МИСТЕР ДАНЬШОВ ОБ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ БРАЗИЛИИ
Ричард Фейнман, нобелевский лауреат по физике и автор чудесной книги «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»очень любил Бразилию. Однажды, к конце учебного года, студенты попросили его прочитать доклад о преподавании в Бразилии. На докладе должны были присутствовать не только студенты, но и профессора и правительственные чиновники, так что он взял с них обещание, что сможет говорить все, что захочет. Ему сказали: «О чем речь! Конечно. Это же свободная страна». И вот он пришел в переполненный зал, захватив элементарный учебник физики, по которому учились на первом курсе колледжа. Он обратил внимание всех на то обстоятельство, что в нем только в одном единственном месте упоминаются экспериментальные результаты. И сделал потрясающий вывод — эти единственные в книге «экспериментальные данные»- фальсификация. Никто не запускал шарик, иначе невозможно было бы получить такие результаты. После лекции глава департамента научного образования страты поднялся и сказал: «То, что сообщил нам мистер Фейнман, тяжело слышать. Но я думаю, что он действительно любит науку и искренне озабочен. Поэтому мы должны прислушаться к его мнению. Я пришел сюда, зная, что наша система образования поражена каким-то недугом. Здесь я узнал, что у нас рак». Дмитрий Даньшов, совладелец компании Механика, лекций в Бразилии не читал, зато его отчет о посещении учебных центров в Бразилии, стоит прочитать всем, особенно тем, кто выстраивает промышленную политику, опираясь на систему образования. Вот его пост с вкраплениями фото.
Одна из самых важных тем – посещение учебного центра SENAI. Слышали о нем многократно отзывы самые лестные. Принимали нас Этсон Лемес, координатор-педагог, и Марио Алвес, технический координатор. Если по-нашему – два проректора.
К нашему визиту подготовились, стандартная презентация была на высоте, их штатный фотограф работал все время для сайта центра. Сразу было видно, что ассоциация Conarem пользуется в стране большим авторитетом – может быть, как раз поэтому просьбу от них о нашей поездке здесь тут же удовлетворили.
SENAI организован в 1942 году промышленниками в сфере сервиса и автоиндустрии – опять же в переводе на наш – торгово-промышленной палатой Бразилии, для обучения сотрудников. Для финансирования системы SENAI 1% от фонда заработной платы от всех промышленных предприятий это сферы перечисляется государству, а уже оно финансирует SENAI. За это промышленники имеют возможность от 5 до 15% своих сотрудников отправлять учиться. Но это не только возможность, но и обязанность. И если какое-то предприятие не отправило 5% своих людей на учёбу – начисляются штрафы. Первоначально многими промышленниками такая система воспринималась отрицательно, квота не выбиралась. Последние 15…20 лет большинством предприятий эта возможность расценивается позитивно и возможности обучения используются широко.
Система обучения четырехуровневая. Первый уровень – базовый. Сюда направляются студенты от 14 до 22 лет для получения квалификации механика. Для этого необходимо закончить школу, ведь надо быть элементарно грамотным человеком. Обучение бесплатное двухгодичное, но при этом человек должен где-то работать.
Специализация.
В Сан-Пауло центральный учебный центр SENAI специализируется именно в автомобильной промышленности, но также готовит кадры для строительной, химической и иных отраслей. В структуре SENAI 91 школа, из них 75 являются мобильными, т.е. приезжает огромный трейлер – передвижной класс и в определенное время в определенном месте проводятся занятия.
Сама школа действует в Сан-Пауло с 1968 года. Изначально здесь готовили станочников и маляров, как строительных, так и автомобильных. С 1990 года специализация стала чисто автомобильной. Всего в школе 201 сотрудник; из них 48 — это администрация, и 153 – профессорско-преподавательский состав.
При создании школы приглашались преподаватели из Германии.
Двухгодичный курс механика – это базовый. Следующий двухгодичный курс техника – это средний уровень, который включает более углубленную специализацию по диагностике и агрегатному ремонту. Т.е. первый базовый курс дает возможность грамотно провести ТО, что близко к уровню слесаря 3 разряда. Следующий курс – это уже с возможностью диагностики или специализации. Третий курс – технолог, это более углубленная специализация. У обучения технологов есть вечерняя форма, они могут учиться как бесплатно, так и за деньги.
Факультет
Еще есть форма обучения «факультет». Это углубленная специализация в какой-либо области. Факультет – это 2400 учебных часов, растянутых на два года на базе среднего образования. Сюда можно поступить извне, не заканчивая две первые ступени, но сдав вступительные экзамены. Стоимость обучения на факультете – 700 реалов в месяц. Для беднейшего населения обучение может быть бесплатным. Есть кредит от SENAI (не банковский, а именно от центра) с обязательством выплатить определенную сумму после окончания обучения. Факультеты есть в 17 школах из 91-й школы штата Сан-Пауло. На каждом из 17 факультетов своя специализация. Количество студентов, прошедших обучение в школе СИНАЯ: в 2012 году – это 20 000 человек, в 2014 году – 14 тысяч. Обучение идет в три смены, за одну смену – до 1500 человек. Кроме трёхгодичного факультета есть углублённые курсы по каким-либо выбранным дисциплинам. Курсы трехмесячные, включают в себя 160 учебных часов. Это уже исключительно платное дело. Стоимость курса – от 800 реалов в месяц за какой-то конкретны курс до 2200 реалов за кузовной курс. Высокая цена объясняется тем, что при этом используются достаточно дорогие ЛКМ.
Активное участие в деятельности SENAI принимают партнеры: среди них все крупные автомобильные поставщики, также GM, BMW, Mitsubishi, индийская Махиндра, местный производитель мотоциклов, который организован бывшим хозяином Cofap. (Человек продал свою компания и для души организовал производство мотоциклов). Здесь же Mercedes, ZF, здесь все крупные компании. Тренеры приезжают от производителя, обучают как студентов, так и преподавателей.
Стажировка и учеба
Стажировку (практику) студенты проходят на рабочем месте , поскольку большинство из них трудоустроено. Если человек не трудоустроен, что на некоторых факультетах допускается, то он ищет себе стажировку самостоятельно, но технолог может проходить практику у партнёра – SENAI оказывает в этом поддержку. Существует система экзаменов (теория + практика). Обязательно учитывается дисциплина (с учетом южного менталитета), отсутствие прогулов и опозданий. Существуют зачеты по окончании какого либо курса, зачеты и тесты в процессе обучения, чтобы отсеять мало пригодных к обучению. Их не выгоняют, но оставляют на второй год. Если человек увольняется из компании – от теряет возможность обучения в SENAI и компания имеет право заменить его на другого. При этом у студента, отучившегося от какой-либо организации, не возникает никаких дополнительных обязательств в отношении этой организации. Но на платные, на дорогие курсы, существуют внутренние договора типа «мы тебя направляем, но ты нам за это…».
После презентации и показа – нас повели по самому зданию. Здание 1969 года: индустриальное, красивое, внутри шикарное патио с пальмами, цветами, клумбами. Столовая, как это часто бывает, объединена с конференц-залом, там проводятся все торжественные мероприятия. Дальше показали моторный цех, где проводятся занятия по сборке/ разборке моторов, установка на автомобили и снятие, тестирование на машине и на динамометрических стендах.
Стендов два, оба индийского производства.
Достаточно много кузовщины, кузова перекатываются на специальных тележках.
В обучение входит курс сварки. Если человек этот курс не может освоить – его переводят на иную специальность, предполагая, что он к профессии кузовщика не пригоден.
Следующее, что мы увидели и чем были откровенно шокированы — несколько тысяч квадтартных метров полов с паркетом из красного дерева, где стоят автомобили, представленные партнёрами, и агрегаты тяжелых грузовиков. Все это ремонтируется, многие моторы прямо на месте можно запустить, во многие моторы преподаватели намеренно вносят какие-то неисправности и студенты должны это обнаружить и исправить.
На мотоциклетном стенде БМВ стоит мотоциклов более, чем на 1 млн евро, мотоциклы все совершено новые.
Студентам дается возможность эти мотоциклы разбирать до винтика и собирать – это очень дорогая практика.
Практикуется обучение иностранных студентов из Южной Америки и из Африки. Обучение идет как на португальском языке, так и помощью переводчиков на иных. Не спрашивал о возможности обучения студентов из России и наличии общежития – но думаю, все решаемо. Показали покрасочные цеха, школу аэрографии. Сказали, что их команда на некоем мировом первенстве занимает всегда одно из трех призовых мест непременно, что к мировым соревнованиям кузовщиков готовятся отдельно и чемпионы прошлого года обязательно готовятся для участия в соревнованиях года текущего.
По малярным системам. Готовят по четырем основным производителям лакокрасочных и шпаклевочных материалов, то есть нет доминирования кого то одного. Еще поразила химическая лаборатория, где тестируются конкретные топлива и масла – очень полезный курс.
По иностранцам: предпочитают работать не со студентами, а с преподавателями: присылайте ваших мастеров – мы их обучим. Договорились, что составленный нами отчет о посещении учебного центра SENAI мы им перешлем для ознакомления. Мы обещали оказать всяческое содействие, если представители СИНАЙ решат посетить Россию.
Какой прием теплый, дружелюбный. Нам показали все, что только можно. Для нас это был пример того, как в стране, не имевшей изначально приличного технического уровня, и где вообще часть населения неграмотна, этот уровень достигнут. Где организовано абсолютно адресное обучение с прекрасной практикой и создана связка между поставщиками техники и ремонтными предприятиями. На этом фоне московский автомобильно-технический техникум имени Рубена Руиса Ибарури выглядит достаточно убого. Точно так же бледно выглядят и лаборатории Автомеханического, МАДИ. Не уверен, что даже у Бауманки есть те стенды, которые есть у школы SENAI.
Теги:BMW, Conarem, GM, Mercedes, Mitsubishi, SENAI, ZF, автомеханика, Бразилия, Дмитрий Даньшов, профессиональная подготовка, учебные центры
Обратную ссылку с вашего сайта.