbase по технологическому предпринимательству. Но он как спикер уверенно описывал бизнес-модели и щедро делился опытом, хотя сразу предупредил: Я занимаюсь оценкой бизнес-моделей различных бизнесов, как технологичных, так и не технологичных. Собственно технологическим экспертом я не являюсь. Более того, я сам не предприниматель, я представляю структуру, которая сводит между собой тех, кто занимается технологическим предпринимательством и людей, у которых есть инвестиции на эти проекты, и заказчиков на эту продукцию.

Что удивило в его выступлении? Заявление Я пришел не с рекламой своей системы и реплика вскользь Оборот торгов у нас по прошлому году 4 триллиона рублей.

Что порадовало? Неспешная и профессиональная подача сложного материала с знакомыми именами. Оказывается, пути друга нашего проекта Михаила Кокорича и Олега Баранника пересеклись, когда последний пришел к нему со словами: я придумал умную флешку. А далее подробно, чем история закончилась:

Берешь эту флешку с экранчиком, засовываешь в обычную флешку, и у тебя на экранчике высвечивается контент левой и правой флешки, ты можешь перекачивать информацию с одной на другую. Этого даже в Китае не было. Я как маркетолог обнаружил очень интересную вещь – обычно на рынке флешек отсутствуют бренды. В смысле бренды с сознании потребителя. У нас у всех они есть, но как они называются, никто не знает. Мы рынок исследовали, делали опросы, флешка получилась дорогая – 3000. Для меня ключевым вопросом был вопрос дистрибуции. Само устройство сделать – где-то 300 – 400 долларов, может быть, 250. Деньги найти было достаточно просто, а дистрибьютора – сложно. Мне повезло, что мы вышли на Кокорича. Как практик он сказал очень мудрую вещь – мне нравится идея, я тебе дам промоутера, я готов проинвестировать, но у тебя мало времени. Это как? Через полгода придет крупный бизнес и если мы им говорим «нет», то еще через полгода нас не будет. У них есть способы «кидания» таких как ты.  

Что заинтересовало? Описание процесса химии между стартапером и венчуром российским, 90-х годов возмужания.  Вот некоторые полезные реплики:

Представьте себе портрет инвестора: это мужчина лет 40-45, начинал он лет 20 назад с сети магазинов или клубов. Он помнит тот блеск в глазах и то ощущение драйва. Сейчас у него этого драйва нет. И ему становится скучно. Кроме шуток. У него есть квартира, машина, работа, бизнес, еще один бизнес, жена, альтернатива жены, т.е. все, что захочешь. Можно сюда добавить, но это не поменяет принципиально вопрос. Понимаете в чем дело? Он пытался что-то предпринять, у него было несколько попыток, но у него не получилось. И вот почему: когда лет 20 назад он пытался сделать бизнес, все было просто – на тот момент в экономике не было ничего! Не было хороших магазинов, не было ночных клубов. Всё начинали отстраивать с нуля. Я сам из Екатеринбурга и очень хорошо помню, как всё начиналось и развивалось. А сейчас в бизнесе и в экономике всё есть. Нет ничего не занятого. Когда он пытался и не понял, до него дошло постепенно —   единственное, что ты можешь сделать, это предложить что-то, что является технологией. Тогда никакой технологии не надо было – бери больше и кидай дальше. Подсмотреть и точно так же повторить у себя. Всё! Сейчас нужна технология, а он технологию не умеет делать. Он драйвер чего угодно. Он очень важная персона, но когда вы к нему пришли, единственное, что его интересует – это идея, с которой вы к нему пришли. Это что-то, что для него вызывает блеск в глазах. Вы скажете, а как же деньги?

Давайте посмотрим, как идею нужно для него донести. Есть три компоненты, с помощью которых можно продать любую идею. На самом деле их два, третья вытекает по определению. Первая – некое проблемное поле, вокруг которого строится ваша идея. Суть проблемы надо изложить в двух-трех предложениях. Второе – это масштаб проблемы – т.е. какое количество людей или компаний с этим сталкивались. И третье, это цена проблемы. Цена проблемы – это самое главное.

Вокруг цены тут же начались перепалки и Олег привел убедительный, на его взгляд пример замены уборщиц в кампусе Дальневосточного университета роботами:

Компании нужен результат, а не уборщицы. Это то, что я называю ценой проблемы. Если вы рассказали инвестору о цене, идее и масштабе, он сам очень быстро проинвестирует в вас. Главное, чтобы вы показали, что проблема масштабна и она дорога! После этого вы делаете второй шаг: ему надо рассказать об альтернативных способах решения. Когда мы проанализируем их, мы должны сделать очень важную вещь – делаем таблицу и отмечаем галочками свойства. Последний вариант – это мы. У нас все галочки. Во-первых, это не правда.  Такого не бывает. Но что самое важное заключается в том, что после того, как вы их, решения, собрали, вы должны включить инженерный мозг: каким бы вы бизнесом не занимались, надо включать инженерный мозг. Я на этом настаиваю. Подлинный интерес к вам возникает только в том случае, если вы выявили в чем суть недостатков этих вариантов решений, эту суть зафиксировали и ваша технология, ваш вариант решения, он построен на этого «сутевого» недостатка. Если вы это сделали, это одна история. Если вы этого не делали, вы говорите: есть пять вариантов решения задачи, вот наш – шестой. Мы ничем не хуже и не лучше. Выявляется подлинная венчурная история только в том случае, если вы преодолеваете «сутевой» недостаток.          

Олег БаранникНесколько раз прослушивал неологизм «сутевой» недостаток. Быть может, Олег действительно вскрывал суть проблем российского технологического предпринимательства. Недаром Григорий Баев, сидя рядом со мною, радостно подхватывал: вот и это нужно для нашей школы в Твери, и вот это важно… После мастер-класса мы познакомились в Олегом, когда от него отхлынула толпа вопрошателей. Григорий предложил приехать в университет на встречу с Леонидом Яскиным, который сегодня покажет мастер-класс об инженерной экспертизе. Теперь будет что сравнить, вспомнив поговорку два сапога – пара, у которой есть замечательный нюанс —  Та̀къ мы ихъ понимаемъ, какъ есть они во всей здѣшней округѣ самый вредный господинъ-съ.

Теги:, , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности