ДМИТРИЙ СТЁПКИН КАК ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Днями произошло удивительное событие: закрученный свет впервые передали на расстояние трех километров по воздуху. Физикам из Австрии, результаты опубликованы в New Journal of Physics, удалось при помощи лазерного луча и линзы передать свет на расстояние трех километров от радарной башни Центрального института метеорологии и геодинамики в Вене до приемника, расположенного на крыше кампуса местного университета. Информация содержала выполненные в сером цвете изображения композитора Вольфганга Амадея Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart) и физиков Людвига Больцмана (Ludwig Eduard Boltzmann) и Эрвина Шредингера (Erwin Schrödinger), а ведь какие возможности открывает эта технология: оказывается, можно будет закрутить в один большой макроканал большое количество лучей разных длин волн, с каждым из которых связана передача информации определенного типа, а это, в свою очередь, ведет к увеличению увеличения емкости передаваемых объемов информации. Не менее удивительное событие произошло в аудитории 513 ю бауманского университета, где прошла лекция директора по развитию инновационных проектов ОАО ОМЗ Дмитрия Стёпкина для студентов факультета инженерного бизнеса и менеджмента. Удивительно было не только то, что старшекурсники почти в полном составе оккупировали аудиторию, а то, как за одну только лекцию они получили из первых рук информацию не только о том, как за инновации борется ОАО ОМЗ. В лекционном макроканале Стёпкина звучали темы докладов знаменитого Римского клуба, мировых трендов в области технологий, развития стартапов в мире и РФ и так далее, хотя начало лекции было сухим и традиционным: Меня зовут Дмитрий Степкин, я являюсь директором по развитию инновационных проектов в Объединенных машиностроительных заводах, это достаточно крупный холдинг и мы одна из немногих российских корпораций, которая активно занимается стартапами, это то, что называется корпоративным венчурингом; я так же много работаю с чистыми технологиями (всё, что связано с ветром, солнцем, водой, с возобновляемой энергетикой), – именно так Дмитрий неспешно начал свою презентацию, — Так же я помогаю коллегам вести трек по этим технологиям в рамках акселератора GenerationS.
Впрочем, представлю сначала мнение умницы Виктора Уфельманна, который с верхних рядов аудитории обозревал всё, что происходило рядом с экраном и классической доской:
10-го ноября, на лекции Андрея Дмитриевича Кузьмичева, нас посетил Дмитрий Борисович Степкин, директор по развитию инновационных проектов ОАО ОМЗ. Нечасто к нам заходят гости такого ранга, поэтому вся аудитория слушала лекцию, затаив дыхание.
Дмитрий Борисович был весьма доброжелателен и словоохотлив, начав свой рассказ с того, что же это за фрукт – Объединенные Машиностроительные Заводы, чем они занимаются, продолжив тем, что ОМЗ сотрудничает с треком Cleantech акселератора GenerationS , разумеется, заранее поделившись спецификой деятельности трека – поддержка стартапов в сфере чистых технологий. Также для нас стало откровением, что Россия в рейтинге стран, развивающих чистые технологии, находится чуть ли не на последнем месте, в то время как Израиль находится на первом – все же есть еще что развивать в нашей стране и работа в этой сфере только начинается. Дмитрий Борисович, к тому же, поделился с нами примерами стартапов, развивавшихся на площадках ОМЗ и Cleantech, что нам также было интересно.
45 минут монолога бывшего руководителя “Ингрии” показались нам полноценной полуторачасовой лекцией, так как впитано было очень много новой и разнообразной информации. Закончив свою речь, Дмитрий Борисович обратился к нам с готовностью выслушать возникшие вопросы. Однако аудитория притихла в скромном молчании, ограничившись парой “уточняющих” вопросов по презентации. Казалось бы, неужели ни у кого не возникло вопросов к одной из ключевых фигур крупного промышленного холдинга в области тяжелого машиностроения? Разумеется, нет, студенты просто напросто боялись задать наболевшие вопросы на тему “А как можно попасть к вам?”, “А сколько платят?” и т.д.
Андрей Дмитриевич уловил эту атмосферу и попытался оживить аудиторию. Поддержку ему оказал мой одногруппник, Ваня Самсонов, завязав продолжительную беседу с Дмитрием Борисовичем, начав лишь с вопроса о том, что его ждёт, если он соберется реализовывать свой инновационный проект на площадке ОМЗ. Конкретно, Ваню интересовали финансовые доли, которые на разных этапах проекта делят компания-инноватор и компания-инвестор.
Впоследствии аудитория оживилась. Прозвучал вопрос: “А что если есть команда с инновационной идеей, но в команде нет инженера?”. На что Дмитрий Борисович улыбнулся и спросил: “Неужели в техническом ВУЗе нет возможности подобрать техника в команду?”. Оказалось все не так и просто. Тот же Ваня Самсонов рассказал о том, что однажды сам искал техника в МГТУ, однако не нашел его, хоть и предлагал кругленькую сумму своему будущему сотруднику. Намного легче оказалось найти инженера на стороне, бауманцы почему-то не столь охотно отзываются на такие идеи.
В конце концов задали вопрос о том, как можно выиграть в конкурсе GenerationS, пытаясь узнать возможные “секретные ходы”. Дмитрий Борисович озвучил прописные истины, сказав, что выиграть можно лишь сделав хороший продуманный проект. Также, разумеется, он сделал акцент на качестве презентации, отметил тонкости, которыми можно зацепить будущего возможного инвестора.
В заключении все поблагодарили Дмитрия Борисовича за лекцию и разошлись по своим делам. Судя по выражению лица лектора – аудитория ему понравилась и, по его мнению, лекция прошла успешно. А у ребят были смешанные чувства – одни задумались над перспективой работы в ОМЗ, другие над стратегией продвижения своих инновационных проектов. Но одно можно сказать точно – равнодушных не осталось, и ребята с удовольствием бы чаще встречали подобных гостей!
Увы, заманить таких занятых и хороших людей в студенческую аудиторию непросто. Увы, в коротком посте трудно описать все идеи, с которыми щедро делился Дмитрий Стёпкин. Но зато можно, на мой взгляд, еще раз остановиться на ключевых вопросах инновационной деятельности, поднятых им.
Вот что он ответил на вопросы: Покупает ли корпорация инновации? Как выстраивается корпоративный инвестиционный процесс? Зачем корпорациям инновации, когда и так всё хорошо?
Многие компании занимаются догоняющими инновациями. Есть инновации улучшающие, когда улучаются существующие продукты. Продуктовые инновации открывают совершенно новых клиентов. Надо понимать, что компания не покупает технологию. Ей нужен рынок, который будет обеспечен с помощью конкретной технологии! Вот за этим идет гонка! Есть радикальные инновации, которые устанавливают новый отраслевой стандарт. Мы пришли к выводу, что операционными улучшениями не проживешь: у нас есть много инженеров, которые занимаются много лет одним и тем же – увеличением мощности экскаватора. У нас выпускаются большие карьерные экскаваторы, в один ковш которых въезжает два легковых автомобиля. Это гигантские машины. Выращивание новых продуктов по такому пути, заводит компанию в тупик. Поэтому, мы стали искать решения вне компании и создали несколько механизмов, связанны с трансфером технологий – Фабрику инноваций и индустриальную венчурную компанию, по сути, это инвестиционный фонд, который инвестирует на поздних стадиях. Фабрика инноваций — это свой собственный бизнес-инкубатор, чтобы заниматься выращиванием проектов, как своих собственных, так и приходящих извне.
К сожалению, инженерных проектов катастрофически мало. Если есть здравое зерно, но изобретатель, обычно не очень молодой, рад, если его аспирант, видя ситуацию с точки зрения бизнеса, помогает ему развернуть эту идею, представить не изобретение, а бизнес-проект. Здесь ключевое слово – бизнес. Но такое случается далеко не всегда. Поэтому, те технологии, которые нам интересны, мы вынуждены «докручивать» своими собственными силами – предлагаем сделать бизнес-план, походить по ключевым заказчикам, пообщаться с поставщиками, провести исследование рынка…
Чтобы это всё заработало, в ОАО ОМЗ организовали сделать свой собственный конкурс проектов в сфере машиностроения — Техностарт. По версии Стёпкина, на конкурс поступило в прошлом году более 200 проектов из 70 городов. А потом Стёпкин огорошил студентов таким заявлением:
Изобретали часто говорят, что в корпорации не пробиться, никто денег не дает, это — ерунда! Они банально не могут доказать экономическую эффективность. Пример того, что мы бесплатно в проектах доделываем работу, ярко говорит о том, на какой стороне находится спрос и на какой стороне находится рынок! Это рынок проекта или рынок инвестора? К сожалению для нас, это пока рынок проекта.
После этого состоялся такой занятный дискурс:
У кого есть идеи собственных технологических проектов? Никто не думал об этом?
Смех и тишина.
Нет, давайте так: Кто никогда не думал о собственном технологическом проекте? Руку поднимите! Никого! Значит, все думали!
После этого студенты попросили Дмитрия привести примеры успешных стартапов и он стал щедро делиться своими знаниями, рассказав о реакторе синтеза газа; о проекте, связанным с трехмерным лазерным сканированием сложных деталей, и о проекте, связанным с измельчением:
Есть такие устройства – шаровые мельницы. Как из камней делать порошок, который дальше идет на обогащение, чтобы из него достать железо, например? Это огромная бочка диаметром два метра, куда закладывается порода и металлические шары, всё это долго перемешивается и истирается между собой, потом всё извлекается и так цикл повторяется. В другой технологии всё измельчается значительно дешевле! Если говорить о мировом потреблении электроэнергии, то по разным оценкам до 5 % мировой электроэнергии уходит на измельчение материала на горно-обогатительных комбинатах. Если мы снижаем энергоемкость этого процесса на 30 %, то в абсолютном значении получаем очень много! Вот такого плана индустриальные решения нам нравятся.
На вопрос по поводу долей в инновационных проектах он так же ответил обстоятельно: Естественно, корпорация пытается взять максимальные позиции, это рынок продавца и покупателя. Здесь что вы можете сделать? Доказать, что ваш бизнес стоит больше. Каким образом? Самый простой способ убедить инвестора, например, если вы побегали и получили подтверждающее письмо от Роснефти, например, что технология интересна. Оно очень сильно повышает качество стартапа. Это первый критерий как сыграть против инвестора. На вас сразу, после того как вы побегали по заказчикам, будут смотреть как на бриллиант.
Кстати, если вы подадите заявку на проект и скажете, что заложили собственную квартиру, взяли кредит и сделали лабораторный образец, то ваша стоимость взлетает! Для инвестора это огромный плюс. Так что если вы готовы заложить квартиру под эту идею, то вы не только хороший предприниматель, но и рисковый венчурный инвестор – два в одном. Далеко не все готовы брать на себя такие риски!
Еще одна важная деталь о том, какие проекты с точки зрения распределения долей не самые интересные:
Когда изобретатель и автор проекта раздал по 5 % сестре и брату, 3 % маме, 20 % какой-то компании… получается такой пирог, то это та структура, с которой вы никуда не пойдете. По доле: ситуации бывают очень разные, но на первом инвестор входит, скажем, на 25 %.
Еще одна важная деталь: почти все вопросы сначала задавали ребята, а потом нежный голосочек задал такой вопрос: с чего вы начали свою карьеру и по каким ступеням вы поднимались наверх?
Какая была ситуация? Получая техническое образование, я понял, что надо получить экономическое. В результате получил оба в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим работал и занимался информационными системами в консалтинговой компании. Потом, годам к 25-ти, понял, что занимаюсь совершенно не тем в жизни, что надо что-то принципиально менять. Тогда в Питере открылся бизнес-инкубатор Ингрия, и я пошел туда работать стажером, потом стал координатором, консультантом, потом директором. За два года я стал директором. Потом переехал в Москву для работы в ОМЗ.
Но даже в Москве Стёпкин не забывал о Питере: в прошлом году на Ижорской промышленной площадке состоялось несколько тренингов для специалистов предприятий Группы ОМЗ. На них подробно разбирали бизнес-проекты не только молодые и активные инженеры и технические специалисты ижорских предприятий, но и студенты Санкт-Петербургского государственного технологического института. Суть одного из треннингов, как рассказывал Дмитрий Стёпкин местной газете, была такова:
Сорок участников тренинга были разбиты на группы, каждая из которых под руководством наставников разрабатывала бизнес-идею. Таким образом мы обучали молодых специалистов практическим навыкам проработки инновационных проектов и командной работе – от формулирования технической идеи до создания пути ее внедрения, включающего экономическую составляющую, понимание рынка, стратегии развития проекта и так далее. По окончании тренинга были определены победители в номинациях «Лучшая бизнес-идея» (команда под руководством автора из ИЗКАРТЭКС им. П.Г. Коробкова) и «Лучший бизнес-проект». Один из этих проектов успешно прошел инвестиционный комитет Группы ОМЗ, где были одобрены многомилионные инвестиции.
Как это похоже на то, как мы в университете организуем Летнюю школу инженерного бизнеса КЛИППЕР, куда съезжаются студенты и выпускники лучших российских университетов. Возможно, среди них будет последователь Александра Попова, изобретателя радио. Возможно, и на таком примере он с коллегами увидит ахиллесову пяту нашего инженерного творчества: да, летом 1897 года нашему великому ученому сопутствовал успех: удалось осуществить радиосвязь между берегом и кораблем на расстоянии более 3 километров и между кораблями на расстоянии свыше 5 километров. Но какой ценой досталась победа? Профессор питерского политеха Виктор Данилевский напомнил читателю, что творец радио добился выдающихся результатов, создавая первые радиостанции из старого, бросового оборудования: оказывается, для опытов пришлось комбинировать детали устаревших учебных аппаратов проволочного телеграфа. Через два года для испытаний промышленные образцы радиостанций системы Попова были заказаны французской фирме инженера Э. Дюкрете, установлены на кораблях Черноморского флота и показали надежную радиотелеграфную связь на расстоянии нескольких десятков километров. Замечательно, что 7 мая 1999 года в конце главной аллеи Матросского бульвара Севастополя открыли памятный знак «В честь 100-летия изобретения радио А.С. Поповым». Но на нем нет надписи: испытания проводились на радиостанциях, изготовленных на фирме инженера Э. Дюкерте.
Теги:GenerationS, бизнес-инкубатор Ингрия, Виктор Данилевский, Виктор Уфельманн, Дмитрий Степкин, Иван Самсонов, изобретатель и автор проекта, КЛИППЕР 2015, ОАО ОМЗ, Техностарт
Обратную ссылку с вашего сайта.