СЕМЬ ЧЕЛОВЕК ИЗ СОРОКА ЧЕТЫРЕХ НАРКОМОВ
В преддверии великого праздника 9 мая уместно напомнить всем слова Александра Демина, сказанные им на Второй конференции ДЕНЬ РУССКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ: В годы Великой Отечественной войны семь выпускников были министрами СССР – семь человек из сорока четырех наркомов. Ни один вуз страны такого количества не дал, и было это во время тяжелейшей войны. Оцените, сколько сделала наша Бауманка для победы! Что добавить к этим словам? Только пожелание, чтобы судьбы этих наркомов и тех, кто прошел войну нашли отражение в альманахе, посвященном истокам и традициям университета. Вот, кстати, публикация в газете Бауманец, где о буднях войны вспоминает ветеран факультета «СМ» Борис Константинович Ковалев:
Всего три года спустя, после организации в 1938 году, факультет был подвергнут жесточайшим испытаниям первых лет войны. Я впервые переступил порог факультета всего через два года после его создания в 1940 году, и вместе с факультетом прошел эти годы. Только что сдали экзамен весенней сессии 1941 года, ребята еще не успели разъехаться по домам, как началась война. Война расколола коллектив – часть ребят ушли на фронт, остальным было предложено эвакуироваться в Ижевск. То было не бегство от фронта, а намерение в Ижевске быстро получить специальность и идти работать на оборонные заводы. Я, забракованный еще при призыве к службе в армии по зрению, решил отправиться в Ижевск…
21 апреля 2015 года зал заседаний Ученого совета университета постепенно наполнялся гостями конференции. Его торжественная атмосфера передавалась всем: потомкам, которые пришли рассказать о своих предках; авторам альманаха, им тоже было о чем рассказать; гостям, которые знакомились друг с другом, листали страницы первого тома альманаха, полученные при регистрации.
Ровно в 13.00 Сергей Коршунов, проректор по учебно-методической работе университета, открыл конференцию. Он напомнил всем, что русская система обучения ремеслам завоевала многочисленные награды на выставках, легла в основу инженерного образования в США, сослался на публикацию в альманахе, где представлен перевод брошюры Джона Рункля, директора МТИ, изданной в позапрошлом веке. А еще он сказал о том, что через 100 лет после тех событий делегация МТИ прибыла в МВТУ им. Баумана и подарила памятную медаль в знак благодарности за тот вклад, который этот метод внес в подготовку инженеров Америки. Говоря о днях нынешних, Коршунов особо отметил:
Сейчас нам надо вспоминать наши достижения, не стесняться, кстати, потому что сейчас появляются новые, современные названия тех технологий, посвященные подготовке инженеров: например, метод CDIO. Это аббревиатура ступеней творческого процесса: Conceive, Design, Implement, Operate — «придумай, спроектируй, реализуй, управляй». Он был организован представителями Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) в конце 90-х годов. Но если присмотреться к нему внимательно, то, по сути, это и есть современное изложение нашего русского метода подготовки инженеров. Он достаточно прост – фундаментальная подготовка, глубокая практическая связь образования с производством, управление им, производством. Это звучит просто, а создать это – дело непростое, требующее большого интеллектуальных затрат, потому что инженерное дело – это не бумажное дело.
Он также предложил участникам конференции заглянуть в современные лаборатории университета. Добавлю, что всех ближе к вечеру ждала презентация суперсовременного станка на кафедре МТ 1.
Коршунов так же добавил, что совсем недавно в университете открыли кафедру инновационного предпринимательства, которой руководит выпускник Сергей Ренатович Борисов. Истоки этой кафедры в людях, которые закончили и ИТУ, и нынешний университет, закладывали основы предпринимательства, — напомнил Коршунов, — Должен заметить, что в на рубеже прошлых веков сложилась целая система, когда купцы, достигнув определенного уровня, видя необходимость повышения статуса, видя усложнение техники, отдавали своих детей как правило в технические вузы. А их было мало – ведущим было ИТУ. Такие примеры можно найти практически во всех именитых фамилиях деловых людей. Дальше их пути были совершенно различны – это и продолжение купеческой линии, и научные, и инженерные должности. Но везде они, как правило, были успешны.
Галина Базанчук, директор музея, представив коллег из дружеских музеев и потомков выдающихся выпускников, как всегда эмоционально зажгла аудиторию:
Мы все привыкли к стереотипам, а оказывается, в истории университета столько нового интересного, столько было неординарных личностей, тех, кто прославил наше учебное заведение! Недавно я от одного авторитетного товарища услышала упрек, а что ты опять лезешь в историю? У нас же есть Сергей Павлович Королев и другие титаны! Но ведь о нем и книги написаны, и конференции идут о нем, выставки разные, а кто знает про Алексея Платонова? У нас в музее есть фотография, где он изображен: там с одной стороны Дмитрий Советкин, а с другой стороны – Платонов. Нельзя авторство русского метода обучения приписывать одному Советкину, так же были и замечательные директора училища, и другие люди, которые создавали этот метод.
Конечно, она права. И об этом здорово говорил потомок Платонова, автор первого тома альманаха, Михаил Вашковьяк:
Я очень рад присутствовать в этом старинном здании, в котором прошла вся жизнь моего прадеда – от юности до преклонных лет. Он принимал активное участие в создании мастерских, в подготовке экспонатов для всемирных выставок в разных странах. Прослеживая связь поколений, могу еще сказать, что в этом зале была церковь Марии Магдалины. У Николая, сына Алексея Платоновича, унаследовавшего мастеровые навыки своего отца, здесь проходило венчание. Эту публикация я посвятил истории моей семьи, и это только первая часть.
Сергей Коршунов поделился подробностями поиска материалов для публикации:
Поиски материалов для публикации шли очень интересными путями: например, среди потомков Леонида Петровича Миндовского есть Евгений, который написал воспоминания. Хорошая книга. В ней промелькнула информация, что мой герой был профессором в Мосрыбвтузе – Московском рыбном институте. Когда я собрал много информации, то задумался – что-то я рыбный институт не исследовал. Вспомнил, что его в 50-х годах перевели в Калининград, сейчас это Калининградский государственный технический университет. Я позвонил туда и написал с просьбой посмотреть, что осталось в архиве о нашем выпускнике. Недели через три я получил от директора университета письмо с приложением многих отсканированных документов. Они нашли личное дело Леонида Петровича.
Александр Демин напомнил всем не только о том, сколько наркомов дало училище нашей стране, он говорил о великом артисте первой половины минувшего века:
Очень приятно выступать перед неравнодушной аудиторией. Одна из наших задач – сберегать то лучшее, что было в прошлом и использовать его в настоящем для создания будущего. Я в альманахе опубликовал статью о великом актере – Борисе Васильевиче Щукине. Все, кто вырос в Советском Союзе знали его прекрасно. А ведь он не закончил училище только потому, что шла Первая Мировая война. Борис Васильевич прошел краткий курс обучения в военном училище и стал офицером, принимал участие в боевых действиях. Потом ему пришлось поработать и помощником машиниста, и слесарем. А затем его способности заметил Евгений Вахтангов. И он стал актером.
После описания карьеры Щукина, он сказал:
Когда я начал заниматься историей наших выпускников, я был поражен – сколько людей мне известных с юности, из книг, оказываются на проверку выпускниками училища. В годы Великой Отечественной войны семь выпускников были министрами СССР – семь человек из сорока четырех наркомов. Ни один вуз страны такого количества не дал и было это во время тяжелейшей войны. Оцените, сколько сделала наша Бауманка для победы!
Илья Волчкевич — один из немногих, кто долго и тщательно изучает историю университета. В своей презентации он осветил основные этапы развития университета и закончил её так: Наши выпускники ценились и тогда, 150 лет назад, ценятся и сегодня.
А потом я, после выступления о том, как хорошо бы посчитать вклад в дело строительства мировой экономики, предложил провести педагогический эксперимент. За столом президиума расположились серьезные дамы – потомки выдающихся выпускников и я попросил их назвать 5 качеств предков, которые сделали их такими знаковыми людьми. Мне помогали Алена Лашина и Ярославна Рыкова, наши замечательные студентки.
- Все они были очень доброжелательными людьми
- Обладали широким кругозором и были разносторонними личностями
- Были патриоты своего училища
- Умели общаться с людьми и создавать творческую, дружескую обстановку в коллективе
- Поддерживали инициативу своих сотрудников
Затем я предложил Григорию Баеву, своему коллеге по кафедре и общим хорошим делам, рассказать о том, как он посетил музей МТИ. Он побывал там в 2013 году, познакомился с директором музея Джоном Дюрантом (John Durant), передал ему привет от Галины Базанчук и памятный сувенир — копию письма президента МИТ Джона Рункла о принятии на вооружение русской системы обучения. Мистер Дюрант отметил, что это очень любопытный документ, свидетельствующий о давних и тесных связях МГТУ и MIT. «Когда-то мы учились у Вас!» — улыбнулся Дюрант. – сказал Григорий Баев.
Затем все участники отправились в музей университета, где вновь встретились с истоками и историей. Фотографировались на фоне экспонатов, многие из которых помнят руки и дыхание тех, кто учился в Слободском дворце. Вскоре многие из них увидели другой экспонат – новый станок кафедры МТ1.
Павел Быков и Александр Семенов рассказали, как можно найти общий язык с этой заморской махиной.
А в это время Елена Шухова тихо зашла в старую полуподвальную мастерскую, где студент Володя Шухов создал свою чудо-форсунку.
Там она познакомилась с Кузьмой Климочкиным и Иваном Никифоровым. Интересно, сможет ли Иван Никифоров повторить путь Шухова, который начинал в этой же мастерской?
Фото Николай Демчук, Юлия Котиева
Теги:John Durant, Александр Демин, Алена Лашина, Борис Константинович Ковалев, Борис Щукин, Галина Базанчук, Григорий Баев, Елена Шухова, Иван Никифоров, Илья Волчкевич, Кузьма Климочкин, Михаил Вашковьяк, Русская система обучения ремеслам, Сергей Коршунов, Ярославна Рыкова
Обратную ссылку с вашего сайта.