ESKIMO КРИТА

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП

Наталья Салиенко, Алексей Москвич и Григорий БаевВо времена СССР каждый житель страны мог лакомиться мороженым «ЭСКИМО». И не просто лакомиться – десятилетиями бренд не терял своей «зимней» свежести, особенно летом. Вчера вернулся с курорта Херсониссос. Там я проживал в отеле Hersonissos, который Туроператор TUI продает как отель 4 +, и увидел эскимо Крита – в махонький холодильник с таким названием с трудом помещались две бутылки минералки, бутылка критского вина и персики или виноград.  Представитель принимающей стороны — компании  AMBOTIS Артем Богословский на вопрос о том, что этот отель явно не звездный, скромно заметил, что в основном отельный бизнес Крита семейный и стоит делить его на категории А, В, С и Д. Теперь у меня есть все основания обратиться за консультациями в Центр семейного бизнеса МИРБИС, который возглавляет профессор Наталья Салиенко. Именно она в марте этого года на Всемирном конгрессе предпринимателей блестяще вела панельную дискуссию Секрет фирмы: тонкости семейного бизнеса. Там мы с Алексеем Москвичем и Григорием Баевым внимательно слушали экспертов, но никаких секретов не узнали. Но на Крите я выяснил вот что: 

 SAMSUNG DIGITAL CAMERAХолодильник с надписью ESKIMO замечательно вписывался в скудную обстановку номера и чем-то неуловимо напоминал легенду советского производства — холодильник «САРАТОВ 2». Он выпускался в то время, когда началось массовое строительство хрущевок, где все радовались малогабаритным, но своим, кухням. Наверно, и в это время или чуть позже проснулся отельный бизнес Крита, куда шагнули семейные капиталы. Модель такого бизнеса проста – на массовом клиенте делать деньги. И ничего более. Никаких, как в Испании, анкет гостей о качестве обслуживания, всё просто, по-семейному: официанты в ресторане, ежедневно отрабатывающие сезон отпусков, такие же горничные, крутые бармены в черном, играючи бросавшие  в бассейн подвыпивши барышень, скромный представитель семьи, каждый вечер обходивший вверенную ему территорию.

SAMSUNG DIGITAL CAMERAНо рядом в городке так же конкурировали за клиента простые семейные бизнесы. В основном они подлавливают его на том, чтобы он зашел с палящей жары в прохладу, там и остался, и оставил свои деньги. Но в этом водовороте бизнеса я обнаружил жемчужины семейного бизнеса. Первой стала компания Kosta-Maria Jewellers, отметившая в этом году свое 30-летие.  Мистер Антонис, сын основателей, с гордостью показывал мне пухлый семейный альбом, где на первых фотографиях в домашних условиях стартовал их бизнес – там принимали клиентов, там же находилась мастерская. Он сетовал на то, что пока дети не ощутили вкуса настоящего бизнеса, а Татьяна, консультант по драгоценностям, рассказала о том, что главный секрет  Kosta-Maria Jewellers в том, что покупателям ничего не навязывают, показывая товар, причем товар высшей категории качества. Она знает не только всё о самих драгоценностях, но и о том, как они изготавливаются, чем отличаются от схожей продукции… Словом, только показывает товар. А клиент сам выбирает. Такая модель бизнеса принесла весомые плоды: от семейной мастерской фирма выросла до группы из трех салонов, а ведь еще есть и продажи по каталогам. Красавица Татьяна так же отметила, что владельцы не экономят на консультантах, ведь именно они находят путь к сердцу и кошельку клиента.

SAMSUNG DIGITAL CAMERAПуть к сердцу и кошельку клиента нашли и наши соотечественники, основавшие в 1991 году компанию Sparrow travel. В буклете сообщается, что она предлагает только качественные услуги. Анна, очаровательная дочь основательницы, днюет и ночует в офисе – с 9 до 12 и с 18 до 23 встречает клиентов. Прогуливаясь по набережной, мы с супругой постоянно видели её в обществе туристов. Экскурсия на плато Лассити, заказанная в компании, оказалась и познавательной, и интересной. Экскурсовод Елена замечательно рассказывала о том, что мы видели из окон шикарного шаттла, и то, что было на местах его остановки: мы посмотрели деревни плато, побывали в монастырях, заехали в экодеревню, где есть гончарная мастерская и действующий ткацкий станок.

SAMSUNG DIGITAL CAMERAИменно на плато Лассити произошла моя третья встреча с настоящим семейным бизнесом Крита – простой таверной, куда я умыкнул свою чудную супругу, оставив экскурсантов один на один с массовым обслуживанием. Так вот, небольшая таверна, столиков на 20, оправдала наши ожидания на 100 %. Бармен Манолис, услышав мой призыв о еде, мигом накрыл стол белоснежной скатертью, поставил приборы и началось пиршество: вслед за запотевшим графином восхитительного белого вина на столе с невероятной быстротой начали появляться настоящие критские деликатесы. Описывать далее не могу, началось обильное слюноотделение… Добавлю лишь, что я познакомился там с двумя парнями — Янисом (Иваном) и Василием. Им то я страстно излагал по-английски свои впечатления о приеме…

Оказывается, отделить настоящий семейным бизнес от липового легко – надо только посмотреть, что и как предлагается клиенту. Как тут не вспомнить лекцию Раисы Деминой, которая сказала, что очень важен на сегодняшний день общественный запрос на честность и прозрачность: у нас абсолютно белое предприятие, мы принимаем людей, которые близки нам по духу и духовным ценностям, мы стараемся культивировать честность, чтобы была в взаимоотношениях и в компании между людьми, и честные мы перед своим потребителем, прежде всего.

Так что и Наталью Касперскую можно будет 9 сентября спросить и о секретах бизнеса семейного: например, как пояснил в одном интервью Игорь Ашманов, муж Натальи, у компании «Наносемантика», 2010 года у нас стабильно рост на 50-100% из года в год. В год мы делаем до пятнадцати-двадцати заказных проектов, ближайший план – выйти на показатели в 40-50 проектов в год. В общем и целом, мы с женой потратили на «Наносемантику» больше $2 млн.

Теги:, , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности