БИЗНЕС КАК ОТКРЫТЫЙ КОСМОС
Обзор 24 заседания КЛИП 24 марта 2015. Проект ExoAtlet
В последние дни марта появились две новости на одну тему. Первая из Красноярска о том, что в Институте биофизики Сибирского отделения РАН ученые создали крошечные светильники из углеродных наноструктур и технологию получения модифицированных наноалмазов .«Наноалмазы способны светиться, но для этого нужны большие магнитные поля. Нанотрубки многократно усиливают магнитное поле и тем самым усиливают свечение наноалмаза. Можно сказать, что мы получили прообраз крошечного светильника — нанотрубка, на кончике которой светится наноалмаз», — пояснила младший научный сотрудник новосибирского Института неорганической химии СО РАН Юлия Федосеева. По ее словам, такие конструкции могут найти применение в самых разных сферах — от новых типов дисплеев до медицинской диагностики. Другая новость пришла из Британии, где представили электрическую лампочку из графена, которая поступит в продажу в середине 2015 года. При цене 18 долларов изделие будет лишь немного уступать стандартным светодиодным лампам. Новую лампочку сэр Константин Новоселов (один из открывателей нового вещества) представил канцлеру казначейства Великобритании Джорджу Осборну (George Osborne) на открытии Института графена. Вот так новости – одна о прообразе светильника, другая – о том, что лампа из графена вот-вот поступит в продажу! Екатерина Березий, основатель и CEO проекта EXOATLET, представила вместе с командой на заседании Клуба инженерных предпринимателей Экзоатлет в действии. И не только представила, но и сообщила о том, что цена изделия за полгода рухнула в два раза – теперь он будет продаваться за 25 000 американских долларов.
Ярослав Святославский как пилот-испытатель роботов в проекте «ЭкзоАтлет» представил эту новейшую новинку в холле 4 этажа главного здания и заслужил аплодисменты всей аудитории. Екатерина Березий так же купалась в аплодисментах, когда рассказывала об истоках проекта, о формировании команды и первых результатах. Тех, кому интересен проект, отсылаю к неплохим публикациям в журнале Эксперт — Примерка внешнего скелета и в старом Секрете фирмы — Трудный шаг. В первой подробно описан первый прототип, представленный на Шестом Международном салоне комплексной безопасности, когда разработчики получили из рук министра обороны Сергея Шойгу золотую медаль и задание: «Доработать». Вместо этого они ушли в свободное плаванье. Как и лидер медицинского скелетостроения американская Ekso Bionics, отделившийся от проекта министерства обороны США. Вторая публикация описывает, как сотрудник НИИ механики Елена Письменная, о ней говорила Екатерина, вместе с группой робототехников и нейрофизиологов МГУ придумала, как переориентировать созданный экзоскелет для медицинских задач. Там же описано, как на позицию CEO «Экзороботикс» ученые пригласили Екатерину Березий, знакомую с Письменной по мехмату МГУ. По замыслу Письменной, отмечено в статье, Березий должна была помочь сделать из «Экзороботикс» работающий бизнес и привлечь инвестиции. «Реалии рынка — для нас дело темное. Более того, это нам не очень и интересно,— не скрывает Письменная.— Мы занимаемся наукой и хотим сосредоточиться на технических задачах «Экзоатлета». А Катя и понимает научную составляющую, и думает, как найти деньги, договориться с будущими заказчиками и партнерами«.
Екатерина в презентации сумела найти золотую середину между наукой и бизнесом, аккуратно описывая трудности пути и проблемы командообразования. Вот какие мысли можно почерпнуть из её рассказа:
О бизнесе как открытом космосе:
Дальше нужно было понять: есть два пути развития – инициировать очередной контракт и попробовать описать параметры будущего экзоскелета, выиграть конкурс и получить очередным результаты с новым прототипом; можно было зажмуриться и фактически пойти в открытый космос, туда, куда раньше не ходили.
О команде и доверии
Так случилось, что я и мои коллеги-менеджеры с техническим образованием вместе с командой посмотрели на то, что у нас получилось и в друг друга поверили! Поверили в контесте того, что ребята были готовы работать. Они знали, какой должен быть экзоскелет и они были готовы менять свою точку зрения. Мы с Михаилом решили бросить свою работу, договорились, что делаем экзоскелет и через два года смотрим на то, что у нас получилось. Мы решили, что два года своей жизни посвящаем развитию того, о чем не должны жалеть в будущем никогда. Даже если у нас ничего не получится. Поэтому, мы пошли по пути коммерциализации проекта.
О главной аудитории
Что у нас произошло? Мы собрали команду, приняли решение, что будем делать медицинский экзоскелет, а дальше получилось, что у нас команда состоит из математиков, программистов, электронщиков, инженеров. Врачи приходили к нам сами. Они приходили и говорили: нам интересно участвовать в том, что вы делаете. Главная аудитория – врачи. Они создают тренд, они дают рекомендации, они будут сопровождать это устройство и фактически создавать методики по его использованию.
О снобизме и пафосе в команде
Для меня всегда было очень важно, у меня было всего два работодателя в жизни, есть ли возможность у меня чему-то учиться. Я ушла из компании, где выше меня был только собственник и полторы тысячи человек в подчинении. Я там провела четыре года и поняла, что это за бизнес-модель. В текущей команде у меня не хватает времени учиться почти у каждого члена команды. У них нет спеси и снобизма, излишнего пафоса, они готовы услышать альтернативную точку зрения. У нас сейчас 16 человек в команде.
О технических людях и менеджерах
Самое главное, чтобы технические люди управлялись менеджерами, а менеджеры слышали этих людей. У нас постоянно происходят споры: я говорю – у нас есть вторая версия текущего прототипа, давайте позовем второго пилота. А мне говорят, нет, подожди, нам еще нужно три недели, чтобы протестировать этот. На самом деле постоянные терки между менеджерами и технической командой, они очень важны, потому что они приближают горизонт проекта, т.е. дают возможность быстрее его делать. И при этом очень важно доверие. Нам очень крупно повезло друг с другом, потому что команда слышит нас, а мы слышим её. Я вас призываю – если вы кому-то доверяете, если у вас есть некая идея, то главное – ничего не бойтесь, просто доверяйте друг другу. Я страшная перфекционистка и поймала себя на мысли, что те презентации, которые я делала, те шаги, которые совершала, очень хотела сделать качественно и хорошо. Даже не думайте об этом! Главное – делать. Вы не представляете, какое количество задач стоит перед вами, их число растет как снежный ком. Главное – делать. Каждый день.
Снежный ком задач важен не только для команды проекта Екатерины, не менее важно описать и задачи, и результаты. Ведь развитие проекта надо быстрее описывать как учебный кейс. Увы, в России пока такой тематикой практически не занимаются. А вот в Британии, ссылаюсь на Константина Новоселова, в Манчестерской бизнес-школе специально изучают социальные последствия развития графеновой науки. Почему же именно там, в Британии, уже создали графеновую лампу? Ответ, на мой взгляд, в афоризме Карела Чапека, придумавшего термин РОБОТ: Есть несколько способов разбивать сады: лучший из них — поручить это дело садовнику.
Теги:exoatlet, GenerationS, Екатерина Березий, Елена Письменная, заседание КЛИП, Константин Новоселов, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИИ механики, РВК
Обратную ссылку с вашего сайта.