ПРОБЛЕМЫ КОМАНД ИНЖЕНЕРОВ
Скромные и обаятельные Дмитрий Галкин и Ашот Элязян не просто замечательные студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана. Они, в отличие от многих сверстников, рыщущих в поисках ответа на вопрос: куда податься после получения диплома, наращивают свои конкурентные преимущества, овладевая новыми знаниями, полезными в новой постиндустриальной экономике. Вот их мнение о том, как надо формировать команды инженеров, создающих на ниве технологического предпринимательства свои чудо-новинки.
Создавать продукт, опираясь на фокус-группы, по-настоящему трудно. Чаще всего люди не понимают, что им на самом деле нужно, пока сам им этого не покажешь.
(Стив Джобс, Apple Inc., CEO)
В современном бизнесе, особенно, связанном с инновациями, все чаще используют трендовые понятия «командоообразование», «teambuilding», «team-management». Суть этих красивых слов в том, что для успешной реализации и ведения бизнеса, в частности проекта, необходимо собрать эффективную команду, в которой каждый участник будет выполнять определенную роль.
Пожалуй, ни для кого не секрет, что в и МГТУ им. Н.Э. Баумана, и в университетах столицы, учится большое количество талантливых, умных и креативных ребят. Более того, часто именно молодые студенты и студентки из года в год проектируют, разрабатывают и создают новые технические устройства, инновационные продукты. Проекты хорошо оснащены технически и технологически, но, в то же время, они часто не доработаны, не продуманы в своей «нетехнической» составляющей. Экономической эффективности, реализации продукта и рынкам сбыта, организации производственного процесса, источникам финансирования и прочим немаловажным факторам успешности проекта уделяется крайне мало внимания.
Очень часто молодые инженеры стараются в одиночку решить все возникающие проблемы. В итоге, презентации проектов слушателям, среди которых сидят потенциальные инвесторы и покупатели, напоминают лекции по физике: на «выходе» получается скомканная презентация продукта, некомпетентность по интересующим простых обывателей вопросам (сколько стоит чудо-новинка), и многие другие «косяки». А ведь презентация – командная работа!
Суть формирования успешной команды состоит, прежде всего, в делегировании обязанностей более компетентным лицам: пусть инженеры работают над созданием прототипа, экономисты — над сокращением издержек, а презентовать продукт должен человек, умеющий преподать его в лучшем свете. Некоторые полномочия могут быть совмещены в одном человеке, но только если это совмещение приносит пользу проекту, а не вред.
Проблема формирования команды – сложна сама по себе, но, казалось бы, все понимают, что её надо решать. Но, как показывает практика, инженеры чаще всего идут по «накатанному» пути: у ребят слишком узкий круг знакомств и, в первую очередь, они обращаются к друзьям и знакомым. А если они не помогут, нужно искать потенциального сотрудника на рынке труда.
И вот тут на первый план постепенно выходят проблемы, связанные с коммуникативными навыками молодых инженеров. И ведь, на самом деле, откуда им взяться, если ребята, как правило, днями и ночами только и делают, что занимаются своими разработками? Им часто не понятны навыки коммуникаций (communication skills) и презентаций (presentation skills), которые касаются не только их, но и реализации идей и проектов.
В современном мире создать выдающийся продукт можно, но, не менее сложно, достигнуть с ним успеха на рынке. Именно для этого любой новый продукт необходимо представить сначала в качестве идеи своей команде; затем, в качестве прототипа — инвесторам и вот уже конечный продукт — потребителям. На каждом этапе реализации проекта разработчикам требуется особые навыки общения и презентации.
Увы, порой приходится наблюдать, как удачное техническое решение или технология демонстрируются весьма неумело: тут и чтение по листочку, неуместное углубление в непонятную терминологию, неграмотное акцентирование внимания слушателей на научной специфике и тонкостях, неуверенные ответы на интересующие вопросы, попытки «угадать правильный ответ» на вопрос слушателя. А ведь чаще всего вопросы задаются с целью уточнения интересующих моментов, а не проверки знаний выступающего.И это только то, что сразу бросается в глаза, а сколько незаметных мелочей, таких, как нервное похаживание, необходимость потеребить какой-либо предмет в руках, неподготовленная речь, которые в итоге оставляют смазанное, а порой и негативное впечатление о презентации.
Что делать в этой непростой ситуации – надо навыки тренировать и оттачивать ежедневно. Сейчас это можно сделать множеством различных способов: записавшись на курсы или тренинги по деловому общению, презентациям, продажам, или же в домашних условиях перед видеокамерой оттачивать мастерство. Но в любом случае все пройдет бесследно, если инженер не будет применять приобретенные теоретические сведения на практике. Благо, университет предоставляет такую возможность. Если быть точнее, то каждая пара, будь то лекция или семинар, является потрясающей возможность попробовать свои силы. Не с первого, так с пятого раза все обязательно получится. Сначала страх пропадет перед преподавателем, затем, перед аудиторией, а после и перед серьезными личностями, которым необходимо продемонстрировать свой товар.
Стоит особенно упомянуть, что общение на деловом уровне, контакты и знакомства вскоре перейдут на совершенно иной уровень. Ведь преподать себя, по сути своей, столь же важно, как и представить качественный товар его потребителю. Чем увереннее человек в своем общении с другими людьми, тем интереснее и ценнее знакомства и связи, которыми он обрастает, при прочих равных условиях. Главное, сколь больше, шире и разнообразнее круг компетентных знакомств, столь более эффективную, сбалансированную и сплоченную команду можно собрать. В то же время, какая бы хорошая ни была собрана команда, настанет час, когда дело потребует мотивации, вселения уверенности, вдохновения своей «свиты»
Так что студентам-разработчикам, инженерам, технарям хочется напомнить, что для продвижения своего проекта необходимо несколько составляющих: надо обязательно сделать расчеты как по продукту, так и по его реализации; найти продуманное до мелочей инвестиционное предложение. Не забывать при этом демонстрировать умение вести живую дискуссию, ибо всех вопросов не учесть: надо уметь ответить на любой вопрос, или корректно уйти от него без ущерба интересам проекта. И нужно помнить идею, приведенную в эпиграфе, что инновации всегда появляются неожиданно для простых покупателей, и сначала необходимо убедить их в том, что они нуждаются в представленной идее, технологии, продукте или услуге, и тогда шансы на коммерческий успех проекта ощутимо возрастут.
Вот как всё складывается интересно – два года назад я написал о Галкине так:
У Дмитрия пока заботы другие – вместе с приятелями он сдает сессию, а будет ли воздвигать замок для своей королевы, время покажет. Ведь он пришел на проект КЛИП, где те, кто заработал себе репутацию и состояния, щедро делятся секретами бизнеса. И, вот теперь, он вместе с Ашотом разъясняет всем, почему инженерам надо создавать команды. А потом, наверное, они, поднабравшись опыта, смогут объяснить феномен успеха в бизнесе. Вот для Ричарда Брэнсона он заключается в том, чтобы создать то, чем действительно можно гордиться.
Теги:communication skills, presentation skills, Ашот Элязян, Дмитрий Галкин, команда проекта
Обратную ссылку с вашего сайта.